17 апреля 2001 г.
Источник: "Независимая газета"
Автор: Павел Фадеев
Соломоново решение
"Транснефть" и добывающие компании достигли компромисса по проблеме платы за прокачку нефти
Министерство юстиции зарегистрировало на минувшей неделе принятые ранее Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) новые правила оплаты транспортировки нефти. Решение ФЭК носит, по существу, компромиссный характер: экспорт сырья будет в соответствии с ним осуществляться на основаниях 100-процентной предоплаты (на этом настаивала государственная трубопроводная компания "Транснефть"), а прокачка на внутрироссийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - в значительно более щадящем режиме (и это больше устраивает нефтедобытчиков).
Добывающие компании до 1997 года оплачивали услуги "Транснефти" авансом. А в 1997-1999 годах порядок платы за прокачку в соответствии с решением правительства утверждала ФЭК, и платежи осуществлялись 5, 15 и 25 числа каждого месяца. Два года назад ФЭК изменила оплату транспортировки: для мелких и средних компаний была введена полная предоплата, для крупных - 15-дневная отсрочка. "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и "Славнефть" находились тогда на особом положении: долгосрочные договоры с "Транснефтью" предусматривали эксклюзивную отсрочку по платежам до 45 дней. Теперь преференций ни для кого нет. В три приема могли оплачивать услуги по транспортировке только компании, поставлявшие нефть на собственные НПЗ. Такой порядок оплаты поставок на НПЗ последним решением ФЭК подтвержден. За "свою" нефть добывающие компании смогут платить в три приема: 29 числа месяца, предшествующего транспортировке, а также 8 и 16 числа месяца транспортировки.
Поставки нефти на экспорт будут в соответствии с решением ФЭК оплачиваться за 9 дней до начала прокачки. Как считает руководство "Транснефти", главной причиной внесения в договоры с нефтяными компаниями положений о предоплате за прокачку в 2001 году стало изменение налоговой системы. С 1 января вступила в силу вторая часть Налогового кодекса (НК). В соответствии с новым НК НДС возвращается "Транснефти" только через 4 месяца после оказания услуг по поставке сырья на экспорт. С подрядчиками же компания рассчитывается ежедневно. Из оборота компании ежемесячно отвлекается теперь 466 млн. руб., а в год с учетом возврата средств из бюджета - 1 млрд. 864 млн. руб. Фактически государственная компания вынужденно начала кредитовать коммерческие. У проблемы было два пути решения: повысить тариф на прокачку, по расчетам "Транснефти", на 17,6% или ввести предоплату. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) поддержала предложенный "Транснефтью" более щадящий для нефтяников вариант предоплаты.
Необходимость изменения порядка расчетов вызвана также перегруженностью системы магистральных нефтепроводов и хранилищ. Некоторые нефтяные компании месяцами не могут найти покупателей для своей нефти, и это создает серьезные технологические и финансовые проблемы для магистральных нефтепроводов. Тарифы за хранение нефти не пересматривались с 1994 года, и "Транснефть" несет значительные убытки. Лидируют по непроданной нефти "Варьеганнефтегаз" - более 920 тыс. тонн и "ЛУКОЙЛ" - около 800 тыс. тонн.
Поддерживают ли систему предоплаты нефтяные компании? На 14 марта 2001 года было подписано 132 договора "Транснефти" с нефтяными компаниями на условиях предоплаты. Это абсолютное большинство участников рынка. На недавней встрече президента "Транснефти" Вайнштока с главами крупнейших нефтяных компаний (7 марта 2001 года) большинство нефтяников вновь поддержали вводимую договорную систему. Тем более что сама "Транснефть" несет теперь серьезную ответственность за срыв поставок по собственной вине.Вице-премьер Виктор Христенко считает, что в ситуации с транспортировкой нефти должна действовать норма Гражданского кодекса РФ (ГК) о публичном договоре: условия договора должны быть общеизвестными и равными для всех. "Транснефть" разработала типовой договор на прокачку нефти и заранее, еще в январе 2001 года, разослала его нефтяным компаниям. Никаких дискриминирующих кого-либо условий в нем не было. Это не что иное, как соответствующее ГК предложение публичного договора, что и подтвердили решения ФЭК и Минюста.
"Транснефть" готова транспортировать нефть на один раз заявленных общих для всех условиях. Однако компании приходится учитывать требования нефтяников: ведь технические, технологические и другие условия работы магистральных нефтепроводов России неодинаковы. Именно поэтому на основании типового договора разрабатываются двусторонние соглашения. Их содержание не является секретом и регулирует в основном технологические проблемы транспортировки нефти.
Ранее ассоциация "Ассонефть", объединяющая мелких нефтедобытчиков, контролирующих около 5% рынка, в своей жалобе в Министерство по антимонопольной политике выступила за отмену предоплаты как не соответствующей антимонопольному законодательству. Аналогичную позицию занял "ЛУКОЙЛ", хотя активных публичных действий компания предпринимать не стала. Регистрация в Минюсте нового порядка оплаты, утвержденного ФЭК, означает соответствие этого нормативного акта федеральному законодательству и его вступление в силу. Таким образом, фактически устранен повод для антимонопольных претензий к "Транснефти". Впрочем, некоторые разногласия (например, по поводу размера штрафных санкций за срыв поставок обеими сторонами) остаются. Их Министерству по антимонопольной политике, "Транснефти" и нефтяникам предстоит урегулировать в конце апреля.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены