20 апреля 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Олег Павлов
Богатые тоже теперь вперед платят!
Новые изменения с порядком оплаты за транспортировку нефти стали камнем преткновения в совместной работе двух известных компаний - "Транснефти" и "ЛУКОЙЛа".
27 декабря 2000 года Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) утвердила новые тарифы на транспортировку сырья и несколько изменила порядок оплаты. Получателем тарифа отныне стала "Транснефть". Были изменены также его структура, некоторые процедуры оплаты.
Теперь оплата оказываемых "Транснефтью" услуг по транспортировке нефти на экспорт производится грузоотправителями, коими являются нефтяные компании, с применением нулевой ставки НДС, Для этого также необходимо подготовить и соответствующие документы: полную таможенную декларацию с отметкой таможни, где оформляется груз, а также контракт и выписку банка с подтверждением поступления выручки. Все эти бумаги рассматриваются налоговыми органами в течение трех месяцев. И затем, спустя 14 дней, производится возврат НДС. Лишь по истечении почти четырех месяцев с момента предоставления подтверждающих документов об оказанной услуге "Транснефть" может получить деньги, изъятые у нее из оборотных средств в качестве налога на добавленную стоимость. Между тем компания "Транснефть" рассчитывается со своими подрядчиками за транспортировку нефти ежедневно. И каждый день перечисляет своим акционерным обществам, в управлении которых находятся магистральные нефтепроводы, авансовые платежи, включая НДС. Ежемесячно из оборота компании отвлекается 466 миллионов рублей. За год это сумма (с учетом возврата средств) составляет 1 миллиард 864 миллиона рублей.
Можно несколькими путями покрыть искусственно созданный недостаток в оборотных средствах. Например, за счет привлечения банковского кредита в той сумме, которая ежегодно изымается из оборота. С уплатой процентов, конечно. Правда, по существующим правилам оплата процентов по кредиту может быть включена в тариф на транспортировку нефти. Но в таком случае он увеличится на 17,6 процента. Другой путь предполагает изменение существующего порядка расчета с нефтяными компаниями за транспортировку их нефти или переход на предоплату. В этом случае повышение тарифа не предусматривается. И все идет по проверенному принципу, который давно существует на транспорте: купил билет - езжай! При этом вся ответственность за своевременность и качество доставки лежит на перевозчике. "Транснефть" устраивает любой из этих вариантов. Однако, понимая болезненность, с какой обычно относятся производители к повышению тарифов, компания пошла путем изменения порядка расчетов. Иначе говоря, высказалась за введение предоплаты. И ФЭК, внимательно рассмотрев все возможные варианты, 22 марта этого года приняла ее предложение о внесении изменений и дополнений в существующий порядок оплаты услуг, которое зарегистрировал и Минюст.
На недавней встрече руководителей крупнейших нефтяных компаний абсолютное большинство собравшихся положительно отнеслось к нововведению, понимая, что это - не блажь естественной монополии. Ведь все средства, в первую очередь, направляются на обеспечение надежной и безопасной работы нефтепроводов. Любой сбой в системе транспорта нефти в конечном счете окажется несопоставимым с текущими затратами на ее эксплуатацию. Сейчас оформление заказов и отгрузка нефти производится "Транснефтью" в строгом соответствии с экспортными графиками Министерства энергетики и программами Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.
Коррективы, предпринятые ФЭК, не только восстанавливают "нулевое кредитование" "Транснефти" и нефтяных компаний, но и создают равнодоступные условия к магистральным нефтепроводам. Положение, когда "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и "Славнефть" имели долгосрочный договор с "Транснефтью" с отсрочкой по своим платежам до 45 дней, а малые компании обязаны были предварительно полностью оплачивать перекачку нефти, отныне ушло в прошлое. Новый типовой договор ликвидирует такую дискриминацию.
Уже между "Транснефтью" и нефтяниками было подписано 132 договора. К сожалению, "ЛУКОЙЛа" и еще несколько мелких предприятий, нефтедобыча которых составляет менее пяти процентов от общероссийских, среди них нет. Они всячески уклоняются от нового порядка расчетов, пытаясь навязать "Транснефти" заведомо не выгодные для нее условия.
Ни для кого не секрет, что некоторые нефтедобывающие предприятия превратили систему магистральных нефтепроводов в дешевый склад сырья. Ведь тарифы за хранение нефти не пересматривались с 1994 года. И "Транснефть" несет большие убытки, которые не покрывают расходов от перечислений компаний за такого рода услугу. Кроме того, избыток находящейся в трубопроводной системе нефти заставляет ограничивать ее прием от других пользователей, что негативно отражается на их экономических показателях. Только "ЛУКОЙЛ" держит в трубопроводах и резервуарах "Транснефти" около 780 тысяч тонн нефти. Но при этом считает себя обиженным и ущемленным в правах, ища защиту в Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На деле же это очередная попытка снова обеспечить себе более выгодные условия.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены