Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker

Июнь 2000 г.
Источник: ОАО "СИБУР"
ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ НЕФТЯНОГО ГАЗА СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ БЫЛИ ОБСУЖДЕНЫ НА II РЕГИОНАЛЬНОМ СОВЕЩАНИИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ЭТОГО РЕГИОНА
В конце марта в Нижневартовске прошло II региональное Совещание "Проблемы экологической безопасности нефтегазового комплекса Среднего Приобья и эколого-экономическое сбалансированное развитие Ханты-Мансийского автономного округа". Организаторами выступили Правительство ХМАО и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. В совещании приняли участие руководители Правительства ХМАО, ответственные руководители Госкомэкологии РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Минтопэнерго РФ, МЧС РФ, Роскомзема, Рослесхоза, руководители основных нефтегазодобывающих компаний Среднего Приобья, представители нефтегазовых регионов России.
Среди других вопросов на совещании обсуждались и проблемы утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ).
На совещании выступил заместитель технического директора Открытого акционерного общества "Сибнефтегазпереработка" В. Плотников.
ОАО "Сибнефтегазпереработка" объединяет 9 газоперерабатывающих заводов, расположенных в Западной Сибири, и входит в структуру АК "СИБУР".
Для рационального использования ресурсов ПНГ в районах его добычи в 1975-1990 г.г. в Тюменской области была создана "Сибнефтегазпереработка", как единый комплекс, обеспечивающий сбор, первичную переработку нефтяного газа и транспорт продуктов его переработки до потребителей. Создание этого газового комплекса позволило только за последние 10 лет (1990-1999 гг.) полезно использовать более 210 млрд. м3 газа или 80% его ресурсов.
Газоперерабатывающие заводы выполняют важные для ТЭК Западной Сибири функции: посредством квалифицированной переработки нефтяного газа обеспечивают для нефтяных компаний экологически чистые условия процесса добычи нефти, осуществляют поставку отбензиненного газа на Нижневартовскую и Сургутскую ГРЭС, котельные городов и поселков, поставляют сжиженный газ для нужд населения и предприятий, формируют сырьевую базу для нефтехимической отрасли.
Уровень использования ПНГ в 1999 году по ХМАО составил 87%, в то же время, по условиям лицензионных соглашений на разработку месторождений он должен быть не ниже 95%.
Декларируемая правительством России политика сдерживания цен базовых монополий является несбалансированной. Так за 10 последних лет с 1990 г. цены на попутный нефтяной газ выросли с 15 до 150 руб. за 1000 куб м газа (в 10 раз), электроэнергию с 2 до 37,2 коп за квт/час (в 18 раз). В то же время, цена на основную продукцию газоперерабатывающей отрасли - отбензиненный газ с 45 до 258 руб. за 1000 м3 и ШФЛУ с 66 до 350 руб. за тонну (в 5 раз).
Прием газа на переработку и компримирование из года в год постоянно снижается. В 1999 году выработано сухого отбензиненного газа составила 5,1 млрд. м3, выработка ШФЛУ 0,8 млн.т., выработка стабильного бензина ниже 400 тыс.т. Выпуск продукции в стоимостном выражении в 1999 году по сравнению с 1998 годом также снизился и составил 2,3 млрд. руб. Себестоимость выпускаемой продукции в 1999 году составила 2,8 млрд. руб.
Для стабилизации финансового положения и улучшения экологической ситуации в районах нефтедобычи необходимы, прежде всего, срочные меры по финансовому оздоровлению газоперерабатывающих объектов.
Определяющим фактором экономики ОАО "СНГП" в целом является государственное регулирование цен по всей цепочки - начиная с цен на попутный нефтяной газ и кончая продукцией газопереработки. Финансовое положение ГПЗ ухудшилось из-за очередного повышения цен на ПНГ в 3 раза согласно приказам Минэкономики России № 471 от 01.11.99 г. Перечень регулируемых цен включает: газ попутный (до 150 руб. за 1000 м3), газ отбензиненный (по ХМАО - 258 руб. за 1000 м3 для газораспределительных станций), ШФЛУ (350 руб. за тонну). Начиная с 1995 года, газопереработка рассматривалась как убыточная, и государство предусматривало выделение дотаций на убытки. В 1999 году, не смотря на поддержку Губернатора округа, из Федерального бюджета на эти цели дотаций не выделено.
Отличительной особенностью структуры себестоимости газопереработки является высокая доля затрат на сырье (28%), и высокая энергоемкость производства (34%). Гипертрофированный вклад затрат на электроэнергию является одной из главных причин убыточности. На конкурентоспособность продукции СНГП отрицательно влияют высокие тарифы на транспорт газа (9 руб. за 1000 м3 на 100 км.) и ШФЛУ. Только в районах нефтедобычи сухой отбензиненный газ рентабелен. Та же картина наблюдается и с реализацией ШФЛУ. При установленной цене 350 руб. за т., цена ШФЛУ из-за высокого транспортного тарифа достигает у потребителей за Уралом 800-900 руб. за т.
Участники совещание отметили, что около 4 млрд. м3 ПНГ продолжает сгорать на нефтяных факелах, отравляя воздушный бассейн Среднего Приобья. На многих нефтяных месторождениях, введенных в последние 5-7 лет, попутный нефтяной газ в промышленных целях не используется, недропользователи не соблюдают условия лицензирования соглашений.
Выполнение федеральной программы "Топливо и энергия" на 1996-2000 г.г. в части использования ПНГ сорвано из-за отсутствия централизованных источников финансирования. Некоторые нефтяные компании практически заморозили строительство объектов сбора и утилизации газа по экономическим причинам.
Газоперерабатывающие заводы загружены в среднем на 40%, фактически выработали свои ресурсы, имеют средний износ 65% и находятся на грани остановки. Транспорт ШФЛУ осуществляется по временной схеме. Состояние трубопроводного транспорта ШФЛУ оценено Госгортезнадзором РФ как неудовлетворительное.
Декларируемая правительством России политика сдерживания цен базовых монополий не является сбалансированной. За 10 последних лет с 1990 г. цены на ПНГ выросли в 10 раз, на электроэнергию в 18 раз. В то же время цена на основную продукцию газоперерабатывающей отрасли: отбензиненный газ и ШФЛУ - в 5 раз. Остановка газоперерабатывающих предприятий приведет к экологической катастрофе, прекращению добычи нефти и к невосполнимым экономическим потерям.
Проблему полного использования ресурсов нефтяного газа решать комплексно на региональном и федеральном уровнях с применением эколого-экономического подхода.
В качестве реального шага по финансированию оздоровления предприятий, утилизирующих попутный нефтяной газ в Среднем Приобье, региональное совещание рекомендовало утвердить предлагаемый Госкомэкологией России Порядок определения и дифференцированного взимания платы за загрязнение окружающей среды при сжигании попутного нефтяного газа. С предприятий, использующих ПНГ на 95% плата за загрязнение окружающей среды при сжигании газа не взимается. Для предприятий, использующих от 50% до 95%, плата увеличивается в 5 раз, а использующихся менее 50% - в 25 раз.
Разработать и принять закон "О попутном нефтяном газе" в округе, а по результатам внедрения рекомендовать его для принятия федеральной исполнительной и законодательной властью. Минтопэнерго и Минэкономики РФ предложено устранить дисбаланс между ценами на ПНГ, отбензиненный газ и электроэнергию, например, заключением картельного соглашения между нефтяниками, газопереработчиками и энергетиками.
Кроме того, ОАО "Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании" (АК "СИБУР") разработать и внедрить программу финансового оздоровления газоперерабатывающих и газотранспортных предприятий Тюменской области. При содействии территориальных и федеральных органов исполнительной власти завершить начатую работу по внедрению эколого-экономического эксперимента на этих объектах в 2000-2005 гг.
Реализация данных предложений позволит прекратить сжигание попутного нефтяного газа наиболее удаленных месторождений нефти, стабилизировать работу предприятий по добычи, переработке и транспорту газа, привлечь инвестиции к этим объектам, догрузить сырьем имеющиеся газоперерабатывающие мощности, создать надежное газоснабжение энергетических объектов (в т.ч. Нижневартовской и Сургутской ГРЭС), городов и поселков региона. В конечном итоге будет произведена дополнительная ликвидная продукция, прекратится отток квалифицированных кадров, увеличится налогооблагаемая база нефтедобывающего и газоперерабатывающего комплекса.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены