29 марта 2001 г.
Источник: газета "Якутия"
Автор: Петр Уваров, президент Лиги инженеров Якутии
При сжигании нефти на спичках не экономят
Причиной аварийных ситуаций, произошедших на объектах жизнеобеспечения в нынешний отопительный сезон является комплекс технических, организационных и человеческих факторов. Основной из них состоит в том, что при проектировании, строительно-монтажных работах, пуске-наладке и эксплуатации котельных не учтены специфические свойства сырой нефти как жидкого топлива.
Сырую нефть, согласно законодательству Российской Федерации по охране окружающей среды, не разрешается использовать в качестве жидкого топлива в котельных. Тем не менее ОАО "Ленанефтегаз" поставляет топливо, которое не отвечает требованиям ни по качеству, ни по техническим условиям, разработанным ННГК "Саханефтегаз". При этом изготовителями, поставщиками, транспортниками, нефтебазами и потребителями не выполняется требование "Положения по контролю качества нефтяного и газоконденсатного котельного топлива", утвержденного распоряжением правительства республики 30 июня 1999 года.
В составе неочищенной сырой нефти высока концентрация хлористых солей и меркаптана, которые при неправильном сжигании с избытком воздуха для горения приводят к коррозии металла стальных котлов. Кроме того, содержание в сырой нефти механических примесей, парафина, серы, смол и асфальтенов приводит к коксованию форсунок ротационных горелок и их частой чистке. Неправильный запуск горелок после остановки чреват взрывами и пожарами.
Специфические свойства сырой нефти должны учитываться при проектировании, строительно-монтажных и пусконаладочных работах и, конечно, при эксплуатации котельных. В проектах перевода котельных на сырую нефть предусматривается специальное оборудование -- фильтры грубой и тонкой очистки, нефтяные насосы, подогреватели топлива. Для сжигания нефтяного топлива должны подбираться специальные автоматизированные горелки с ротационными форсунками. К сожалению, отечественной промышленностью такие системы не выпускаются, а на покупку зарубежных горелок, как всегда, не хватает денег, хотя они окупаются за один сезон.
В результате неправильного сжигания "грязной" сырой нефти в неприспособленных горелках в продуктах сгорания топлива допускается превышение нормативов предельно допустимых выбросов. Содержание вредных веществ в продуктах сгорания должно регулироваться при пусконаладочных работах, при переводе котельных на сжигания сырой нефти, чего не делается вообще. А эксплуатационные организации не ведают о контроле качества сжигание сырой нефти с использованием газоанализаторов. Поэтому при использовании сырой нефти необходимо заняться модернизацией котельных с применением автоматизированных горелок с ротационными форсунками и оборудования для топливо -- подготовки и подогрева топлива.
Качество проектирования и строительно-монтажных работ по переводу котельных на сжигание сырой нефти не всегда отвечает современным требованиям, т.к. порой этим делом занимаются не специалисты, а дилетанты. В республике нет ни одной специализированной пусконаладочной организации с обученными кадрами и аппаратурой, приборами по анализу продуктов сгорания топлива.
Принятое правительством Якутии решение о переводе на сжигание топочного мазута не исключает решения тех проблем, о которых здесь идет речь. Более того, к ним прибавляются еще вопросы транспортировки этого вида топлива, подогрева и ряд других. Так что создание специальной организации по переводу котельных на сжигание жидкого топлива -- первоочередная задача. При внедрении новых технологий нельзя экономить, поскольку в этом деле нет мелочей. Как известно, экономия на спичках никого не сделала богатым.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены