17 мая 2001 г.
Источник: газета "Эхо" (Азербайджан)
Автор: К. Али
Секреты бензиновой мафии
О существовании бензиновой мафии известно всем. Больше осведомлены автомобилисты - они знают, что бывает с машиной, заправленной дурным бензином: стоит только отъехать от иной бензоколонки, и машину начинает дергать, мотор "чихает и не тянет" - словом, все симптомы начинающегося "гриппа". Осложнения не заставят себя долго ждать. Если же будете заезжать на сомнительную бензоколонку часто, скопившейся на дне бензобака маслянистой гадостью испортите бензонасос, забьете бензопроводы, а мотор застучит, после чего ему одна дорога - на свалку или в капремонт. То же можно сказать и о дизельных моторах, так как дизтопливо, сделанное подпольно из мазута, замерзает при температуре даже выше нуля.
Почему такое случается, и какие бензозаправки лучше объезжать, даже если у вас кончился бензин и придется буксировать машину? Попытаемся на это ответить, но учтите, что все секреты в нашей стране, имеющие отношение к бензиновому бизнесу, охраняются пуще военных, а журналистке, написавшей однажды про это, упоминая в статье имена и названия, пришлось, чтобы не сесть в тюрьму, "извиняться, извиняться и еще раз извиняться" (из ее выступления на судебном процессе).
Бензин с добавками или добавки с бензином
Приключения бензина начинаются сразу после его получения на нашем основном перегонном заводе и десятка подпольных (а на самом деле вполне легальных кустарных) нефтеперерабатывающих предприятиях и из бесчисленных дырок в бензопроводах. В лучшем случае бензин разбавят водой, в худшем... Торговцы покупают на заводе не только кондиционный, но и дешевый, так называемый прямоперегонный бензин, получаемый при первичной перегонке нефти и необходимый в качестве сырья в химической промышленности. Прямогонный бензин смешивают с кондиционным, увеличивая объем товарного топлива. Естественно, что октановое число бензина не соответствует стандартам. Тут-то и нужны высокооктановые присадки - смола пиролиза, метилобутановый эфир и др. Смешав присадки с кондиционным топливом, можно довести октановое число бензина с 92 до 95 и даже 98.
Присадок в нефтехимическом Азербайджане великое множество. Могут добавить тетраэтилсвинец, делающий бензин этилированным. Эта присадка запрещена в развитых странах из-за ее угрозы экологии. Применяют антидетонатор на основе соединений марганца и железа, от которого на свечах зажигания образуется токопроводящий нагар, выводящий свечи из строя через несколько сот километров пробега.
Самая популярная сейчас присадка - метилтретбутиловый эфир, безопасный для двигателей. В США он запрещен из-за риска отравления грунтовых вод. Самая дешевая и доступная присадка - нафталин, загрязняющий форсунки. Стоит добавить 500 г нафталина в 10 л бензина, и его октановое число повышается на 3-4 единицы. Эти сведения получены, что называется, "из литературных источников" - ни один азербайджанский производственник в таких махинациях сам не признается. А вот сведения, поступившие к нам из Грузии: "Большая партия сырья для производства фальсифицированного бензина ввезена в Грузию из Азербайджана
Как сообщил председатель Ассоциации защиты прав реализаторов и потребителей нефтепродуктов Грузии Георгий Хухашвили, это 800 тонн пиролизной смолы, которую применяют для производства так называемого химического бензина, запрещенного в большинстве стран мира, в том числе и в Грузии, из-за его вредного влияния на окружающую среду и здоровье человека, а также недопустимо низкого качества. По его словам, с другой целью пиролизная смола практически не применяется - только в очень малом количестве для вытяжки мазута" ("Caspian").
Ищите, где повыше
Наше государство с преступлениями на ниве фальсификации бензина практически не борется. Может, потому, что вся топливная промышленность у нас принадлежит государству, а подавляющее большинство АЗС, продающих бензин, подчинены "государственным" людям. Но в этой системе есть чисто азербайджанская хитрость - поскольку эти АЗС "государственные", то они, естественно, могут вывозить бензин с завода по дешевке и не платить налоги. АЗС мелких, действительно частных азербайджанских фирм, число которых ежегодно уменьшается, таких привилегий не имеют, и бензин им поэтому обходится дороже. Чтобы не обанкротиться и покрыть расходы на налоги и др., мелкие фирмы вынуждены идти на фальсификацию бензина. Отсюда первый совет: заправляйтесь у тех, кто на самом верху пирамиды. У кого? Не можем сказать, чтобы по принуждению не "извиняться, извиняться и еще раз извиняться".
Самые ушлые водители примечают АЗС, из-за которых им приходится чистить топливные системы своих автомобилей и больше к ним не заезжают. Но доказать преступление этой АЗС без специальной техники невозможно: попробуй убеди в том, что форсунки или карбюратор забились смолой, попавшей в них именно с тем топливом, а не из соседней бензозаправки. Внешне ведь непригодный бензин может не отличаться от нормального. Небольшое количество вредных примесей на цвет и прозрачность бензина не влияет.
Впрочем, для качественных автомобилей вредно все, что изготавливается на азербайджанских нефтеперерабатывающих заводах. По словам директора НИИ нефтехимических процессов Мусы Рустамова, продукция двух наших производителей "Азернефтяг" и "Азернефтянаджаг" далека от европейских стандартов качества и близка к российским. Наша солярка качеством лучше российской, так как в нашей нефти меньше серы.
М.Рустамов признал, что на АЗС "с бензином вытворяют все, что угодно", и объяснил, что специалисты его НИИ представили заводам схему реконструкции производства, исключающую некачественную работу, но для ее реализации нужны средства, которых у заводов нет. Пока же он советует заправляться там, где вывешен сертификат качества, полагающийся на каждую товарную партию бензина. Итак, совет второй - требуйте сертификат!
"Чем цветнее, тем лучше"
Примерно так же плохо, как у нас, обстоят дела в России. Глава представительства "British Petroleum" в России Джефф Фрэнкс "не может понять, что это за конкуренция, если одни вкладывают капитал в строительство современных АЗС, следят за качеством топлива, а другие продают под видом бензина непонятно что и уходят от ответственности и налогов" ("За рулем", N4, 2001). Он предложил ввести жесткую систему штрафов для АЗС за продажу некачественного топлива. Хорошо бы ему посоветовать тоже и для Азербайджана.
Нет, в России все-таки чуть лучше. Там компания "LUKoil" заявила о том, что со второго квартала этого года внедрила свой стандарт, по которому в бензине ее изготовления будет специальный маркер "Дитект-тм", действующий по принципу "замок-ключ". Благодаря маркеру можно будет отличить продукцию "LUKoil" от всех остальных. Это, кроме того, что давно уже признанные производители окрашивают разные марки своего этилированного бензина: желтый - для А-76 и оранжевый - для АИ-93. "LUKoil" же будет окрашивать в свои цвета: А-76 у них станет красный, АИ-92 - голубого цвета. От пигментов качество бензина не ухудшается, так как красители добавляют в миллионных долях объема, а стоимость топлива от этого больше на 0,2%
Азербайджанский НИИ нефтехимических процессов разработал уже аналогичные красящие пигменты для нашей "Azpetrol", но та пока их у себя не внедрила. Стандарты на бензин у нас остались советские и явно устарели, а новые только подготовлены в НИИ нефтехимпроцессов и долго согласовываются. Качество бензина в Азербайджане должен контролировать Азгосстандарт, но делать это он фактически не может, так как, запрети он продажу некачественного бензина, все машины у нас "встанут", ибо весь бензин некачественный (мы уже не говорим о чисто "азербайданских" причинах, не позволяющих госстандарту вообще- что-то зарпещать...).Значит, наглядно удостовериться в качестве купленного у нас бензина можно будет только на АЗС, где продают окрашенный бензин. Отсюда третий совет: ищите цветной бензин. А если его в стране еще нет? Смотрите советы NN 1 и 2.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены