28 июня 2000 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Сергей Алехин
Бензиновый сговор
Впервые доказан в суде ценовой сговор торговцев
Однако чтобы установить его, потребовался целый год кропотливой работы территориального управления МАП России. О решении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, признавшего, что бензиновый кризис прошлого года был спровоцирован сговором "бензиновых королей", мы уже сообщали нашим читателям неделю назад. Вопреки прогнозам скептиков суд кассационной инстанции оставил в силе решение антимонопольного органа: по судебному решению монополисты должны будут выплатить в бюджет семь миллионов рублей. Бензиновый кризис конца апреля - начала мая прошлого года был совершенно неожиданным и весьма ощутимым ударом по кошелькам сотен тысяч автовладельцев. Напомним: цены на бензин подскочили в Санкт-Петербурге за два-три дня почти в 2,5 раза. Но даже по немыслимо дорогой для многих цене бензин в те дни достать на берегах Невы было крайне тяжело. У бензоколонок с замотанными шлангами стояли тысячи машин. Словом, бензиновый кризис нанес немалый ущерб петербуржцам. Впрочем, не только им. Из города на Неве, словно круги от брошенного в воду камня, пошли по всей стране волны повышения цен на автомобильное топливо. Буквально через пару дней стоимость бензина взлетела в Москве, Новгороде, Пскове, Вологде и далее по всей стране. И никакими разумными аргументами случившееся объяснить было невозможно.
За расследование причин кризисной ситуации, сложившейся на Северо-Западе России, сразу же взялось территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), стоящее на страже антимонопольного законодательства. И почти сразу же его специалисты возбудили дело по пункту 1 ст. 6 Закона РФ "О конкуренцииЙ". Бензиновые короли Петербурга были заподозрены в согласованных действиях. В совокупности они имели долю на рынке розничных продаж бензина свыше 35 процентов. В поле зрения сотрудников МАП попали АОЗТ ТИК "Балт-Трейд", ЗАО "Киришиавтосервис", ЗАО "ЛУКОЙЛ-Санкт-Петербург", ЗАО "Невская топливная компания", ООО "Несте-Санкт-Петербург", ООО "ПТК-Сервис", ЗАО "Транссервис", ООО "Фаэтон", ООО "Шелл АЗС" , а также два участника оптового рынка - ООО "Оптовая фирма "ПТК" и ООО "Эко-Белм".
В конце июля прошлого года комиссия МАП признала всех их нарушившими Закон РФ "О конкуренцииЙ". Нефтетрейдеры обвинялись в согласованных действиях, направленных на повышение розничных цен на бензин и поддержание их в течение месяца. Всем им были выданы предписания о перечислении в доход федерального бюджета прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Общая сумма прибыли, подлежащая перечислению в бюджет, составила 9,8 миллиона рублей. Все, кроме ООО "Эко-Белм", обжаловали это решение и предписание в арбитражном суде по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но суд отклонил их иски. Тогда нефтетрейдеры подали апелляцию, и в феврале этого года решение и предписание антимонопольного управления, увы, были признаны недействительными.
Суд апелляционной инстанции оправдал бензиновых королей, прежде всего исходя из неправильного толкования понятий "соглашение", "согласованные действия", "ценовой диапазон" и другие. Естественно, антимонопольное ведомство обжаловало постановление суда в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
- Дело в том, что факт установления согласованных действий, - рассказывает начальник территориального управления МАП Олег Васильевич Коломийченко, - доказывать крайне сложно. Во-первых, мы не имеем права на оперативно-розыскную деятельность, отсутствует и методическая база по выявлению и доказательству согласованных действий. Нам нужно было дать ответы на такие вопросы. Является ли повышение розничной цены на автомобильное топливо более чем в 2 раза результатом сговора? Возможно ли применение термина "ценовой диапазон" в случае, если цена увеличилась в два и более раза? Что вообще понимается под термином "ценовой диапазон"? Является ли повышение цен, происходившее последовательно в течение 2-3 дней, а не единовременно, на одну дату, на одно время результатом согласованных действий? Как в конце концов доказывать ограничение конкуренции, если цена повысилась у всех участников рынка?
И нам удалось представить убедительные доводы, что сговор был. Материалы дела ТУ МАП России полностью подтверждали тот факт, что каждая из компаний отдельно не имела возможности достаточно длительное время поддерживать столь высокий уровень цен. Это стало лишь возможно в результате скоординированной ценовой политики участников рынка. К апелляции поступило экспертное заключение одного крупного испанского специалиста, который объяснял, как согласованные действия рассматриваются на Западе. Это экспертное заключение в какой-то степени нам помогло, и мы стали играть в суде, как говорится, на "поле противника".
- В ходе рассмотрения этого дела, - продолжает Олег Коломийченко, - наше управление вышло с предложениями о необходимости доработки правовой базы. И прежде всего мы выступили с идеей о внесении в статью 4 Закона РФ "О конкуренцииЙ" формализованных определений понятий "соглашение", "согласованные действия". Очевидно, что необходимо было бы внести изменения и в пункт 2 статьи 6, так действующая формулировка ограничивает сферу применения статьи только случаями наличия между контрагентами договора купли-продажи, подряда или оказания услуг; иные формы, например, договора аренды, агентские соглашения и прочие из сферы регулирования.
История с разбирательством причин прошлогоднего бензинового кризиса выявила немало и других острых проблем. Стало очевидно, что антимонопольщикам нужно совместно с правоохранительными органами разрабатывать и утверждать порядок их взаимодействия в процессе возбуждения уголовных дел по фактам монополистической деятельности на товарных рынках. Без этой меры при возникновении подобных ситуаций в дальнейшем разбираться было бы просто невозможно. И шаги по сближению и взаимодействию в Петербурге сейчас уже сделаны. Руководитель регионального управления МАП Олег Коломийченко считает, что в отдельных случаях ситуацию практически невозможно контролировать обычными мерами экономического и административного воздействия. Именно поэтому МАПом был подготовлен, согласован с МНС России, Минфином, Минэкономики и направлен в Правительство ряд предложений по недопущению необоснованного роста цен на ГСМ. Речь идет о введении антимонопольных регуляторов, позволяющих минимизировать сокрытие налогов, а также теневой денежный и товарный оборот и при этом обеспечить недопущение необоснованного роста цен на ГСМ.
Вопрос о том, может ли еще раз повториться подобный бензиновый кризис и каковы возможные аспекты улучшения ситуации на региональном рынке, безусловно, волнует сотни тысяч людей. Но чтобы дать ответ на него, нужно понять тенденции, происходящие в регионе.
- На рынке нефтепродуктов нашего региона, - говорит Коломейченко, - идет укрупнение розничных продавцов бензина, ведется строительство сети новых АЗС за счет поглощения более слабых компаний. На рынке появились крупные компании - "ЛУКОЙЛ", "Славнефть", созданы холдинговые структуры. В итоге обостряется конкурентная борьба. Мы направили администрации Санкт-Петербурга и правительству Ленинградской области предложения о стимулировании привлечения на региональный рынок нефтепродуктов не менее трех конкурирующих компаний. Лишь в этом случае может наступить некоторая стабильность, ведь и сегодня ситуацию на рынке нефтепродуктов в Питере стабильной назвать нельзя. И все же специалисты территориального управления МАП не исключают, что в дальнейшем резкие шаги бензиновых королей не исключены. Нынешней весной они уже забрасывали пробные "шары", делая заявления о том, что якобы грядет новый рост цен на бензин. И что примечательно - делал это руководитель лицензионной палаты, одновременно являющийся председателем некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб". Похоже, была новая попытка координации действий, чтобы заблаговременно обосновать неизбежность нового повышения цен. И скорее всего это было вызвано тем, что Петербургская топливная компания попала в довольно сложное положение. Но, как говорится, пронесло.
Впрочем, говорят, что серьезных причин для увеличения цен на бензин сейчас в Петербурге нет. Но проезжая в эти дни мимо бензоколонок самых разных фирм, все автолюбители заметили: буквально все накинули к цене в среднем по двадцать-тридцать копеек. Но на календаре лето, разгар отпусков, а следовательно, и пик спроса на бензин. Региональное же управление МАП внимательно следит за состоянием топливного рынка города и бурю пока не прогнозирует. Но вот что особо подчеркивают питерские антимонопольщики: в этой области нужна государственная политика. И предложений своих они не скрывают.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены