4 июля 2001 г.
Источник: газета "Трибуна"
Автор: Ольга Аскоченская
Еще одно окно в Европу
В 2001 году коллектив ОАО "Верхневолжскнефтепроводы" отмечает два знаменательных события: и юбилей управления, которому исполняется 25 лет, и пятидесятилетие генерального директора Виктора Николаевича Александрова. Управление было образовано в ноябре 1976 года на базе Горьковского, Ярославского, Рязанского управлений. Затем в его состав вошли Марийское и Великолукское районные нефтепроводные управления. Задачей вновь созданного объединения было повышение эффективности эксплуатации нефтепроводов европейской части СССР и оперативность в решении вопросов строительства магистрали Сургут - Полоцк. Генеральным директором его пять лет назад был назначен Виктор Николаевич Александров -человек не со стороны. Вся его жизнь связана с нефтью.
Если внимательно прочитать историю трубопроводов и сопоставить с биографией будущего генерального, то видно, как основные вехи жизни Виктора Александрова совпадают с основными событиями в истории нефтяных магистралей. Молодой специалист по проектированию и эксплуатации газонефтепроводов начинает свой трудовой путь старшим инженером-механиком НПС (нефтеперекачивающей станции) в маленьком поселке Нурлино, в Башкирии, затем работает заместителем начальника станции в поселке Мишкино Курганской области: начальником линейной инженерно-технологической службы, главным инженером Марийского РНУ (районного нефтепроводного управления), начальником Великолукского РНУ, а с 1996 года - генеральным директором ОАО "Верхневолжскнефтепроводы".
Так шаг за шагом, не перепрыгивая через ступеньки, Виктор Александров прошел в этой отрасли путь от солдата до генерала. Путь этот был и прост, и сложен. Прост потому, что никогда, ни при каких обстоятельствах Виктор Николаевич не сворачивал с избранного им пути. Сложен потому, что магистраль, работая 24 часа в сутки, требует к себе постоянного внимания, постоянной готовности. Требует работы на износ: в любое время и в любых условиях: требует организованности, железной дисциплины, полной самоотдачи! И те, кто отвечает этим требованиям, остаются с ней навсегда. Кроме высоких личных качеств, профессия нефтепроводчика - это и умение жить в коллективе, дышать с ним одним дыханием. Это ценное качество -чувство коллектива - Виктор Александров получил в наследство от своих родителей, учителей начальных классов. Они воспитали в нем целеустремленность, умение доводить любое дело до конца, делая его только на "хорошо" и "отлично".
Открытый для людей, Виктор Николаевич неохотно дает интервью, не любит говорить о себе, о своем жизненном пути. Это и черта характера, и результат постоянной занятости, напряженного рабочего ритма. Вот что говорят об Александрове его коллеги-нефтепроводчики, которые шли с ним рядом много-много лет.
Александр Кумылганов, бывший вице-президент АК "Транснефть", а ныне пенсионер, стаж работы в системе нефтяных магистралей более 50 лет: "Мы встретились на строительстве нефтепровода Нижневартовск -Курган -Куйбышев. Добыча нефти ограничивалась возможностью ее транспортировки. Поэтому, занимаясь перекачкой, мы основные силы отдавали строительству новых нефтепроводов. Работали без выходных, такого понятия, как отпуск, вообще не существовало. Развивалась, росла система трубопроводного транспорта, и вместе с ней рос как руководитель и Виктор Александров. Его всегда отличало повышенное чувство ответственности, исполнительность, талант организатора".
Василий Шабанов, заместитель генерального директора ОАО "Верхневолжскнефтепроводы": "Первая наша встреча произошла в начале 80-х годов на пусконаладке очередного объекта трассы Сургут - Полоцк. Сдача объекта - это всегда напряженный момент, и характер человека здесь раскрывается особенно ярко. Умение объединить вокруг себя людей, быстро оценить обстановку, четко поставить задачу, принять правильное решение отличали его уже тогда, в молодые годы. И в то же время ему как руководителю были свойственны строгость, жесткость, требовательность к людям. Но никто не "держал зла" на Виктора, все требования его были справедливы, если и ругал кого, то за дело".
"Целеустремленность, свойственная его характеру, ясно была видна уже в институте. Но Виктор не был студентом-зубрилой. Как и всем, ему порой не хватало одной ночи перед экзаменом. Занимался общественной работой, увлекался фотографией. Забавные, оригинальные снимки его до сих пор хранятся у меня в семейном архиве", - говорит Григорий Бляхорев, однокурсник Виктора Александрова, а ныне начальник РНУ в городе Великие Луки.
Здесь, в этом небольшом, зеленом, гостеприимном городке, Виктор Николаевич тоже оставил о себе добрую память. В Великолукском районном нефтепровод-ном управлении он проработал более 15 лет. В Великих Луках помнят его не только как руководителя, но как человека, который принимал близко к сердцу беды людей и всегда был готов протянуть руку помощи. К нему обращались в трудную минуту не только работники управления, но и жители города, рабочие других предприятий. Именно благодаря Виктору Александрову появился в городе прекрасный реабилитационный центр для детей-инвалидов: средства на приобретение транспорта, оборудования, проведение ремонта и расширение площадей выделил Виктор Николаевич.
Внимание к людям, свойственное его стилю, ощущают и в акционерном обществе "Верхневолжские магистральные нефтепроводы". Особая забота здесь - о ветеранах труда, ушедших на заслуженный отдых. Генеральный знает и помнит каждого из них. Нефтепроводчики ценят это тепло и заботу и со всеми своими проблемами идут именно сюда, в управление, к генеральному. Изменилось с приходом Виктора Александрова и отношение к молодым кадрам, омолодился кадровый состав объединения. Создан и успешно работает Совет молодых специалистов. Опыт ветеранов и новаторство молодых взаимообогащают друг друга. Неслучайно ОАО "Верхневолжскнефтепроводы" - одно из ведущих в системе АК "Транснефть" по использованию передовых технологий. А ведь четвертая часть из них проходит по дну рек, озер, водоемов и топких болот.
Обслуживание магистралей -это не просто жесткий контроль за перекачкой нефти по трубам на нефтеперерабатывающие предприятия или за рубеж, это и выполнение профилактических, диагностических, восстановительных работ на нефтепроводах и внедрение новых технологий, современных материалов, высокопроизводительного оборудования. Те, кто начинал свой трудовой путь в 70-е годы прошлого века, говорят: несмотря на небольшой промежуток времени, кажется, что прошли столетия. Тогда техника была на уровне каменного века: рулеткой замеряли уровень нефти в резервуарах, вручную ворочали задвижки, ведрами выплескивали на них горячую воду, когда они примерзали...
Революцией в области профилактических работ стало применение новых диагностических приборов, которые, "заглянув вовнутрь", рассказали о многих дефектах ее Величества Трубы. Благодаря полученной информации появилась возможность с математической точностью составить график замены ненадежных участков нефтяных магистралей. Повышение надежности трубопроводов - это и применение новейших изоляционных, антикоррозийных материалов. "Причем если раньше битум разогревался в траншее и наносился вручную, - поясняет Александр Кумылганов, - то теперь готовая лента, с современным мастичным покрытием, в рулонах привозится на трассу и наносится на трубу при помощи машин. Чем не мечта трубопроводчика!" Такой же мечтой можно назвать и новые машины-вездеходы, созданные по инициативе ОАО "Верхневолжскнефтепроводы" на предприятиях Нижегородской области.
На международной выставке, проходившей в 2000 году в Москве, вездеходы вызвали огромный интерес у представителей зарубежных фирм. Еще бы, ведь таких машин нет ни у кого в мире! Они обладают повышенной проходимостью, но, двигаясь по шоссе, не оставляют следов на асфальте. Они могут доставить в любую точку магистрали и людей, и необходимую для работ на трассе технику. Они обладают повышенной комфортностью: в просторной кабине водителя удобно и работать, и отдыхать. Коренные изменения происходят и на нефтеперекачивающих станциях. Здесь полностью меняется техническая политика управления производственным процессом.
Все это наглядно представлено на НПС "Горький", где в диспетчерском пункте несколько человек, сидя у мониторов, управляют всем технологическим процессом станции: резервуарным парком, магистральными нефтенасосами, задвижками, подпорной насосной, системой пожаротушения и т.д. Здесь же впервые в отрасли внедрен новый ультразвуковой расходомер для учета нефти "Альтосоник-5". Использование этого суперсовременного ультразвукового счетчика - путь к решению одной из важнейших проблем отрасли: проблемы коммерческого учета нефти.
Кроме обслуживания и эксплуатации нефтяных магистралей, Виктор Александров и его команда занимаются строительством. Строят все новые и новые трубопроводы, которые помогают России стать богаче и стабильнее. В 2000 году АК "Транснефть" завершила строительство нефтяной петли в обход Чечни. А в 2001 году начата реализация грандиозного проекта: строительство БТС - Балтийской трубопроводной системы. Это новое "окно в Европу": выход российской нефти напрямую за рубеж, к западному потребителю. Строительство этой системы позволит ежегодно экономить несколько сотен миллионов долларов, которые Россия платит странам Балтии за транзит нашей нефти по их территории. Создание БТС увеличит поступление платежей в бюджеты всех уровней, даст людям новые рабочие места. По решению компании "Транснефть" именно ОАО "Верневолжскнефтепроводы" берет на себя функции заказчика в строительстве Балтийской трубопроводной системы.
Хотелось написать о Александрове-человеке, не уходя в разговоры о трубах, магистралях, но это, увы, невозможно. У Виктора Николаевича уютный, теплый дом, умница-дочь (студентка одного из московских институтов), подросток сын, который хочет пойти по стопам отца и стать трубопроводчиком. Но портрет в семейном интерьере -это, пожалуй, этак лет через 25 -30. А сейчас Виктор Александров - это личность, человек, чья жизнь и судьба тесно связаны с его делом - развитием трубопроводного транспорта России.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены