|
"ЮКОС"
и "Менатеп" - три года, которые потрясли всех
|
Банку,
похоже, придется поделиться своей нефтяной компанией с иностранцами
|
Источник:
журнал "Нефть и Капитал", # 2, 1999 |
Автор:
Вадим Кравец |
|
В
декабре прошлого года истек срок выполнения инвестиционной программы
залогового аукциона и инвестиционного конкурса по продаже акций
нефтяной компании "ЮКОС", проведенных в конце 1995 года. Формальным
победителем, как известно, стала фирма "Лагуна", фактическим - банк
"Менатеп", впоследствии передавший функции управления своими промышленными
предприятиями специально созданной компании "Роспром". |
Трехлетний
юбилей контроля над "ЮКОСом" владельцы группы "Менатеп-Роспром"
встретили не в самом лучшем настроении - слишком много проблем как
во внутренних делах компании, так и в отношениях со сторонними партнерами.
И появление информации о том, что "Менатеп-Роспром" не выполнил
инвестиционную программу по "ЮКОСу", под которой подписалась "Лагуна"
в 1995 году, особого резонанса не вызвало. Хотя совершенно очевидно,
что признание этого факта на государственном уровне могло привести
к хотя бы частичной ревизии результатов залоговой эпопеи, столь
желанной для многих представителей исполнительной и законодательной
власти. "ЮКОС", разумеется, опроверг слухи о срыве инвестиционной
программы. Пропорции распределения инвестиций по подотраслям , конечно,
не вполне соответствуют заявленным три года назад, но все положенные
$350 млн. были инвестированы. Вопрос о том, чьи это были деньги
- самого "ЮКОСа" или банка "Менатеп", остался открытым.Да и может
ли быть здесь корректный ответ, если нефтяная компания и банк уже
давно работают в рамках одной финансово-промышленной группы? |
С
другой стороны, определенный произвол в оценке выполнения инвестиционной
программы теоретически позволяет государству вернуть себе контрольный
пакет акций второй по величине нефтяной компании России (причем,
не менее легитимным способом, чем тот, которым этот пакет был продан).
В дальнейшем, к примеру, "ЮКОСом" может быть усилена национальная
компания нефтяная компания. Не "ЮКОС" усилен неприватизированными
ВИНК, а наоборот, что в принципе органично вписывается в тенденцию
усиления государственного регулирования отраслью. |
Однако
в первые полтора месяца 1999 года видимой активности в данном направлении
российские власти не предпринимали. Возможно, конечно, что контролирующие
органы остались полностью удовлетворены инвестиционной деятельностью
"ЮКОСа" и его хозяев. Но не менее вероятным представляет совершенно
другой вариант. Возможно, у "МЕНАТЕП-Роспрома" уже нельзя отнять
контрольный пакет "ЮКОСа" по той простой причине, что у нее его
просто нет. |
|
Для
полноты картины в данном случае необходимо восстановить историю
приватизации НК "ЮКОС" - самой быстрой приватизации среди российских
ВИНК. |
В
1994-1995 годах, в соответствии с планом приватизации, 7% акций
"ЮКОСа" были переданы самому "ЮКОСу" и около 7% было размещено среди
работников компании. |
В
декабре 1995 года состоялся залоговый аукцион по 45%-ному пакету
акций "ЮКОСа", совмещенный с инвестиционным конкурсом по продаже
33% акций компании. К участию в залоговом аукционе допускались только
участники инвестиционного конкурса. Стартовый объем кредита на залоговом
аукционе составлял $150 млн. Дополнительным условием залогового
аукциона было обязательство финансирования победителем проектов
"ЮКОСа" на сумму $200 млн. Победитель инвестконкурса определялся
по предложенному объему инвестиций при стартовом объеме $150 млн.
и фиксированном сроке выполнения инвестпрограммы в три года (с 1996
по 1998 год включительно). |
Конкурс
и аукцион выиграла фирма "Лагуна" под гарантии банка "Менатеп".
Ее заявка на конкурсе составила $150,1 млн., на залоговом аукционе
- $159 млн. Суммарные инвестиционные обязательства "Лагуны", таким
образом, составили $350,1 млн. |
Про
"сверхплановые" $100 тыс. в 1995 году как-то сразу забыли. Что,
впрочем, неудивительно - трехлетняя инвестиционная программа, разработанная
"ЮКОСом", совместно с банком "Менатеп", основывалась на минимальном
объеме средств, которые нефтяная компания получала в результате
размещения 78% своих акций. Основные средства в рамках программы
предполагалось направить на освоение месторождений ($150 млн.),
на восстановление бездействующего фонда скважин ($60 млн.), на развитие
сети нефтепродуктообеспечения ($50 млн.) и на модернизацию НПЗ ($44
млн.). Представители "ЮКОСа" и "Менатепа" после конкурса подчеркивали,
что данные цифры - не более чем ориентировочная оценка. Уточненных
данных, однако, так и не было обнародовано. |
Вскоре
после залогового аукциона - весной 1996 года - "Менатеп" приобрел
на денежном аукционе 7,06% акций "ЮКОСа". Инвестиционных обязательств
на покупателей в данном случае не накладывалось. |
Осенью
1996 года "ЮКОС" выпустил дополнительную эмиссию акций, доход от
размещения которой был направлен на погашение бюджетной задолженности
холдинга и его дочерних предприятий. Акционеры "ЮКОСа" имели преимущественное
право на приобретение акций допэмиссии пропорционально имевшимся
пакетам. Оставшиеся после этого акции размещались свободно. Государство,
как акционер "ЮКОСа", не воспользовалось правом выкупа акций, и
в результате государственный пакет акций в компании (находившийся
в то время в залоге) потерял в весе - с 45 до 33,33%. "Менатеп"
и контролируемые им фирмы выкупили причитавшуюся часть дополнительной
эмиссии, а также весь, неразмещенный среди акционеров остаток. При
этом необходимо отметить, что пакет, приобретенный "Лагуной" на
инвестконкурсе, в результате эмиссии 1996 года также уменьшился
- с 33 до 24,44%. |
Спустя
несколько дней после подведения итогов размещения дополнительной
эмиссии, "Менатеп" выставил на инвестиционный конкурс залоговый
пакет акций "ЮКОСа". На этом конкурсе победитель определялся по
предложенной цене за акции. Стартовая цена была установлена в размере
$160 млн., объем инвестиций - $200 млн. в течение двух лет. Последний
факт, кстати, свидетельствует о том, что в период между залоговым
аукционом и инвестконкурсом по залоговому пакету, условие залогового
аукциона по финансированию победителем проектов "ЮКОСа" не начало
выполняться - обязательства по инвестициям полностью перешли в условия
конкурса. Только срок их выполнения сократился. |
Победителем
инвестконкурса стала фирма "Монблан", контролируемая "Менатепом",
которая предложила за 33,33% акций "ЮКОСа" $160,1 млн. Данный инвестконкурс
был последним этапом приватизации НК "ЮКОС". По его результатам
"Менатеп" получил контроль более чем над 90% акций нефтяной компании. |
"Менатеп"
предпочел финансировать нефтедобычу |
Срок
завершения инвестиционных программ обоих инвестконкурсов по продаже
акций "ЮКОСа" истек в 1998 году. При этом за несколько дней до часа
"Х" в центральной прессе прошла информация, что "Менатеп" не справился
со своими обязательствами и настаивает на пересмотре условий конкурса
задним числом. |
Согласно
действующему законодательству, невыполнение инвестиционных условий
влечет за собой (при наличии соответствующего желания у властей)
разбирательство в арбитражном суде. Теоретически приватизационная
сделка может быть расторгнута, а итоги конкурса аннулированы. И,
по данным РФФИ, прецеденты подобных решений в России есть. Таким
образом, обвинение, прозвучавшее в адрес хозяев "ЮКОСа", было крайне
серьезным. |
Не
менее серьезной была и реакция "ЮКОСа" - слухи о ведении компаний
переговоров с государственными ведомствами по поводу сокращения
инвестпрограммы были категорически опровергнуты. Вице-президент
"ЮКОСа" Василий Шахновский в беседе с "НиК" заявил, что "несмотря
на сложную экономическую ситуацию в стране, инвестиционная программа
полностью выполнена". Позицию "ЮКОСа" разделяют в РФФИ: по словам
Вадима Мухачева, заместителя начальника управления учета обязательств,
инвестиционная программа по "ЮКОСу" выполнена в срок и в полном
объеме. |
В
подтверждение заявления г-на Шахновского "ЮКОС" предоставил "НиК"
справку о фактическом выполнении инвестиционной программы с разбивкой
по двум инвестконкурсам 1995 и 1996 годов (мы приводим ее в сокращенном
виде). Документ заслуживает отдельного анализа. Во-первых, "ЮКОС"
отчитывается по $350,1 млн., что подтверждает факт переноса инвестиционных
условий залогового аукциона на инвестконкурс по залоговому пакету.
Во-вторых, пропорции вложения средств в различные проекты холдинга
не соответствуют заявленным. Так, на модернизацию нефтеперерабатывающих
мощностей было потрачено 437 млн. вместо планируемых $44, на развитие
сети АЗС $3,9 вместо $50 млн., а восстановление бездействующего
фонда скважин в рамках инвестпрограммы вообще не финансировалось.
|
Основная
же часть инвестиций была направлена на поддержание нефтедобычи и
совершенствование инфраструктуры промыслов "Юганскнефтегаза". В
данном случае следует признать, что разница между эксплуатационными
расходами нефтяной компании и инвестиционными проектами, реализованными
на средства банка "Менатеп", практически отсутствует. Что касается
полноты выполнения инвестиционной программы - вложения в "ЮКОС"
$350 млн. в течение трех лет, - то здесь никаких сюрпризов быть
не могло. В масштабах "ЮКОСа" эта инвестпрограмма не дотянула даже
до 3% от выручки компании (по итогам 1996-1998 годов выручка "ЮКОСа"
превысила $12 млрд.). Таким образом, "ЮКОС" был вполне в состоянии
профинансировать данную инвестпрограмму за счет собственных средств,
а роль "Менатепа" и "Роспрома", как собственников и управляющих
нефтяной компании свелась к тому, что "ЮКОСу" позволили это сделать. |
Смещение
инвестиционного акцента на нефтедобычу также не является большой
неожиданностью. Фактически "Менатеп" тем самым стимулировал рост
экспорта своей нефти и достиг в этом деле впечатляющих успехов (в
1998 году "ЮКОС" экспортировал 12,2 млн. тонн нефти против 9,2 млн.
тонн в 1997 году). А экспорт - это кредиты. По состоянию на февраль
1999 года обязательства "ЮКОСа" по западным кредитам, которые должны
быть погашены в 1999-2000 годах , оценивались в $1 млрд. Под них,
по данным "ЮКОСа", было заложено около 12 млн. тонн нефти. Таким
образом, у "ЮКОСа" сегодня по долгам есть почти двукратный запас
прочности. |
Снова
на пороге перемен |
Итак,
итоги выполнения инвестиционной программы - венец залоговой эпопеи
- не нарушили глобальной тенденции, положенной залоговыми аукционами
1995 года. Все формальности соблюдены, однако произвол в действиях
заинтересованных сторон более чем очевиден. |
Между
тем, в 1999 году есть все основания ожидать коренного перелома данной
тенденции. Во-первых, нынешняя исполнительная власть в России придерживается
явно более консервативных взглядов, чем их предшественники. Во-вторых,
способность так называемых "олигархов" влиять на принятие государственных
решений сегодня несоизмеримо ниже, чем в 1995-1998 годах. |
В
число отечественных олигархов с полным на то основанием входит и
глава группы "Менатеп-Роспром-ЮКОС" Михаил Ходорковский. При этом
у государства есть вполне конкретные претензии к деятельности г-на
Ходорковского и управляемого им "ЮКОСа" - начиная со стандартных
проблем с бюджетными долгами нефтяной компании и заканчивая прошлогодним
отказом "Менатеп-Роспрома" от приобретения 34% акций "Восточной
нефтяной компании" (ВНК), в результате чего бюджет недополучил несколько
сот миллионов долларов. |
Истечение
срока выполнения инвестиционной программы по "ЮКОСу" предоставляло
российским властям шанс как минимум продемонстрировать на практике
возможности государственного регулирования отраслью. Однако, похоже,
что этот шанс не будет использован. Среди возможных причин пассивности
контролирующих органов в данном случае наиболее вероятной представляется
априорная безрезультатность судебных разбирательств по вопросам
соблюдения "Менатепом" условий приватизационных сделок с акциями
"ЮКОСа". В самом деле, по состоянию на конец прошлого года "отягощенными"
инвестпрограммой оставались только 57,77% акций "ЮКОСа" (как отмечалось
выше, это явилось результатом дополнительной эмиссии 1996 года).
Около трети уставного капитала "ЮКОСа" контролировалось "Менатепом"
без каких бы то ни было дополнительных условий. |
Далее,
по официальной информации группы "Менатеп-Роспром-ЮКОС", 30% акций
"ЮКОСа" находятся в залоге у западных банков под кредиты, предоставленные
"Менатепу" в конце 1997 года и использованные для покупки контрольного
пакета акций ВНК. 15% - под $136 млн., взятых у West Merchant Bank
и Standart Bank of South Africa, и еще 15% - по $100 млн., взятых
у японского банка Daiwa. В обоих случаях сделки основаны на механизме
РЕПО. |
Срок
погашения первого кредита наступил в ноябре 1998 года. Второй кредит
должен погашаться двумя равными траншами в январе 1999 года в январе
1999 и январе 2000 года. По состоянию на февраль 1999 года "Менатеп"
к погашению этих займов не приступал и в настоящее время ведет переговоры
по их реструктуризации. Если же переговоры провалятся, акции перейдут
в собственность указанных банков. |
В
связи с этой историей возникают два вопроса. Во-первых, какие именно
акции заложены: "чистые" или купленные на инвестконкурсе? Во-вторых,
какие аргументы в пользу реструктуризации может использовать банк
"Менатеп" на переговорах с кредиторами? Официальные лица "ЮКОСа"
предпочитают не комментировать эти вопросы, поэтому придется ограничиться
прогнозами и предположениями. |
Трехлетняя
история развития "ЮКОСа", сопровождавшаяся многочисленными реструктуризациями
(собственности, долгов и распределения акционерного капитала), позволяет
предположить, что в залог банкам были переданы акции, купленные
на инвестконкурсе. "Менатеп" тем самым обеспечил себе защиту на
случай, если государство решит пересмотреть итоги приватизации "ЮКОСа"
- реально сейчас можно вернуть в госсобственность только 27,77%
акций нефтяной компании, что не является контрольным пакетом. |
30%
акций, переданных в залог, естественно, тоже не являются контрольным
пакетом, что создает банкам-залогодержателям определенные проблемы
с реализацией залога. С этой точки зрения в качестве условий реструктуризации
долга кредиторы могут предложить "Менатепу" организовать дополнительную
эмиссию акций "ЮКОСа", в результате размещения которой они соберут
контрольный пакет. После этого банки продадут контрольный пакет
акций "ЮКОСа", вернут свои деньги, а вторая по величине нефтяная
компания России получит нового хозяина. Альтернативным вариантом
реструктуризации является разделение "ЮКОСа" и передача банкам части
нефтяной компании. К примеру - той же ВНК. В качестве потенциального
покупателя здесь можно рассматривать "Китайскую национальную нефтяную
корпорацию", которая недавно заключила с "ЮКОСом" соглашение о сотрудничестве.
Как известно, месторождения "Томскнефти" расположены достаточно
близко к Китаю, а о готовности КННК к покупке иностранных нефтяных
компаний наглядно свидетельствуют миллиарды долларов, потраченными
китайцами на эти цели в Казахстане. |
В
заключение отметим, что вариант ВНК и КННК сулит определенные дивиденды
и государству, у которого остались непроданными 34% акций "Восточной".
|
|
Справка
о фактическом выполнении инвестиционной программы НК "ЮКОС"
|
По
программе инвестиционного конкурса были реализованы следующие проекты: |
1.
Реконструкция системы трубопроводов ОАО "Юганскнефтегаз" - $65,1
млн. Общая протяженность реконструированных участков составила
380 км. |
2.
Строительство скважин - $952 тыс. Освоено 17 кустов на Средне-Балыкском
месторождении ("Юганскнефтегаз"). |
3.
Увеличение объемов эксплуатационного бурения в ОАО "Юганскнефтегаз"
- $50,2 млн. Пробурено 47 перспективных скважин (118 тыс.метров
проходки), введено в эксплуатацию 54 скважины. |
4.
Проведение ГРП - $15 млн. Проведено 84 ГРП на 5 месторождениях
"Юганскнефтегаза". |
5.
Реконструкция Куйбышевского НПЗ - $11,1 млн. |
6.
Реконструкция Сызранского НПЗ - $7,8 млн. |
Всего
- $150,152 млн. |
|
В
рамках выполнения инвестиционных условий по залоговому аукциону
были осуществлены следующие мероприятия: |
1.
Освоение действующих месторождений "Юганскнефтегаза" - $79,5 млн.
Бурение эксплуатационных скважин (122), ввод в эксплуатацию (52)
|
2.
Разработка Приобского месторождения - $64 млн. Строительство подводного
перехода через реку Обь, другие работы по созданию инфраструктуры
|
3.
Освоение Приразломного месторождения - $34,5 млн. Реконструкция
системы подготовки и транспорта нефти |
4.
Строительство АЗС НК "ЮКОС" - $3,9 млн. |
5.
Строительство Новокуйбышевской промывочно-пропарочной станции -
$18,1 млн. |
Всего
- $200 млн. |
|
|
|
|