27 апреля 2001г.
Источник: газета "Томские новости" (г. Томск)
Автор: Дмитрий Иванов
"Владимир Пономаренко: "Нашу политику диктует экономика"
В ушедшем двадцатом веке нефть уже вершила судьбы мира. За обладание ею велись войны (чтобы потом вести их уже с ее помощью), на ней строилась экономика государств, конъюнктура мирового рынка. Когда нефть нашли на томской земле, она сразу, наряду с лесом и извозчичьей лошадью, стала символом области. В нынешних экономических условиях роль ее еще более возросла: налоговые поступления от "Томскнефти" составляют уже не 13, как в начале девяностых, а 40 процентов областного бюджета. О том, хорошо это или плохо, о сегодняшнем дне томских нефтяников рассказывает гость редакции генеральный представитель НК "ЮКОС" в Томской области Владимир Пономаренко.
Власть живет сегодня, промышленность вкладывает в "завтра"
- Владимир Лукьянович, Вы долгое время были первым заместителем губернатора. Сейчас Вы представляете частную структуру, интересы которой, как известно, не всегда совпадают с позицией областных властей. Как видится Вам ситуация, в том числе и Ваши собственные решения в прежней должности, с нового места работы?
- В экономике, как в военном деле: в нужное время в нужном месте надо принять нужное решение. Не примешь - будет хуже. Естественно, теперь, по прошествии времени, на все смотришь по-другому. Да, можно было и приватизацию провести иначе, и по-иному разработать какие-то социальные программы. Но человек не может знать все о завтрашнем дне.
Конечно, я не могу не защищать интересы организации, в которой работаю. Но дело не в этом. Все, и ЮКОС, и областная администрация, подчиняются закону, важно не выходить за его рамки. И сегодня, кстати, я не вижу, чтобы устремления ЮКОСа противоречили всему тому, что хочет власть. Гораздо важнее, на мой взгляд, научиться находить компромиссы и приводить различные интересы к разумному балансу.
-Как, по Вашему мнению, достичь компромисса между желанием областной администрации собирать налоги по максимуму и вполне понятным желанием ЮКОСа платить их по минимуму?
- Наверное, как всегда, его следует искать посередине, в точке равновесия. Когда я работал в областной администрации, главной заботой, помню, был бюджет - где взять деньги на медицину, образование и так далее. И в своей расходной части бюджет - это то, что всегда сокращается. Пополняется же только за счет промышленности, которая хочет жить и развиваться, на что он, бюджет, не выделяет ни копейки. Здесь противоречие: власть с помощью бюджета решает проблемы дня сегодняшнего, а промышленность стремится инвестировать свое "завтра". А "завтра" не построишь, если у промышленности все отбирать.
Все, что сегодня остается у нефтяников, идет на инвестиции. В "Томскнефти", например, они ежегодно значительно увеличиваются и нынче составят уже б миллиардов рублей. А это, в конечном счете, новые рабочие места, новые налоги. Власть должна понимать такие вещи.
Нефтяного рынка в России нет
-Тем не менее корпоративная цена на нефть по-прежнему болезненный вопрос, в том числе и для областной администрации. С какой все-таки цены берутся сейчас налоги в Томскрй области?
- Сегодня ЮКОС платит налоги с цены 1400 рублей за тонну нефти. К концу года договорились ее увеличить до 1500. Но проблема не в том, что коварные нефтяники, манипулируя этой ценой внутри своей, так сказать, корпорации, пытаются минимизировать налоги. Сегодня рынка нефти в России нет, значит, нет и свободной рыночной цены на нефть. Взять наш ЮКОС или тот же Лукойл: сами добываем, сами перерабатываем, сами у себя продаем нефтепродукты.
- Как сделать, чтобы рынок стал общероссийским?
- Так ли это нужно? Ведь широкий потребитель пользуется не нефтью, а нефтепродуктами (бензином, дизтопливом и т.д.), важнее иметь рынок этих товаров. Да, можно повысить корпоративную цену и заставить нефтяников платить больше налогов. Но тогда сразу возрастает себестоимость нефти, и без того высокая у нас в России, соответственно увеличивается цена на нефтепродукты. А вы вспомните, что было на бензоколонках два-три года назад, когда росли цены на бензин... Кроме того, повышение цены на нефть и нефтепродукты, как известно, влечет повышение цен на все, то есть очередной удар по экономике. Поэтому нарушать все это равновесие, как говорится, себе дороже.
Теснота способствует сотрудничеству
- ЮКОС и "Востокгазпром" - самые крупные экономические структуры нашей области. Не секрет, что порой им бывает тесновато, вплоть до серьезных конфликтов. Как складываются взаимоотношения сейчас?
- Наша "великость" относительна, она является таковой лишь на фоне нынешнего состояния экономики. В начале девяностых, .когда все еще работало, "Томскнефть", добывая в 2 раза больше, чем теперь, была, можно сказать, рядовым налогоплательщиком. Это сегодня нефтяники, составляя около 3 процентов населения области, дают почти половину региональной казны. Если бы при этом вся остальная экономическая инфраструктура полноценно функционировала, ЮКОС не привлекал бы к себе столько внимания, большей частью негативного, сколько привлекает сейчас.
Отношения с партнерами и соседями ЮКОС строит так, как диктуют его интересы. Все решает экономима не политика. Если есть целесообразность в сотрудничестве с "Востокгазпромом", мы пойдем на это, не задумываясь. Тем более что на территории нашей не очень большой области инфраструктура двух таких гигантов (нефте- и газопроводы, дороги, ЛЭП и т.п.) не может не переплетаться, и каждому отдельно содержать свой участок достаточно дорого. Думаю, что при разработке, например, южно-пудинских месторождений подобное сотрудничество будет иметь место.
- Была информация, что ЮКОС намерен оспаривать лицензию "Востокгазпрома" на Мыльджинское месторождение. Это правда?
- Правда, но не такая из ряда вон выходящая, как ее пытаются преподнести СМИ. Обычный хозяйственный спор, каких предостаточно в каждой организации. Юристы "Томскнефти" постоянно ведут несколько подобных дел. Надеюсь, все разрешится в соответствии с законом.
- В прошлом году много разговоров было вокруг того, что ЮКОС создает в Колпашеве геологоразведочную компанию, которую будет контролировать и которая будет отбирать заказы у нашей Томскнефтегазгеологии.
- Вопрос опять же не в той плоскости. Действительно, ЮКОС, и "Томскнефть" в частности, отделил от своей инфраструктуры так называемые сервисные предприятия - бурение, ремонт, в том числе и геологоразведку. Теперь геологи самостоятельно ищут, находят, выставляют найденное на конкурс, мы покупаем. Но при этом нам без разницы, у кого покупать: если услуги Томскнефтегазгеологии будут дешевле - будем обращаться к ней. Нормальный человек никогда не заплатит 10 рублей, когда можно заплатить 5.
Новые технологии и старые проблемы
- Какова стратегия ЮКОСа в области использования новых технологий и нового оборудования?
- Для нас это - принципиально важно. Себестоимость российской нефти, в отличие, скажем, от ближневосточной или южноамериканской, высока не только в силу природных условий ее залегания, но еще и из-за того, что мы здорово отстаем в технологии. Для того чтобы наша продукция оставалась конкурентоспособной как на мировом, так и на внутреннем рынке, ЮКОС вынужден постоянно следить за всеми инновациями в области добычи и переработки. Оборудование на 90 процентов приобретаем в России, дешевле. Уральские заводы по производству буровых вышек, например, обеспечены нашими заказами на 3 года вперед. Точно так же не может пожаловаться на невнимание ЮКОСа и томская промышленность. А вот технологии, к сожалению, пока выгоднее покупать за рубежом. Среди прочего они позволяют производить так называемый скоростной отбор нефти, что дает возможность существенно экономить на эксплуатации оборудования и отбирать больше нефти из пластов.
- Владимир Лукьянович, зачастую СМИ рисуется некий черно-белый облик ЮКОСа: его либо ругают, либо преподносят в исключительно презентабельном виде. А каковы будничные заботы компании; повседневные трудности, проблемы?
- Конечно, у нас, как во всякой организации, работают живые люди со всеми присущими человеку слабостями. И проблем тоже хватает. Существует, например, проблема расширения минерально-сырьевой базы: ее надо постоянно наращивать, иначе компании не выжить. Есть проблема переселения наших ветеранов с севера на "большую землю" - многие - стрежевчане, отработавшие, как говорится, свое, не имеют средств вернуться, например, в Томск, приобрести жилье. Остро стоит вопрос доступа к отдаленным месторождениям, проблема дорог. Особенно это касается Крапивинского, Южно-Пудинского месторождений, города-острова Кедровый, куда "только самолетом можно долететь". Это - наши будни, все эти проблемы мы решаем по мере сил. С другой стороны, должен заметить, что быт нефтяных промыслов сегодня сильно изменился. Это новые теплые вагончики, СВЧ-печи, другие удобства - от прежней романтики не осталось и следа. Хотите познакомиться поближе - добро пожаловать в гости!

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены