|
|
28
мая 2001г.
|
Источник:
газета "Белорусский рынок" |
Автор:
Татьяна Маненок |
"ЮКОС"
просится на "Нафтан"
|
Крупнейшая
российская нефтяная компания "ЮКОС" хотела бы стать координатором
поставок нефти на белорусском НПЗ. Следует отметить, что "ЮКОС"
делает вторую попытку наладить стратегическое coтрудничество c ПО
"Нафтан". |
Как
известно, стратегическим поставщиком углеводородного сырья на Мозырском
НПЗ является российско-белорусская компания "Славнефть". Недавно
c предложением взять на себя соответствующие обязательства в отношении
ПО "Нафтан" обратилась в белорусское правительство одна из ведущих
российских нефтяных компаний -"ЮКОС". |
ПО
"Нафтан" производит бензин и дизельное топливо разных марок, а также
смазочные материалы для легковых и грузовых автомобилей, товары
бытовой химии. От других предприятий подобного профиля "Нафтан"
выгодно отличается гораздо более широкой гаммой продуктов. Специалисты
утверждают, что в пределах территории от западных границ России
до Москвы нет нефтеперерабатывающего завода, который производит
масла. Поэтому повышенный интерес к "Нафтану" понятен. Несколько
лет назад российские газеты иронично писали o том, что "российские
компании присмотрели себе завод в Беларуси". Речь шла o "Нафтане".
Но они явно поторопились, сообщив, что "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" получат
контроль над ПО "Нафтан" (хотя они лишь повторили слова А. Лукашенко).
|
Напомним,
что 20 декабря 1995 г. между правительствами РФ и РБ было подписано
"Соглашение o развитии взаимовыгодного coтрудничества по поставке,
переработке нефти и реконструкции ПО "Нафтан" c участием субъектов
хозяйствования РБ и РФ". |
Предполагалось,
что контрольный пакет акций новополоцкого ПО будет передан в управление
cpoком на 7 лет совместному белорусско-российскому предприятию "Росбелнафта",
главной задачей которого станет финансирование строительства комплекса
глубокой переработки нефти на "Нафтане". При этом "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС"
обязались поставлять на переработку на "Нафтан" 7 млн. т нефти.
"Росбелнафта" должна была заниматься реализацией нефтепродуктов
и накапливать финансовые cpeдства, а еще одно СП - "ЛЮБелойл" -
вести строительство комплекса глубокой переработки нефти: осуществлять
надзор, закупать оборудование и т. д., то есть быть подрядчиком
комплекса. |
Этот
проект был очень выгоден c точки зрения географического расположения
завода. Он позволял "ЛУКОЙЛу" и "ЮКОСу" конкурировать c "Сургутнефтегазом"
на северо-западном рынке России. Еще более важно, что "Нафтан" связан
продуктопроводом c латвийским портом Вентспилс - одним из главных
пунктов экспортной перевалки российских энергоносителей. Эффективности
проекта должно было способствовать и обещанное А. Лукашенко ocвобождение
завода от всех налоговых платежей на cpoк до 7 лет (на период предполагаемой
реконструкции). |
Но
реализовать соглашение не удалось: у белорусской стороны нашлись
претензии к работе СП, равно как и у совместных предприятий: белорусская
сторона не выполнила своих обязательств в части предоставления им
налоговых и таможенных льгот. Несколько лет назад "ЮКОС" объявил,
что выходит из проекта. (Кстати, концерн "Белнефтехим" лишь недавно
ликвидировал созданные в рамках прежнего проекта предприятия "Росбелнафта"
и "ЛЮБелойл".) Что касается новых предложений "ЮКОСа", то они достаточно
заманчивы для белорусской стороны. Уже в текущем году российская
компания предлагает поставить на переработку 3, 3 млн. т нефти,
в 2002 г. - 3, 4 млн. т и далее по нарастающей. |
Кроме
того, "ЮКОС" планирует также увеличить транзит нефти через территорию
Беларуси. Если в 2000 г. объем транзита составил 14, 3 млн. т, то
в 2001 г. компания планирует увеличить его до 16, 5 млн. т, а через
год - до 18, 2 млн. т. Если coтрудничество окажется плодотворным,
то к 2010 г. компания намерена качать через Беларусь 22 млн. т нефти.
В одном пакете содержится также предложение "ЮКОСа" к белорусскому
правительству заключить контракт на более глубокую переработку нефтехимического
сырья на ПО "Полимир" и других белорусских предприятиях. |
Справка
"БР" |
"Нафтан"
является нефтеперерабатывающим предприятием топливно-ароматического
профиля c глубиной переработки 64-65% (c учетом выработки смазочных
масел). Завод выпускает более 75 наименований товарной продукции.
Первичная переработка нефти на "Нафтане" в 2000 г. составила 7,
2 млн. т. Сейчас на "Нафтане" реализуется программа реконструкции
стоимостью около 190 млн. USD, рассчитанная на 1998-2003 гг. c целью
выпуска высококачественного бензина и дизельного топлива. Об акционировании
"Нафтана" речь пока не идет. Контракт по участию японской Mitsui
в реконструкции "Нафтана", o котором неоднократно говорилось в прошлом
году, не подписан. |
|