29 июня 2001 г.
Источник: газета "Красноярский рабочий"
Автор: Н. Егорова, начальник инспекции Счетной палаты
Кто греет руки на северном завозе
В последнее время в СМИ часто можно услышать отрицательные отзывы об организации северного завоза в крае, где к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов относятся Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский и Туруханский районы, города Енисейск, Игарка и Норильск.
Счетная палата края как орган государственного финансового контроля всегда уделяет внимание наиболее актуальным, волнующим общественность проблемам, поэтому и данный вопрос не мог остаться в стороне. Осенью 2000 года была проведена проверка использования средств регионального (краевого) фонда поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности за 1999 год. В ходе проверки установлено следующее.
В законе края "О краевом бюджете на 1999 год" определено, что государственная поддержка досрочного завоза продукции (товаров) в северные районы края осуществляется за счет средств регионального фонда и средств, выделяемых из федерального фонда целевых субвенций. В нарушение действующего законодательства 224,2 млн рублей, полученных из фонда целевых субвенций, предусмотренных в 1999 году на государственную финансовую поддержку завоза грузов в северные районы, не были отражены в доходной части краевого бюджета.
Законом Красноярского края "О краевом бюджете на 1999 год" региональный фонд определен в сумме 1 млрд 715,3 млн рублей. В октябре 1999 года объем бюджетных ассигнований уменьшен до 139,45 млн рублей. Фактически за 1999 год средства регионального фонда составили 135 009,2 тысячи рублей. В 1999 году в северные районы края за счет всех источников завезено: угля - 331,4 тысячи тонн, или 88,2% от заявленного объема; нефтепродуктов - 87 тысяч тонн, или 75,3%; продовольствия, медикаментов, продукции производственно-технического назначения на общую сумму 127,14 млн руб.
Анализ исполнения двумя операторами-поставщиками - ЗАО "Крайсеверкомплект" и ООО "Севернефть" - договоров поставки угля и ГСМ показал следующее. При общем объеме перепоставки продукции "Крайсеверкомплектом" установлен факт ее недопоставки в Туруханский район конкретным получателям. Кроме того, ЗАО нарушило график завоза угля в Енисейский район.
Имели также место нарушение ассортимента и объемов поставляемой продукции. Так, общий плановый объем поставки ГСМ в Енисейск по спецификации к договору комиссии, заключенному между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть", составил 7,13 тысячи тонн, в том числе бензин - 2,23 тысячи тонн. Фактический объем поставки бензина по договорам составил 0,112 тысячи тонн. Этим же оператором-поставщиком на 31.12.99 г. в Енисейский район недопоставлено 1,615 тысячи тонн нефтепродуктов. Другой пример: ООО "Севернефть" поставило в Кежемский район 1,14 тысячи тонн нефтепродуктов вместо установленных 6,3 тысячи тонн.
Постановлением администрации края от 27.05.99 г. N 304-п установлено обязательное согласование цен по договорам на поставку нефтепродуктов с комитетом цен администрации края. Требуемое согласование на момент проверки по договорам, заключенным между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть", не представлено. Аналогичная ситуация с договорами между Енисейским УЖКХ и ООО "Севернефть", между администрацией Кежемского района и ООО "Севернефть".
Ответственность за нарушение сроков, объемов поставки, ассортимента, договорной цены надлежащим образом не прописана в договорах, что дает возможность для злоупотреблений со стороны операторов-поставщиков. Например, в договорах, заключенных между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть", между Енисейским УЖКХ и ООО "Севернефть", не предусмотрена ответственность этого ООО за нарушение объемов и сроков поставки ГСМ. Размер комиссионного вознаграждения не зависит от нарушений перечисленных условий.
Проверкой формирования договорной цены ООО "Севернефть" по договору между администрацией Енисейска и ООО "Севернефть" установлено ее несоответствие отпускной цене поставщика-изготовителя. Отпускная цена завышена на 4,7%. Схожая ситуация в отношении договора между Енисейским УЖКХ и ООО "Севернефть". Завышено комиссионное вознаграждение за счет превышения цены фирмы - поставщика нефтепродуктов.
По результатам анализа использования администрациями северных территорий средств регионального фонда сделаны следующие выводы. Суммы средств регионального фонда, переданные в управление, владение районам и городам северных территорий, не были отражены при формировании местных бюджетов. Администрации северных территорий либо вообще не погашали задолженность перед региональным фондом, либо погашали ее не в полном объеме. Районными администрациями не применялись меры по взысканию кредитов и процентов по ним, выданных юридическим и физическим лицам.
При формировании бюджетов северных территорий, например бюджета Енисейского района, где фонд финансовой поддержки составляет 65%, а доля собственных доходов лишь 35%, учитывались средства на текущие расходы социальной и бюджетной сферы, при этом источники погашения задолженности муниципальных образований по средствам регионального фонда не были предусмотрены. Возвращенные предприятиями-заемщиками средства регионального фонда отвлекались на текущие расходы районного бюджета. Так, погашение задолженности администрации Енисейского района перед региональным фондом в 1999 году не осуществлялось. Однако общая сумма погашенных кредитов и процентов по ним предприятиями-заемщиками перед администрацией Енисейского района, полученных за счет средств регионального фонда, в 1999 году составила 1408,6 тысячи рублей.
Выборочная проверка кредитных договоров, заключенных финансовым управлением администрации Туруханского района с предприятиями-получателями ГСМ, угля и продуктов питания, показала, что допускалось повторное выделение кредитов предприятиям и организациям, не обеспечившим возврат ранее выданных заемных средств. Договоры о предоставлении ссуд не сопровождались договорами о залоге, а имеющиеся договоры о залоге недвижимого имущества не регистрировались надлежащим образом. Районными администрациями сумма процентов за пользование кредитом начисляется и выставляется по мере уплаты основного долга, без начисления штрафных санкций за несвоевременный возврат кредита. В результате сумма задолженности региональному фонду по кредитам оказалась заниженной.
Для нормализации ситуации, связанной с северным завозом, Счетная палата предложила ряд мер, среди которых своевременное начисление процентов за пользование денежными средствами и штрафных санкций по каждому договору займа; предоставление администрациями северных территорий края ежеквартальных отчетов об использовании денежных средств заемщиками; разработка типового договора поставки, предусматривающего размер комиссионного вознаграждения и ответственность за нарушение сроков, объема поставки, ассортимента, договорных цен, с целью устранения возможных злоупотреблений.
При проведении отбора операторов-поставщиков для завоза грузов в северные районы следует, во-первых, учесть выводы, сделанные Счетной палатой после проверки исполнения отдельными операторами договоров на поставки угля и нефтепродуктов, а во-вторых, ежеквартально рассматривать отчет об использовании средств, выданных на эти цели. Надеемся, что должностные лица, от которых зависит судьба северного завоза в этом году, не оставят без внимания рекомендации Счетной палаты края и примут соответствующие меры для устранения отмеченных нарушений и недопущения их повторения.
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены