17 апреля 2001 г.
Источник: еженедельник "Версия"
Автор: Николай Киселев
Бензиновый передел
В Петербурге возможны жертвы
Комитет по экономике и промышленной политике Петербурга (КЭПП) в конце 2000 года провел тендер на поставку топлива ГП "Пассажиравтотранс", результаты которого кардинально изменили расстановку сил на городском топливном рынке. В нынешнем году, впервые за последние несколько лет, основную часть бензина и дизельного топлива (около 70%, или около 6 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц) в городские автопарки будет поставлять не ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК), а компания "Балт-Трейд".
Напомним, что тендер на обеспечение "Пассажиравтотранса" топливом на 2001 год впервые проходил по новой схеме, разработанной в недрах КЭПП, руководимого вице-губернатором А. Алексашиным. В частности, как стало известно, юристы, разработавшие условия тендера, до недавнего времени входили в состав руководства холдинга "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ), дочерней структурой которого как раз и является "Балт-Трейд" (цена вопроса, кстати, 18 млн. долл.). Многие эксперты полагают, что новые условия корреспондируются с финансово-экономическими планами развития "Балт-Трейда". Другие компании сочли для себя эти условия невыгодными за неимением возможности заранее прогнозировать те или иные затраты при тех или иных объемах поставок в городские структуры, то есть из-за нежелания допускать определенный демпинг и убытки.
В прошлом году кроме ПТК и "Балт-Трейда" автопарки снабжала топливом компания "ЛУКойл Северозападнефтепродукт", которая имела договор на снабжение двух из десяти автопарков ГП "Пассажиравтотранс". В нынешнем году дочерняя компания "ЛУКойла" оказалась исключенной "по техническим причинам" из числа участников тендера. В результате городское руководство будет вынуждено вновь изыскивать возможности для снабжения нефтепродуктами частные топливные компании по договорам, заключенным администрацией Петербурга с нефтяными компаниями, может, даже с тем же "ЛУКойлом". Ранее сложных ситуаций с поставками топлива в город не возникало, поскольку рынок не был монополизирован, и в случае отказа одной из нефтедобывающих компаний, к примеру "ЛУКойла", стабильность рынка сохранялась, поскольку городская администрация (через ПТК) привозила в город "сургутское" топливо. В нынешней ситуации все вопросы нефтепродуктоснабжения городского транспорта зависят только от компании "Балт-Трейд", которая не только не имеет своего топлива, но и даже не является уполномоченной компанией НК "Сургутнефтегаз" - традиционного оптового поставщика топлива для Петербурга.
Эти опасения на недавней пресс-конференции руководства Российского топливного союза высказал вице-губернатор Петербурга Ю. Антонов, обладающий большой компетентностью в вопросах бесперебойного снабжения нефтепродуктами городского транспорта (до недавнего времени именно он курировал в администрации топливный сектор города). Вместе с тем Антонов высказался за скорейший пересмотр результатов бензинового тендера, во всяком случае, условия проведения тендера по трем автопаркам, которые сейчас обслуживает ПТК, будут, по его словам, пересмотрены в течение этого месяца. Вызвано это тем, что до сих пор не нашлось оператора, который согласился бы участвовать в нем на жестких условиях, предложенных КЭПП. Среди параметров, которые, по мнению Ю. Антонова, должны быть скорректированы, - гарантии города по срокам оплаты и цена за поставляемое топливо. Тендер будет открытым. Однако победителем скорее всего в нем станет ПТК. В автопарках находятся заправки ПТК (поэтому нефтетрейдер обслуживает эти парки и сейчас даже без заключения договоров, причем по ценам, которые ниже предложенных КЭПП). В противном случае, по утверждению вице-губернатора Ю. Антонова, "выплату автобусными парками задолженности за прошлые поставки в объеме 100 млн.руб. в первую очередь получат ушедшие с рынка нефтетрейдеры".
Жесткая позиция Ю. Антонова в отношении нормального топливного снабжения города давно вызывает недовольство оппонентов. В частности, 000 "Фаэтон" разослало жалобы в Территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей (ТУМАП) и прокуратуру Петербурга. В них руководители этой некогда крупнейшей в Петербурге нефтетрейдерской компании настаивают на том, что вице-губернатор Ю. Антонов в 1999 году предвзято решил вопрос с определением уполномоченной компании для работы с поставками топлива "Сургутнефтегаз". Прокуратура не выявила нарушений в действиях Антонова. ТУМАП, напротив, приняло решение о возбуждении дела против администрации Петербурга по факту нарушения Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". На протяжении нескольких месяцев в центральных СМИ ведется грязная РR-кампания по дискредитации принципиального "топливного" вице-губернатора. В Смольном даже рассматривали возможность подачи судебных исков о защите чести и достоинства к ряду изданий.
Но, судя по всему, оппонентам непримиримого вице-губернатора этого показалось мало. В ходе 7-го этапа операции "Вихрь-Антитеррор", которая проходила в городе на Неве с 19 марта по 7 апреля, сотрудники уголовного розыска Санкт-Петербурга ликвидировали несколько банд, на счету которых ряд громких заказных убийств, в том числе и председателя петербургского ЗакСа Виктора Новоселова. В рамках этой операции совершенно случайно была получена оперативная информация о готовящемся покушении на одного высокопоставленного чиновника губернаторской администрации. Подробности представители ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области пока не разглашают, но у них есть все основания полагать, что мотивом для совершения громкого преступления мог быть как раз скандальный передел на топливном рынке города. Наши источники в ГУВД сообщают, что достоянием оперативников стали кассеты с прослушкой телефонных разговоров неназываемого чиновника, записи о его рабочем графике и маршрутах передвижения.
Как известно, самые громкие убийства последних лет в Санкт-Петербурге в основном были связаны с переделом сфер влияния не только в криминальном бизнесе, но ч в различных областях городского хозяйства. Достаточно вспомнить убийства руководителя БФПГ Павла Капыша и председателя Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Михаила Маневича. Судя по всему, нерешительные действия правоохранительных органов по раскрытию этих и других резонансных преступлений в Петербурге дали повод некоторым представителям криминального мира считать себя абсолютно неуязвимыми перед законом и справедливым возмездием. Неужели печальная слава Петербурга как криминальной столицы России, в которой правят авторитетные олигархи, опять возобладает? А пока что, как утверждают наши источники в Смольном, на ближайшем заседании Малого правительства будет рассмотрен вопрос о предоставлении вице-губернатору Ю. Антонову персональной охраны. Странно, но факт: чиновники такого высокого ранга перемещаются по Петербургу без секьюрити. Исключение сделано только для руководителя КУГИ (видимо, в память о Маневиче). Впрочем, наличие телохранителей никогда не останавливало профессиональных киллеров. Наоборот, их методы устранения жертв в этом случае бывают особенно изощренными.
На недавнем совещании руководителей силовых ведомств Петербурга городской прокурор Иван Сыдорук лишь беспомощно сетовал: "Посмотрите, какие процессы сейчас идут в сфере торговли бензином, а никаких уголовных дел у нас нет. Между тем мы же взрослые люди и понимаем, что там все не так просто". Когда же наконец силовики от слов перейдут к реальным действиям по наведению порядка в родном городе Президента России?
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены