Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

21 декабря 1999 г.
Источник: газета "Труд"
Автор: Сергей Байгаров
Сибирские диалоги Ходорковского
Заговорит ли ЮКОС по-китайски?
Какими бы ни были результаты выборов, во многом наша жизнь определяется состоянием дел в том самом реальном секторе производства, в любви к которому в последние месяцы признавались все соискатели мест в Государственной Думе. Особенно это касается экспортных отраслей страны, за чей счет пока во многом и существуем. В структурах одной из крупнейших нефтяных компаний России - ЮКОС - девять месяцев проводился социологический опрос. Выяснилось, что среди важнейших проблем, волнующих коллективы, чуть ли не на первом месте стоит отсутствие контактов с руководством компании. Дефицит общения, в свою очередь, ведет к возникновению диковинных мифов и слухов, возникновению сомнений, вопросов и как результат - неуверенности в завтрашнем дне. В этой связи председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский, вооружившись в отличие от большинства законодателей вполне конкретными достигнутыми результатами, начал методично объезжать регионы, где расположены предприятия компании. Последняя поездка была предпринята в город Стрежевой, "столицу" ОАО "Томскнефть" (ТН). Надо сказать, визит вызвал гораздо больший интерес, чем появление заезжих политиков. И это понятно: от того, как работает компания, напрямую зависит благосостояние жителей крупного региона независимо от их политических пристрастий.
На встречи с рабочими М. Ходорковский не допускал руководителей "Томскнефти" (ТН). Встречаясь "без начальства", он добивался большей откровенности. Но диалоги с ветеранами, профработниками, местными деятелями культуры, учителями, директорами школ, с руководителями среднего звена компании были абсолютно открытыми.
Разумеется, в первую очередь всех интересовал вопрос заработной платы. Так вот, на производстве он снят. На конец года средняя зарплата в ТН превышает 4500 рублей. Это почти на три тысячи больше, чем в среднем по области. Генеральный директор ОАО "ТН" Николай Логачев сообщил мне "по секрету", что в ближайшее время зарплату еще повысят.
На первый план выходят вопросы, связанные с обновлением оборудования под новую производственную программу. Основные ее цели - снижение себестоимости и улучшение качества труда. Уходят времена, когда нефть добывали любой ценой. Другая острая проблема - летние отпуска на Большой земле тоже уже не стоит так остро и, видимо, окончательно будет снята в следующем году. От деятельности компании зависит и благосостояние бюджетников. В нынешнем году ТН перечислила из Стрежевого в томский бюджет 149 миллионов рублей в основном "живыми" деньгами, а назад в городскую казну вернулось всего 27 миллионов целковых, все остальное растеклось по области. Ориентироваться лишь на нефтяную отрасль, видимо, удобно, помните, как в рекламном ролике: ты сидишь, а денежки идут. Но очевидно, что пока не заработает промышленность других отраслей, нереально даже планировать заметное улучшение социального положения жителей региона.
Все имеет свой предел, "нефтянка" - тоже. Тем более в условиях вялой внутренней конъюнктуры, низкой платежеспособности. В ближайшее время ТН может значительно поднять добычу нефти (примерно с 10 миллионов тонн до 15 миллионов тонн) лишь в случае реализации "китайского проекта". Недавний визит Михаила Ходорковского в Пекин и подписание там меморандума о намерениях не остался незамеченным в Стрежевом. На каждой встрече обязательно шла речь о "трубе в Китай".
ЮКОС крайне заинтересован в проекте. Разработаны два варианта строительства трубопровода через Монголию до Пекина или Дацина. При поставках нефти из Томского региона, по сравнению с экспортом на Запад, плечо сокращается на две тысячи километров. Кроме того, возможность работать на весьма перспективном рынке придает дополнительный запас устойчивости всей компании. Уже в 2000 году ЮКОС намерен довести поставки нефти в КНР до 1,5 миллиона тонн, к 2001 - до четырех миллионов, а к 2005 году - до 15 миллионов тонн.
Планы действительно грандиозные. В жесткой борьбе за китайский рынок с другими поставщиками нефти ЮКОС пока обходит конкурентов, в том числе и в Казахстане. Однако руководство компании насторожила позиция председателя правления "Транснефти", который в ходе недавнего визита Бориса Ельцина в КНР заявил, что именно эта организация и должна строить трубу. В общем-то, так и планировалось изначально. Потом "Траснефть" отказалась от "неперспективного" проекта и возложила все расходы на ЮКОС.
- Если "Транснефть" действительно хочет строить трубу, мы это только приветствуем, - сказал Михаил Ходорковский. - В этом случае компания может направить высвобожденные инвестиционные вложения на другие цели. Это тем более актуально после непродуманного повышения экспортных пошлин на нефтепродукты (снижается загрузка российских заводов, делается нерентабельным их техническое совершенствование). Но, если это какие-то очередные подковерные козни Минтопэнерго с целью похоронить проект, то мы, естественно, решительно "против". А угробить соглашение очень просто, стоит лишь заменить нашу группу на переговорах с Китаем, которая уже достигла определенных успехов и подписала первые документы, на другую.
В будущем году ЮКОС рассчитывает добыть 45 - 46,5 миллиона тонн нефти. Точное количество зависит и от налоговой политики правительства. Компания уверена в своих силах, здесь опасаются только двух вещей - нового резкого падения цен на нефть и неадекватных действий властей. Если опять к власти придут "финансовые стабилизаторы" и выйдут на трибуну с крылатыми словами: "Делиться надо!" и "Нефтяники слишком много зарабатывают", то отрасль, которая формирует львиную долю бюджета страны, все больше будет походить на кладбище. Между тем, по словам М.Ходорковского, "Транснефть" в нарушение антимонопольного закона уже планирует поднять тарифы за перекачку нефти и газа. По его мнению, компаниям надо дать время прийти в себя после драматического падения цен, иначе начиная с 2003 года они не смогут выполнять обязательства перед государством по поставкам нефти и нефтепродуктов. Будет зарезана очередная, может быть, последняя курица, яйцами, которой мы все питаемся.
- Встречи с руководителями компании трудно переоценить, - говорит Галина Кирилова, председатель профкома ОАО "ТН". - Мы получили обширную информацию о стратегии компании, ее будущем. Но в первую очередь нас интересовали взгляды руководителей на решение социальных проблем. Не могу сказать, что мы всем довольны, но я твердо уверена, что к голосу профсоюзов в компании прислушиваются и идут навстречу. На своем уровне мы, пожалуй, уже создали тот механизм социального партнерства, которого так не хватает России.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены