3 апреля 2001 г.
Источник: газета "Новые известия"
Авторы: Ильдус Ишмухаметов, бывший президент ОАО "АК "Транснефтепродукт", Станислав Исаев, первый вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт".
Рост определяют новые силы
Перед компанией "Транснефтепродукт" стоят задачи стратегического развития
Многие прогнозы говорят о том, что Россия стоит на пороге экономического роста, которого мы все так заждались. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что устойчивый характер этого роста зависит от наличия соответствующих предпосылок. Одна из них - эффективная транспортная инфраструктура, частью которой является трубопроводная система.
Значение последней для отечественной экономики трудно переоценить. Трубопроводная система представляет собой конечное звено, определяющее надежность и стабильность экспорта нефти и нефтепродуктов, доходы от которого во многом формируют государственный бюджет. От нее зависит также состояние внутреннего топливного рынка. Любой сбой в поставках сырья на нефтеперерабатывающие заводы или же нефтепродуктов потребителям может вызвать не только определенные сложности в каком-то отдельном регионе, но и обернуться существенными проблемами общероссийского характера. На сегодняшний день трубопроводная система в целом справляется с возложенными на нее функциями. Если же посмотреть на ее состояние с точки зрения требований, предъявляемььх растущей экономикой, то она, безусловно, нуждается в новом "дыхании". Это во многом касается ОАО "АК "Транснефтепродукт", которое является одной из двух российских трубопроводных монополий.
Судя по всему, именно из этого исходило правительство, приняв недавно решение о назначении новым президентом "Транснефтепродукта" Сергея Маслова. Как известно, перспективы любого предприятия если не во всем, то в значительной степени зависят от умения и способностей высшего менеджмента определять стратегические направления развития и концентрировать на этом основные силы и средства. Для "Транснефтепродукта", учитывая его особый государственный статус, это важно вдвойне.
В первую очередь речь идет о том, что Россия должна получить прямые выходы к экспортным маршрутам. В настоящее время по большинству из них мы не имеем такой возможности. В северо-западном направлении нефтепродукты транспортируются по трубопроводам до Вентспилса, проходя по территориям Белоруссии, Литвы, Латвии. На Запад они идут через Белоруссию и Украину. По некоторым данным, при экспорте энергоносителей только через порты балтийских государств Россия ежегодно теряет порядка 1,5 млрд. долларов. Но дело не только в материальных потерях. Страна с мощным ТЭКом и доступом к морям должна быть независимой в экспортном отношении. В связи с этим назрела явная необходимость строительства трубопровода Ярославль - Солнечногорск - Тверь - Батарейная (Приморск) протяженностью около 1400 км. По этому маршруту можно было бы транспортировать 5 млн. тонн нефтепродуктов в год. Это даст возможность не только открыть прямое экспортное направление. Сейчас, например, входящий в состав "Славнефти" Ярославский НПЗ и принадлежащий "ЛУКойлу" Пермский НПЗ осуществляют доставку нефтепродуктов по железной дороге, поскольку они не подключены к системе трубопроводного транспорта. С использованием продуктопроводов снизятся транспортные расходы и, естественно, возрастет эффективность экспорта. Новый трубопроводный маршрут позволит также улучшить снабжение топливом нескольких регионов - Ивановской, Ярославской, Костромской, Тверской, Ленинградской областей.
Требует расширения и южное экспортное направление. Эту задачу может решить строительство нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград -Туапсе (Новороссийск) протяженностью около 1600 км с объемом транспортировки до 6 млн. тонн топлива в год. Как и в первом случае, это благоприятно скажется на обеспечении нефтепродуктами российских регионов - Самарской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского и Ставропольского краев.
Для осуществления этих проектов необходимы огромные инвестиции, поддержка со стороны правительства. Кстати, Государственная дума в июле 2000 года одобрила Концепцию развития нефтепродуктопроводов на период до 2010 года. Многое в этом плане зависит и от слаженной работы всего коллектива "Транснефтепродукта". Можно даже сказать, что в нынешней ситуации этой работе нужен качественно иной уровень.
Занимаясь реализацией стратегических планов, "Транснефтепродукт", естественно, не может позволить себе отодвинуть на задний план решение текущих проблем. Одной из них является реконструкция трубопроводной сети. Протяженность продуктопроводов компании составляет около 20 тыс. км, по которым прокачивается сейчас более 23 млн. тонн нефтепродуктов в год. Многие трубопроводные участки построены 25-30 лет назад, в связи с чем общая изношенность сети составляет порядка 70%. Устарела также система технологической связи. Другая проблема - хищение нефтепродуктов. Хотя правоохранительные органы ведут в этом отношении серьезную работу, возникла тем не менее необходимость создания собственной службы обеспечения безопасности продуктопроводов. В свою очередь ее эффективность во многом зависит от оснащения трубопроводов современными системами обнаружения утечек. Сейчас ими оборудовано около 5 тыс. км.
Но важно не только состояние техники и оборудования. Как известно, трубопроводная сеть "Транснефтепродукта" организовывалась под систему жесткого централизованного планирования, в которой все расписано. Когда она рухнула, многие связи или разрушились, или же стали неустойчивыми. Поэтому по большому счету нужно создавать новый механизм взаимодействия с нефтяными компаниями, потребителями, руководителями регионов.
Как видно, перед "Транснефтепродуктом" стоят весьма серьезные и трудоемкие задачи. Однако соединение энергии пришедших в компанию новых менеджеров с опытом старых, проверенных временем кадров дает основания надеяться, что они будут решены.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены