28 августа 2000 г.
Источник: "Известия"
Автор: Михаил Карташов
Капитаны бизнеса возвращаются на медиа-рынок
Осенью как минимум четыре нефтяных гиганта начнут рекламные и PR-кампании
Топливные компании с полным основанием относятся ко второй, если не к третьей лиге отечественных рекламодателей. После крушения финансовых пирамид, когда очень активным игроком выступал "Гермес", возникла продолжительная пауза. В этом году стабильные цены на мировом рынке позволили нефтяникам сконцентрировать ресурсы для экспансии топливных продуктов на потребительский рынок. Позиционирование ТЭКовского брэнда в этом сегменте - специфическая и достаточно сложная задача. В сентябре начинается рекламная кампания государственного предприятия "Роснефть". В этом же месяце рекламное агентство D'Arcy планирует съемки нового имиджевого ролика для "ЮКОСа". В эфире он появится уже в октябре. Серьезные мероприятия планируют "Тюменская нефтяная компания" (ТНК) и "ЛУКОЙЛ". При различиях в тактике стратегически кампании этих предприятий имеют очевидную схожесть.
ТНК: всегда хорошие новости
В первый месяц осени стартует широкомасштабная рекламная кампания ТНК. Реальные бюджеты скрываются. Это вполне в традициях национального рынка. Но уже в начале октября на основе мониторинговых данных с определенной степенью достоверности можно будет судить о размерах интервенции. Интригу усиливает то, что ТНК собирается выводить на рынок товары для автомобилистов, в первую очередь - масла. Этот сегмент национальной экономики достаточно "плотно" контролируется раскрученными мировыми брэндами. Высока конкуренция и со стороны российских производителей. Только прямой рекламой переубедить покупателей вряд ли удастся. Важная роль отводится PR. Причем "ноу-хау" ТНК имеют типичный западный почерк. Наступление на массовую аудиторию косвенно связано с приходом на должность вице-президента, директора департамента по связям с общественностью Александра Чернова. Ранее он возглавлял департамент по связям с правительственными организациями российского представительства The Coca-Cola Company. Несомненно, его предыдущий опыт - дополнительный стимул для включения в гонку с транснациональными группами. Но одно дело - адаптация брэнда со 150-летней историей, совсем другое - формирование новой торговой марки. Особенно в таком сложном сегменте, как энергетические продукты.
Основная цель департамента по связям с общественностью, по словам Александра Чернова, - позиционирование брэнда ТНК. Аббревиатура призвана стать символом качества. Символом, который "потянет" не только розничные продажи, но и привлечет водителей на "фирменные" бензозаправки компании. Задача сложная. Не секрет, что в массовом сознании образец сервиса в этой области - сеть бензозаправок British Petroleum. Причем главное - не столько защита от "обвешивания", сколько гарантия качества бензина. Одной рекламой клиентов не убедишь, требуется комплексное использование целого спектра инструментов в области формирования общественного мнения. Причем в немалой степени серьезную роль обязан сыграть так называемый внутрикорпоративный PR. В ближайшее время начинает выходить внутренний журнал ТНК - "Твоя компания". Для реализации проекта нанято одно из столичных PR-агентств.
ТНК не скрывает национальных амбиций. Иллюстрация - спонсорские соглашения с олимпийской сборной и сборной России по футболу. Фактически всего двумя контрактами нефтяная компания обеспечит себе национальный статус в глазах 148 млн зрителей. Особенно стоит отметить Игры в Сиднее. Во-первых, они приходятся на начало рекламной кампании. Как следствие плотность посланий возрастает многократно. Во-вторых, несмотря на существенные сдвиги в привычках телесмотрения, прошлая летняя Олимпиада собирала высокие рейтинги. И последнее, фоном любой победы спортсменов станут спонсорские ролики. Не факт, что это повлечет мгновенный бум продаж, но в подсознании отпечатается. Спонсорство футбольной сборной - вопрос спорный. Команда переживает затянувшийся кризис. Вряд ли кто-нибудь мечтает ассоциироваться с терпящим бедствие кораблем. Но в департаменте по связям с общественностью ТНК уверены - накануне ответственных матчей консолидация нации возрастает невероятно. Естественно, повышается и рекламная отдача.
Особое внимание к рекламе и общественному мнению в ТНК имеет исторические корни. Один из главных акционеров - "Альфа-Груп" традиционно щепетильна в вопросах имиджа. Недаром Александр Чернов утверждает, что PR-философия нефтяного предприятия - "Всегда хорошие новости". Впрочем, сложно найти бизнесмена, предпочитающего добрый скандал худому миру. В данном контексте остаются за скобками политические войны или медийные "разборки". Как, кстати, и живущий скандалами шоу-бизнес. Последние годы PR в моде. Сдвиг произошел и в сознании капитанов нефтяного бизнеса. Во многих крупных компаниях руководитель департамента по связям с общественностью входит в совет директоров. Но схемы и тактика влияния на общественность зачастую имеют существенные различия.
Самый верный прием, используемый чаще всего гигантами, - участие в капитале СМИ. Акционеру важно не заискивание канала или газеты, но гарантия невыхода компрометирующих материалов. Во время осложнений иллюзии приличий растворяются, и журналисты бросаются на амбразуры. Метод имеет как явные плюсы, так и заметные невооруженным взглядом изъяны. Яркий пример - "Коммерсант". Ежедневная газета, возможно, информирована лучше многих конкурентов, но призрак хозяина маячит за каждой строчкой. По крайней мере, о таких эмоциях говорит большинство экспертов. Подобные оценки даются и ОРТ, НТВ, ряду региональных каналов. Другая группа по разным причинам не имеет собственных медиа. Вариантов множество. Нежелание акционеров распыляться, непонимание медийного бизнеса, высокие первоначальные инвестиции. Известны и неудачные попытки. Темная история - сделка "Роспрома" ("МЕНАТЕП", "ЮКОС") с "Литературной газетой". Невозможно представить политическую или экономическую целесообразность такого приобретения. Перед кризисом холдинг избавился-таки от газеты, а заодно и от менеджера, рекомендовавшего контракт. Отсутствие "родственных" отношений со СМИ, по мнению Чернова, многократно повышает степень доверия к информации. Концепция и стратегия разрабатываются в ТНК. Для выполнения локальных акций привлекаются агентства по связям с общественностью. Один из субподрядчиков - "PRопаганда". Цели достигаются, но с несоизмеримо меньшими затратами.
"ЛУКОЙЛ": тактика тяжеловеса
Начальник управления общественных связей нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Александр Василенко отрицает целесообразность прямой рекламы для топливных предприятий. Она не влияет и не может влиять на динамику потребления бензина и ряда других энергетических продуктов. Конкуренция разворачивается на рынке сбыта сопутствующих товаров, масел - как расфасованных (для автомобилистов), так и нерасфасованных (для промышленного использования).
На протяжении последних лет "ЛУКОЙЛ" - активный игрок на экономическом и политическом полях. Как наиболее эффективные для работы с политическим бомондом выбираются точечные инструменты: семинары, "круглые столы". Определенная задача возлагается на профессиональный журнал "Нефть России". К примеру, Александр Василенко отмечает, что с каждым новым составом Государственной думы приходится проводить разъяснительную работу. Мероприятия неизбежны, уровень информированности законодателей в этой области оставляет желать лучшего. Как и некоторые ведущие российские финансово-промышленные группы, "ЛУКОЙЛ" активен на медиа-рынке. Компания является акционером телекомпаний и печатных СМИ. И если ситуация с ТВ-6 весьма двойственна (15% акций), то с телесетью RenTV пока вопрос не определен.
В последнее время муссируются слухи, которые в нефтяной компании отказываются комментировать, о покупке оставшейся части акций телекомпании. Безусловно, по степени воздействия телесеть не обладает мощью центральных каналов. Но у RenTV и ТСН неплохая доля аудитории в регионах, в которых НК имеет дочерние подразделения и, как следствие, необходимость поддерживать бизнес, со стороны медиа. "ЛУКОЙЛ" также предпринимает активные шаги в продвижении телекомпании в Москве. Самый яркий показатель - спонсорский контракт с московским "Спартаком". По условиям договора эксклюзивные права на трансляцию домашних матчей многократного чемпиона России переданы RenTV. Выбор клуба, кстати, имеет и еще один нюанс: у нефтяников и футболистов схожие фирменные цвета.
Два года назад "ЛУКОЙЛ" спонсировал женскую сборную России по лыжным гонкам на зимних Олимпийских играх. И сегодня в компании с гордостью говорят, что в пяти золотых медалях есть и их доля. Но основное направление спонсорства - автоспорт. В частности, благодаря "ЛУКОЙЛу" в России гонки "Формулы-3" приняли очертания крупных соревнований. Василенко говорит, что помимо продвижения, участие в подобных соревнованиях - дополнительный полигон для испытания масел. Два года назад НК также выступало спонсором программы "Перехват" (НТВ). Выбор обусловлен как спецификой - гонки, - так и стремлением через популярную программу прорекламировать масла. При проведении рекламных кампаний потребительских товаров - автомобильных масел, часть бюджета идет и на RenTV. Благодаря этому решаются сразу две проблемы: косвенная поддержка телесети и, конечно, продвижение продукции. Помимо телевидения размещение идет в прессе, на транспорте (троллейбусы) используются средства наружной рекламы.
Осенью "ЛУКОЙЛ" вновь планирует нарастить присутствие на рекламном рынке. Английское агентство разрабатывает пакет стандартов для принадлежащих нефтяникам автозаправок. После утверждения все станции будут приведены к единому стилю. Также будет изменен дизайн и этикетка канистр для масла. Причем в данном случае привлекаются и отечественные специалисты. В стадии завершения подготовка новой концепции кампании, среди рекламных агентств в сентябре будет объявлен тендер. В настоящее время ведутся переговоры с агентствами. Окончательное утверждение плана и сметы намечено на октябрь. Впервые после кризиса объемы финансирования маркетинговых мероприятий (в том числе реклама и PR), подчеркивает Александр Василенко, будут четко привязаны к показателям продаж.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены