6 апреля 2000 г.
Обзор прессы
6.04.00
"Ведомости"
В материале "Суд не поверил ЕБРР" (авторы - Татьяна Самойлова Кирилл Корюкин) сообщается, что Европейский банк реконструкции и развития в очередной раз проиграл судебное дело компании Runicom, одному из акционеров компании "Сибнефть", от которой он требует вернуть $58 млн. ЕБРР утверждает, что банку принадлежат права требования по кредиту, который был ему переуступлен в рамках выполнения СБС-Агро своих обязательств перед ЕБРР по программе кредитования малого бизнеса. Однако суд принял сторону Runicom, которая заявляет, что никаких денег ЕБРР не должна. В среду кассационная инстанция Арбитражного суда московского округа не согласилась с претензиями ЕБРР к судам низшей инстанции, в которых он проиграл ранее. Требуемая сумма - это обросший процентами кредит, выданный Runicom банком СБС-Агро в 1997 г. и в дальнейшем многократно переуступавшийся. СБС-Агро переуступил долг родственному банку "Золото-Платина". А тот, в свою очередь, - ЕБРР. Предполагалось, что с помощью этого кредита СБС-Агро погасит свой долг в рамках программы кредитования малого бизнеса, по которой СБС выступал агентом. Однако теперь "Золото-Платина" утверждает, что сделка не была завершена, так как ЕБРР слишком поздно подтвердил свое согласие на нее. А за это время Runicom уже успела заплатить долг "Золоту-Платине". Между тем ЕБРР утверждает, что Runicom заплатила долг "Золото-Платине" гораздо позже. В дальнейшем, по мнению ЕБРР, был нарушен порядок предоставления документов, подтверждающих, что долг выплачен. В банке считают, что предыдущая инстанция, правильность решения которой подтвердил вчерашний суд, проигнорировала это обстоятельство.
"Низшая инстанция отказалась принять к рассмотрению документы, подтверждающие, что Runicom в действительности не заплатила долг на дату его погашения", - говорится в заявлении ЕБРР. В Runicom называют эти заявления клеветой. Компания ранее заявляла, что собирается подать в суд на сотрудников ЕБРР, однако вчера официальный представитель Runicom сказал "Ведомостям", что возможности судебного преследования банка, обладающего определенным юридическим иммунитетом, ограниченны. Пока компания лишь обратилась с жалобой к руководству банка. ЕБРР пока не решил, продолжит ли он борьбу за свои деньги. "ЕБРР крайне разочарован решением суда и рассматривает различные варианты дальнейших действий", - говорится в заявлении. Оно выдержано в более нейтральном тоне, чем предыдущие заявления руководства банка. Так, ранее они открыто намекали на необъективность судов, в которых были проиграны дела. Проигрыш дела Runicom не повлияет на расширение программ ЕБРР по поддержке малого бизнеса в России. Как сказала "Ведомостям" Элизабет Уоллес, старший банкир департамента финансовых учреждений ЕБРР, "банк не хочет, чтобы малый бизнес страдал из-за действий большого".
*****
В материале "Гладиаторские бои олигархов" (автор - Алексей Германович) сообщается, что поездка Путина Мурманск, вторая после избрания, показала, что президент помнит о провозглашенном им принципе "равноудаленности олигархов". Он столкнул лбами Владимира Потанина и Вагита Алекперова. Поводом для публичного столкновения Алекперова с главой потанинского "Норильского никеля" Александром Хлопониным стал ключевой для всего севера России Северный морской путь. Заседание началось вполне мирно. В патриотических тонах выступил Путин, который в конце выступления сказал: "Северный морской путь - это пример типичной транспортной монополии. Нам нужно всем обеспечить равный доступ кней. Мы не можем допустить, чтобы кто-то имел исключительное право на использование ресурсов Севморпути". Затем президенту рассказали о важности СМП, о том, что в 2003 - 2005 гг. ледокольный парк страны исчерпает весь свой ресурс, показали слайды и попросили денег.
Одним из последних выступал Александр Хлопонин, генеральный директор РАО "Норильский никель", принадлежащего группе "Интеррос", которую возглавляет Владимир Потанин. Он достаточно настойчиво попросил передать ледоколы государству и напомнил о давнем проекте "Норникеля" - альтернативной транспортной схеме, основанной на атомных подводных лодках. Путин с загадочной улыбкой попытался выяснить, почему для этого не подходят ледоколы. Затем начался небольшой скандал, который тлел уже несколько лет и впервые вырвался наружу в присутствии президента России. Монополистом по перевозкам в Арктике являются ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП). Пакетом владеет компания "ЛУКОЙЛ Арктик танкер", 25,5% принадлежат государству, остальное, как сказал генеральный директор ММП, принадлежит частным акционерам. Все это было доложено президенту (для которого это, конечно, новостью не было) при некотором замешательстве общественности. Пароходству принадлежат 42 специальных грузовых судна ледового класса, а в доверительном управлении у него находятся все отечественные ледоколы, до сих пор принадлежащие государству (шесть атомных, два дизельных и один лихтеровоз). У владельца "ЛУКОЙЛ Арктик танкер" - НК "ЛУКОЙЛ" - в морях Ледовитого океана располагается "зона стратегических интересов". В перерасчете на нефть извлекаемые ресурсы топлива на шельфе превышают, по словам Алекперова, "100 млрд тонн". За их разработку "ЛУКОЙЛ" борется с "Газпромом", представитель которого на совещании в Мурманске не присутствовал. Как сказал на заседании глава "ЛУКОЙЛА" Вагит Алекперов, "именно за счет повышения добычи в Тимано-Печорском бассейне можно компенсировать спад в Западной Сибири".
За счет иностранных кредитов, выданных под гарантии правительства РФ, "ЛУКОЙЛ" реализует сейчас программу по строительству 10 танкеров и шести танкеров ледового класса, часть которых уже построена и 1 марта этого года передана в доверительное управление ММП. Первую нефть они должны начать возить уже летом этого года. Однако, по большому счету, это дело будущего, а прочие потребители услуг Мурманского пароходства нуждаются в ледокольном флоте прямо сейчас. "На данный момент 78% перевозок по Северному морскому пути приходятся на грузы "Норильского никеля", - сказал глава "Норникеля" Хлопонин. Его предприятие не удовлетворено тарифной политикой Мурманского пароходства и уже пять лет разрабатывает план перевозки своей продукции на атомных подводных лодках. Хлопонин дал понять, что его не устраивает ситуация, когда "ЛУКОЙЛ" управляет государственными ледоколами. "Их [ "Норильский никель"]беспокоит то, что одна крупная компания зависит от другой, не менее крупной", - пояснил собравшимся суть проблемы Владимир Путин. В результате, как сказал в интервью "Ведомостям" после заседания вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, Владимир Путин поручил ему разобраться в этой ситуации и найти решение. По предположению Клебанова, оно может быть найдено в создании государственной управленческой компании, повышении управляемости госпакета акций или влияния на тарифную политику ММП. Однако, добавил Клебанов, в проблеме стоит как следует разобраться и он надеется сделать это в ближайшее время. В то же время он признал, что практика, когда конфликты между крупными компаниями будут решаться в публичном режиме, будет отныне постоянной. Об этом в конце заседания сказал и сам Путин: "Я сознательно некоторые вопросы заострил для того, чтобы дать возможность людям высказаться. Я считаю, правильно то, что они прозвучали публично". Впрочем, сам Хлопонин в разговоре с "Ведомостями" сказал, что никакой проблемы нет: "Мы сидели с Алекперовым рядом, и я уверен, что мы обо всем договоримся". Впрочем, до визита Путина в Мурманск проблема не решалась теми же участниками уже много лет.
*****
"Труд"
В материале "Должен - плати" (автор - Алексей Снегирев) сообщается, что встреча двух руководителей: Газпрома - Рема Вяхирева и РАО "ЕЭС России" - Анатолия Чубайса состоялась вчера в штаб-квартире газового концерна в Москве. Стороны обсудили вопросы взаимоотношений между этими крупнейшими российскими компаниями. В пресс-службе Газпрома "Труду" сообщили, что позиция в отношении РАО "ЕЭС России" была четко изложена накануне в сообщении для печати. "Труд" опубликовал его вчера. Там, в частности, отмечалось, что Газпром намерен выставить перед РАО "ЕЭС России" положенные по закону пени и штрафы за просроченную задолженность по поставкам газа для электростанций. Газовая компания намерена также потребовать от РАО ЕЭС ста процентов оплаты денежными средствами текущих поставок газа и возврата долгов в кратчайшие сроки. Напомним, что задолженность энергетиков за газ уже в первом квартале увеличилась на пять миллиардов рублей и составляет уже более 45 миллиардов. Балансом топлива предусмотрено использование энергетиками не только природного газа, но и угля, и мазута. А поскольку газ значительно дешевле других видов топлива, то кое-кому выгодно сжигать именно природный газ. Таким образом руководство РАО ЕЭС добивается дополнительной прибыли своей компании за счет перекоса топливного баланса страны. Газпром решительно отверг обвинения в намеренном сокращении поставок газа энергетикам. Фактические суточные объемы газа, по данным на 1 апреля, на 50,9 миллиона кубометров превысили договорные. Накануне встречи с Р.Вяхиревым в интервью программе "Время" ОРТ А.Чубайс заявил, что рассчитывает достичь с руководителем Газпрома соглашения о возобновлении сотрудничества в прежних масштабах. При этом он отказался дать гарантии, что энергоснабжение стратегически важных объектов страны будет обеспечено, если, мол, газовики не смягчат позицию. Между тем Владимир Путин на днях подписал постановление, касающееся расчетов бюджетополучателей и организаций за топливно- энергетические ресурсы. Документ ужесточает ответственность бюджетников за долги вплоть до уголовной ответственности...
*****
"Время новостей"
В корреспонденции "Нуль от нуля" (автор - Андрей Денисов) сообщается, что правительство предприняло новый шаг по либерализации газового рынка. Во вторник Владимир Путин подписал постановление "О ставках акциза на природный газ". Оно предусматривает, что до 1 июля 2000 года уплата акциза для независимых производителей газа (а именно для всех компаний, за исключением "Газпрома", "Норильскгазпрома", "Якутскгазпрома" и "Сахалинморнефтегаза") отменяется. С 1 июля им все же придется платить акциз (по России -15% стоимости газа; за пределы России, кроме Белоруссии, - 30% за вычетом НДС, таможенных платежей и расходов на транспортировку за пределами России; в Белоруссии - 15% стоимости на границе за вычетом НДС). Правда, в постановлении говорится, что правительством будет определен специальный перечень компаний, которые и после 1 июля не будут платить акциз. В течение месяца четыре ведомства (Минтоп, Минфин, Минэкономики и Минприроды) должны представить перечень организаций, не входящих в четыре вышеупомянутые комании и не являющихся их аффилированными лицами, но имеющих "объективные экономические основания" для установления нулевой ставки акциза. Политический эффект принятого решения, безусловно, больше экономического. Четыре компании, которым нулевая ставка акциза не грозит, обеспечивают примерно 99% добычи российского газа. Кроме того, подавляющему большинству независимых производителей газа (крупнейшие из них "Сургутнефтегаз" и "Роснефть") для доступа к экспорту нужно выполнять целый ряд технических требований. Так что ущерб от снижения поступлений в казну для государства невелик, но поставить лишнюю галочку в программе структурных реформ правительству удалось.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс-АНИ" сообщается, что российско-белорусская нефтегазовая компания "Славнефть" единым платежом в $58,4 млн. досрочно погасила кредит Международного банка реконструкции и развития для ее дочернего нефтедобывающего предприятия "Мегионнефтегаз". По словам старшего вице-президента "Славнефти" Даниила Хачатурова, в 1995 году "Мегионнефтегаз" получил кредит в рамках второго реабилитационного займа МБРР для закупки оборудования на сумму $51,9 млн. сроком на 10 лет. Компания погасила кредит для "Мегионнефтегаза" с учетом процентов.
*****
Газета публикует информацию о том, что ТНК и Альфа-банк приступили к реализации совместного проекта по выпуску бензиновых микропроцессорных карт для корпоративных клиентов. Бензиновая карта представляет собой платежный инструмент для расчетов за топливо на заправочных станциях компании. Фирмы, приобретающие новую карту Альфа-банка, смогут значительно упростить бухгалтерский учет операций по обслуживанию своего автопарка, контролировать использование корпоративных средств, а также избежать лишних расходов в случае повышения розничных цен на топливо. В пилотном проекте участвуют 10 АЗС, работающих под маркой ТНК. До конца года их количество увеличится до 30.
*****
Газета также сообщает о том, что завершено юридическое оформление сделки по приобретению Центральной топливной компанией 100% активов Московской топливной компании. По словам главы ЦТК Юрия Шафраника, данная сделка была проведена по поручерию правительства Москвы. Как он сообщил, активы МТК будут постепенно переходить в собственность ЦТК. Так к маю на балансе ЦТК будет числиться около 90 заправочных комплексов из 130, принадлежащих МТК. Также в состав компании перейдет Павельцовская нефтебаза.
*****
"Сегодня"
В материале "Вяхирев дал Чубайсу газа" (автор - Милана Давыдова) сообщается, что на вчерашней встрече в штаб-квартире "Газпрома" главы естесственных монополий - Рем Вяхирев и Анатолий Чубайс обсудили вопрос о задолженностях. "Газпром" потребовал от РАО в кратчайшие сроки погасить просроченную задолженность по поставкам газа для электростанций, 100-процентной оплаты "живыми" деньгами текущих поставок и возврата остальных долгов. По данным "Газпрома", задолженность энергетиков за газ уже в первом квартале увеличилась на 5 млрд. рублей и составляет сейчас более 45 млрд. рублей. "Газпром" и РАО договорились вчера о планомерном сокращении поставок газа внутри энергосистемы. Ограничения коснутся прежде всего промышленных потребителей и системы ЖКХ. "Газпрому" было обещано за все уплатить, но позже. По мнению Чубайса, борьба "Газпрома" с энергетиками ведется некорректно - газовики намеренно сокращают поставки топлива на электростанции, из-за чего РАО вынуждено отключать своих потребителей. Найти здесь правых и виноватых сложно, так как цепочка неплатежей начинается с потребителей РАО, и поэтому ограничения поставок газа не могут заставить энергетиков расплатиться по долгам. Между тем на "Газпром" как на основного донора давит правительство, обязавшее компанию уже к июню вносить 100% платежей в бюджет "живыми" деньгами. Учитывая то, что 40% газа потребляют энергетики, сделать это будет непросто.
*****
"Время МН"
В материале "Тяжелую нефть переработают в Нижнекамске" (автор - Игорь Пономарев) сообщается, что на Нижнекамском НПЗ начался монтаж уникального оборудования гидроочистки средних нефтяных фракций. Как сообщили в дирекции предприятия, оборудование из США позволит ежегодно производить около 1200 тыс. тонн высококачественного дизельного топлива и 500 тыс. тонн авиационного керосина. С пуском этого НПЗ в России появится первое предприятие, способное производить глубокую переработку тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы. НПЗ возводится на территории комбината "Нижнекамскнефтехим" и частично использует его мощности. Сегодня "Нижнекамскнефтехим" способен переработать около 7 млн. т. нефти в год. Глубина переработки невысока - 27-28%. Для сравнения: средняя глубина переработки нефти по России достигает 60%. Но с пуском нового оборудования этот показатель достигнет 82% (среднеевропейский - 80%). Акционерный капитал нового НПЗ составляет 10 млн. рублей. Его основные акционеры - "Татнефть" (63%) и АО "Нижнекамскнефтехим" (25% акций). Пока только "Татнефть" исправно финансирует строительство. Из-за того, что денег в обрез, пришлось отложить возведение второй очереди завода мощностью в 5 млн. тонн нефти. Акционеры ищут инвестиции под завершающие этапы строительства. С пуском завода резко возрастет экспортный потенциал "Татнефти", которая сейчас продает за рубеж только нефть. Новый НПЗ будет производить около 1 млн. тонн бензина, отвечающего европейским стандартам качества.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс" сообщается, что ТНК и "Альфа-банк" приступили к реализации совместного проекта по выпуску бензиновых микропроцессорных карт для корпоративных клиентов. Бензиновая карта представляет собой платежный инструмент для расчетов за топливо на АЗС, принадлежащих Тюменской нефтяной компании. Поскольку карта является предоплаченной, стоимость топлива фиксируется на дату оплаты и не изменяется даже в случае значительного роста розничных цен.
*****
"Независимая газета"
Со ссылкой на РИА "Новости" газета сообщает, что по предварительным данным, в первом квартале текущего года в бюджет собрано 127 млрд. рублей налоговых платежей. По словам главы МНС Алексанра Починка, налоговые сборы в марте составили, по предварительным данным, 47 млрд. рублей. "Газпром" в марте перечислил в бюджет 8 млрд. руб. налоговых платежей. По мнению Починка, платежи в апреле у "Газпрома" будут больше. Починок отметил, что налоговые платежи "Межрегионгаза" в марте составили один с небольшим миллиард рублей.
*****
В корреспонденции "Президент нашел нефть" (автор - Николай Павлов) сообщается, что в Грузии сделан новый шаг к возрождению экономики страны. В начале апреля на месторождении Тарибани в Восточной Грузии получена первая нефть. Работы по монтажу оборудования для новой скважины начались в ноябре прошлого года американо-грузинской компанией Frontera Eastern Georgia. Залежи нефти располагаются на глубине более трех тысяч метров. Ожидается, что дебет скважины в случае успешной добычи должен составить 150 тонн в день, что в ближайшее время полностью окупит затраты на ее разработку. Общие запасы нефти в Тарибани оцениваются в 600 млн. тонн, и все они будут использоваться для нужд страны. Сейчас в Грузии добывается 90 тыс. тонн нефти в год, но потребность страны в нефтепродуктах в пересчете на сырую нефть составляет полтора миллиона тонн. Таким образом, новая скважина сможет уменьшить сырьевой голод. По оценкам экспертов, страна обладает богатым нефтяным потенциалом. Не исключено, что эта отрасль экономики в скором времени станет приоритетной, а саму Грузию будут называть "вторым Кувейтом".
*****
Под заголовком "Транснациональные проекты можно осуществлять лишь вместе" публикуется интервью корреспондента газеты Виктора Тимошенко с заместителем председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Рифхатом Шакировым. Рифхат Шакиров считает, что магистральный трубопроводный транспорт - основа интеграции стран СНГ, что усиление дезинтеграционных процессов в Содружестве будет усиливаться до тех пор, пока лидеры этих стран не поймут, что существуют проблемы, решить которые можно лишь вместе, сообща. Он подчеркнул, что большинство стран СНГ - это "страны, благополучие которых обусловлено их выгодным геостратегическим положением. Например, Украина 30% своего бюджета наполняет за счет оплаты Россией транзита своего газа по украинской территории. В Молдавии, странах Прибалтики этот показатель еще выше. Сегодня политиками в Казахстане, в Закавказье магистральный трубопроводный транспорт рассматривается как основа национальной безопасности"
Касаясь технического состояния магистральных газонефтепроводов, Рифхат Шакиров отметил, что сроки их эксплуатации скоро закончатся. Например, только по России доля нефтепроводов со сроком эксплуатации свыше 20 лет составляет 73%, а свыше 30 лет 40,6%. На Украине, в Казахстане, в государствах Закавказья эти показатели еще выше. За последние годы аварии на магистральных нефтегазовых трубопроводах по причине коррозии металла труб составили 22%. Анализ состояния антикоррозийной защиты показывает, что тысячи километров трубопроводов имеют потерю металла более половины от толщины их стенки. "Мне трудно представить, что каждая из стран СНГ самостоятельно решит проблему так называемых старых газонефтепроводов, эксплуатация которых опасна и экономически неэффективна", - подчеркнул он.
Говоря об экологической составляющей этой проблемы, Рифхат Шакиров, обратил внимание на то, что, по данным международных экологических организаций, размеры утечек нефти на магистральных трубопроводах в России, Закавказье, Украине, Белоруссии и Молдавии значительны и наносят огромный ущерб окружающей среде. В бассейнах рек Днепра, Дона, Южного Буга, Немана, Волги высокая степень нефтяного загрязнения, более 30% проб питьевой воды не соответствуют химическим и бактериологическим нормативам. Содержание жидких углеводов в регионах Тюменской и Томской областей, гда проходят нефтегазовые трубопроводы, в 150-300 раз выше нормы.
*****
"Коммерсантъ"
В материале "Минтоп собирает пожертвования" (автор - Петр Сапожнтков) сообщается, что российские нефтяные компании получили предложение, от которого им трудно будет отказаться. Им предлагают скинуться на ремонт здания Минтопэнерго. Сбором пожертвований занимается компания "Роснефть" - ее президент уже разослал соответствующие прошения. Ни Минтопэнерго, ни "Роснефть" пока никак не комментируют свою инициативу. Однако как рассказали "Ъ" сотрудники организации, специализирующейся на исследованиях нефтяного рынка, это далеко не первый случай сбора Минтопом "ремонтных" денег. Якобы, еще летом, после назначения Виктора Калюжного минстром топлива и энергетики, он предложил нефтекомпаниям внести деньги на восстановление подведомственного ему здания. По данным "Ъ", тогда некоторые компании внесли требуемые суммы (по $0,5-1 млн.). И сейчас в Минтопэнерго действительно идет ремонт, однако его скорее можно назвать косметическим По всей видимости, нефтяники понесут деньги и на этот раз.
*****
В материале "Чубайс тушит свет" (автор - Петр Сапожников) сообщается, что вчерашняя встреча глав крупнейших российских монополий - Рема Вяхирева и Анатолия Чубайса - не сняла противоречий между "Газпромом" и РАО "ЕЭС России". Поставки газа энергетикам будут сокращаться. В результате только в европейской части России РАО ЕЭС будет вынуждено на четверть сократить подачу электроэнергии. Снижение поставок "Газпром" объяснил окончанием отопительного сезона и необходимостью пополнения запасов газа для будущей зимы. Кроме того, "Газпром" намерен потребовать от "ЕЭС России" стопроцентной оплаты денежными средствами текущих поставок газа и возврата старых долгов - более 45 млрд. рублей.
*****
В материале "ЦТК завершила предпродажную подготовку" (автор - Ирина Рыбальченко) сообщается, что вчера глава ЦТК Юрий Шафраник подтвердил, что сделка по приобретению активов Московской топливной компании завершена. За $100 млн. ЦТК получила 130 новых автозаправочных комплексов. По мнению наблюдателей, следующим шагом станет продажа самой Центральной топливной компании. На ее активы претендуют сразу две крупные нефтяные компании, поставляющие нефтепродукты на московский рынок - "ЛУКОЙЛ" и "Татнефть". Вчера Шафраник прямо заявил, что альянс ЦТК с "ЛУКОЙЛом" и "Татнефтью" "был бы правильным": у этих компаний объем добычи превышает объем переработки, а значит они располагают свободной нефтью для загрузки Московского НПЗ. По мнению наблюдателей, наиболее вероятной формой альянса станет обмен нефтедобывающих мощностей обеих компаний на акции Центральной топливной. Однако окончательно решить этот вопрос предстоит членам наблюдательного совета Московской нефтяной компании, которые соберутся на заседание завтра.
*****
Со ссылкой на "Интерфакс" сообщается, что представители литовского нефтяного комплекса Mazeikiu nafta, управляющего им американского концерна Williams International Company (WIC) и российской компании "ЛУКОЙЛ" возобновят сегодня в Лондоне переговоры о сотрудничестве в нефтяной отрасли Литвы. На переговорах будут обсуждаться возможности долгосрочных поставок "ЛУКОЙЛом" нефти на Мажейкяйский НПЗ, условия ее процессинговой переработки, а также покупки дочерним предприятием российской компании "ЛУКОЙЛ-Балтия" нефтепродуктов, произведенных в Литве. Ранее "ЛУКОЙЛ" предлагал обеспечить поставки 6 млн. тонн нефти в год. Однако продолжавшиеся пять месяцев переговоры о ценах, условиях переработки нефти и участия в нефтяном рынке региона не дали результатов.
*****
В материале "Савельев спрашивает, Калюжный не отвечает" газета рассматривает ситуацию, сложившуюся в результате неожиданной благосклонности главы Минтопа к "Восточно-Сибирской торговой компании", которой дано разрешение на реэкспорт части казахстанской нефти на чрезвычайно выгодных условиях. В понедельник представитель думской фракции СПС Дмитрий Савельев предложил направить В.Калюжному запрос, почему, собственно, "отдельно взятой компании предоставлены такие льготы". Комментируя обращение депутата Савельева, Калюжный попытался сделать вид, что не понимает обвинений в свой адрес. Поставки из Казахстана расписаны по российским заводам, и после того, как нефть пересекает границу России, она Казахстаном никак не контролируется. Именно это и дало возможность Минтопэнерго вмешаться в действующие правила и передать часть объемов ВСТК, которые та может вывезти на экспорт. Каким образом министерство соблюдает здесь государственный интерес? Ответа на этот вопрос пока нет, а факты говорят о следующем. Дмитрий Савельев считает, что, во-первых, передача нефти ВСТК уменьшает поставки на российские заводы. Во-вторых, в Государственный Таможенный Комитет направлено письмо о том, что названные поставки не должны облагаться экспортными пошлинами (20 евро за тонну). И наконец, "Транснефть", по предложению Минтопэнерго, должна применять для этих объемов не "экспортный", а внутрироссийский тариф, который в пересчете на одну тонну оказывается примерно на $1,5 ниже. Путем элементарных арифметических подсчетов можно выяснить, что отгрузка всего лишь одного танкера позволит ВСТК "сэкономить" не менее $1,5 млн. Предложение направить официальный запрос министру топлива и энергетики будет рассмотрено на заседании Госдумы. И вскоре станет понятно, сможет ли Виктор Калюжный дать вразумительное объяснение собственным действиям на министерском посту.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены