|
|
|
27
апреля 2001г.
|
Источник:
газета "Томские новости" (г. Томск) |
Автор:
Дмитрий Иванов |
"Владимир
Пономаренко: "Нашу политику диктует экономика"
|
В
ушедшем двадцатом веке нефть уже вершила судьбы мира. За обладание
ею велись войны (чтобы потом вести их уже с ее помощью), на ней
строилась экономика государств, конъюнктура мирового рынка. Когда
нефть нашли на томской земле, она сразу, наряду с лесом и извозчичьей
лошадью, стала символом области. В нынешних экономических условиях
роль ее еще более возросла: налоговые поступления от "Томскнефти"
составляют уже не 13, как в начале девяностых, а 40 процентов областного
бюджета. О том, хорошо это или плохо, о сегодняшнем дне томских
нефтяников рассказывает гость редакции генеральный представитель
НК "ЮКОС" в Томской области Владимир Пономаренко. |
Власть
живет сегодня, промышленность вкладывает в "завтра" |
-
Владимир Лукьянович, Вы долгое время были первым заместителем губернатора.
Сейчас Вы представляете частную структуру, интересы которой, как
известно, не всегда совпадают с позицией областных властей. Как
видится Вам ситуация, в том числе и Ваши собственные решения в прежней
должности, с нового места работы? |
-
В экономике, как в военном деле: в нужное время в нужном месте надо
принять нужное решение. Не примешь - будет хуже. Естественно, теперь,
по прошествии времени, на все смотришь по-другому. Да, можно было
и приватизацию провести иначе, и по-иному разработать какие-то социальные
программы. Но человек не может знать все о завтрашнем дне. |
Конечно,
я не могу не защищать интересы организации, в которой работаю. Но
дело не в этом. Все, и ЮКОС, и областная администрация, подчиняются
закону, важно не выходить за его рамки. И сегодня, кстати, я не
вижу, чтобы устремления ЮКОСа противоречили всему тому, что хочет
власть. Гораздо важнее, на мой взгляд, научиться находить компромиссы
и приводить различные интересы к разумному балансу. |
-Как,
по Вашему мнению, достичь компромисса между желанием областной администрации
собирать налоги по максимуму и вполне понятным желанием ЮКОСа платить
их по минимуму? |
-
Наверное, как всегда, его следует искать посередине, в точке равновесия.
Когда я работал в областной администрации, главной заботой, помню,
был бюджет - где взять деньги на медицину, образование и так далее.
И в своей расходной части бюджет - это то, что всегда сокращается.
Пополняется же только за счет промышленности, которая хочет жить
и развиваться, на что он, бюджет, не выделяет ни копейки. Здесь
противоречие: власть с помощью бюджета решает проблемы дня сегодняшнего,
а промышленность стремится инвестировать свое "завтра". А "завтра"
не построишь, если у промышленности все отбирать. |
Все,
что сегодня остается у нефтяников, идет на инвестиции. В "Томскнефти",
например, они ежегодно значительно увеличиваются и нынче составят
уже б миллиардов рублей. А это, в конечном счете, новые рабочие
места, новые налоги. Власть должна понимать такие вещи. |
Нефтяного
рынка в России нет |
-Тем
не менее корпоративная цена на нефть по-прежнему болезненный вопрос,
в том числе и для областной администрации. С какой все-таки цены
берутся сейчас налоги в Томскрй области? |
-
Сегодня ЮКОС платит налоги с цены 1400 рублей за тонну нефти. К
концу года договорились ее увеличить до 1500. Но проблема не в том,
что коварные нефтяники, манипулируя этой ценой внутри своей, так
сказать, корпорации, пытаются минимизировать налоги. Сегодня рынка
нефти в России нет, значит, нет и свободной рыночной цены на нефть.
Взять наш ЮКОС или тот же Лукойл: сами добываем, сами перерабатываем,
сами у себя продаем нефтепродукты. |
-
Как сделать, чтобы рынок стал общероссийским? |
-
Так ли это нужно? Ведь широкий потребитель пользуется не нефтью,
а нефтепродуктами (бензином, дизтопливом и т.д.), важнее иметь рынок
этих товаров. Да, можно повысить корпоративную цену и заставить
нефтяников платить больше налогов. Но тогда сразу возрастает себестоимость
нефти, и без того высокая у нас в России, соответственно увеличивается
цена на нефтепродукты. А вы вспомните, что было на бензоколонках
два-три года назад, когда росли цены на бензин... Кроме того, повышение
цены на нефть и нефтепродукты, как известно, влечет повышение цен
на все, то есть очередной удар по экономике. Поэтому нарушать все
это равновесие, как говорится, себе дороже. |
Теснота
способствует сотрудничеству |
-
ЮКОС и "Востокгазпром" - самые крупные экономические структуры нашей
области. Не секрет, что порой им бывает тесновато, вплоть до серьезных
конфликтов. Как складываются взаимоотношения сейчас? |
-
Наша "великость" относительна, она является таковой лишь на фоне
нынешнего состояния экономики. В начале девяностых, .когда все еще
работало, "Томскнефть", добывая в 2 раза больше, чем теперь, была,
можно сказать, рядовым налогоплательщиком. Это сегодня нефтяники,
составляя около 3 процентов населения области, дают почти половину
региональной казны. Если бы при этом вся остальная экономическая
инфраструктура полноценно функционировала, ЮКОС не привлекал бы
к себе столько внимания, большей частью негативного, сколько привлекает
сейчас. |
Отношения
с партнерами и соседями ЮКОС строит так, как диктуют его интересы.
Все решает экономима не политика. Если есть целесообразность в сотрудничестве
с "Востокгазпромом", мы пойдем на это, не задумываясь. Тем более
что на территории нашей не очень большой области инфраструктура
двух таких гигантов (нефте- и газопроводы, дороги, ЛЭП и т.п.) не
может не переплетаться, и каждому отдельно содержать свой участок
достаточно дорого. Думаю, что при разработке, например, южно-пудинских
месторождений подобное сотрудничество будет иметь место. |
-
Была информация, что ЮКОС намерен оспаривать лицензию "Востокгазпрома"
на Мыльджинское месторождение. Это правда? |
-
Правда, но не такая из ряда вон выходящая, как ее пытаются преподнести
СМИ. Обычный хозяйственный спор, каких предостаточно в каждой организации.
Юристы "Томскнефти" постоянно ведут несколько подобных дел. Надеюсь,
все разрешится в соответствии с законом. |
-
В прошлом году много разговоров было вокруг того, что ЮКОС создает
в Колпашеве геологоразведочную компанию, которую будет контролировать
и которая будет отбирать заказы у нашей Томскнефтегазгеологии.
|
-
Вопрос опять же не в той плоскости. Действительно, ЮКОС, и "Томскнефть"
в частности, отделил от своей инфраструктуры так называемые сервисные
предприятия - бурение, ремонт, в том числе и геологоразведку. Теперь
геологи самостоятельно ищут, находят, выставляют найденное на конкурс,
мы покупаем. Но при этом нам без разницы, у кого покупать: если
услуги Томскнефтегазгеологии будут дешевле - будем обращаться к
ней. Нормальный человек никогда не заплатит 10 рублей, когда можно
заплатить 5. |
Новые
технологии и старые проблемы |
-
Какова стратегия ЮКОСа в области использования новых технологий
и нового оборудования? |
-
Для нас это - принципиально важно. Себестоимость российской нефти,
в отличие, скажем, от ближневосточной или южноамериканской, высока
не только в силу природных условий ее залегания, но еще и из-за
того, что мы здорово отстаем в технологии. Для того чтобы наша продукция
оставалась конкурентоспособной как на мировом, так и на внутреннем
рынке, ЮКОС вынужден постоянно следить за всеми инновациями в области
добычи и переработки. Оборудование на 90 процентов приобретаем в
России, дешевле. Уральские заводы по производству буровых вышек,
например, обеспечены нашими заказами на 3 года вперед. Точно так
же не может пожаловаться на невнимание ЮКОСа и томская промышленность.
А вот технологии, к сожалению, пока выгоднее покупать за рубежом.
Среди прочего они позволяют производить так называемый скоростной
отбор нефти, что дает возможность существенно экономить на эксплуатации
оборудования и отбирать больше нефти из пластов. |
-
Владимир Лукьянович, зачастую СМИ рисуется некий черно-белый облик
ЮКОСа: его либо ругают, либо преподносят в исключительно презентабельном
виде. А каковы будничные заботы компании; повседневные трудности,
проблемы? |
-
Конечно, у нас, как во всякой организации, работают живые люди со
всеми присущими человеку слабостями. И проблем тоже хватает. Существует,
например, проблема расширения минерально-сырьевой базы: ее надо
постоянно наращивать, иначе компании не выжить. Есть проблема переселения
наших ветеранов с севера на "большую землю" - многие - стрежевчане,
отработавшие, как говорится, свое, не имеют средств вернуться, например,
в Томск, приобрести жилье. Остро стоит вопрос доступа к отдаленным
месторождениям, проблема дорог. Особенно это касается Крапивинского,
Южно-Пудинского месторождений, города-острова Кедровый, куда "только
самолетом можно долететь". Это - наши будни, все эти проблемы мы
решаем по мере сил. С другой стороны, должен заметить, что быт нефтяных
промыслов сегодня сильно изменился. Это новые теплые вагончики,
СВЧ-печи, другие удобства - от прежней романтики не осталось и следа.
Хотите познакомиться поближе - добро пожаловать в гости! |
|
|