26 марта 2001 г.
Источник: "Эксперт-Урал", приложение к еженедельнику "Эксперт".
Авторы: Николай Ульянов, Ирина Перечнева, Андрей Горбатов
Если у тебя нет фонтана
Свердловская область пытается стать нефтеносным регионом
Уральская нефтяная компания (УНК) - сегодня наиболее горячо обсуждаемый в области проект. Планы создания ее озвучены в начале текущего года.
Между тем идея вертикально интегрированной структуры в этой отрасли появилась еще полтора-два года назад. Основой ее должен был стать государственный пакет акций компании Уралнефтепродукт. О готовности выступить в качестве второго участника заявила Тюменская нефтяная компания (ТНК). Значительная доля нефтяного рынка Свердловской области к тому моменту была поделена между двумя крупными игроками - ЛУКойлом и Сибнефтью. Создание УНК и соответственно появление ТНК могли бы привести к серьезным изменениям на местном рынке нефтепродуктов.
По замыслу ТНК и областных властей, УНК должна объединить нефтяные месторождения, производство нефтепродуктов и их сбыт - и все это на территории Свердловской области. Однако планы неожиданно нарушила компания Сибнефть. Она достаточно быстро провела сделку по покупке сети автозаправочных станций, которые ТНК планировала взять под контроль.
Своя игра карман не тянет
Рынок нефтепродуктов Свердловской области отличается от других регионов тем, что ни одной вертикально интегрированной нефтяной компании не удалось занять на нем монопольного положения. Частично это связано с тем, что значительную часть (порядка 45%) сбыта контролировали фактически независимые от крупных игроков нефтяного рынка сбытовые компании Екатеринбургнефтепродукт и Свердловскнефтепродукт. В свое время крупные пакеты их акций были закреплены в собственности Свердловской области. Затем была создана управляющая компания Уралнефтепродукт. Ее учредителем стало правительство Свердловской области с долей в уставном капитале в 51%. Свою долю государство сформировало за счет принадлежащих ему пакетов акций Екатеринбургнефтепродукта и Свердловскнефтепродукта. Остальные 49% Уралнефтепродукта примерно в равных долях поделены между теми же Екатеринбург- и Свердловскнефтепродуктом.
Уралнефтепродукт не имеет основных средств, его роль сводится к координирующей деятельности. Примечательно, что на руководящих постах во всех трех компаниях стояли менеджеры, близкие к небезызвестному ОПС "Уралмаш". В течение определенного времени они сумели как физические лица скупить контрольные пакеты акций и Свердловскнефтепродукта, и Екатеринбургнефтепродукта. Таким образом, несмотря на то, что за государством по-прежнему оставались весьма крупные пакеты акций, полностью контролировать нефтесбытовые компании оно уже не могло. Более того, в конце прошлого года о покупке контрольных пакетов акций Екатеринбург- и Свердловскнефтепродукта неожиданно заявила Сибнефть. Продавцом выступил как раз менеджмент этих компаний. Этот факт вызвал недовольство со стороны властных структур Свердловской области: они-то видели в качестве покупателя Тюменскую нефтяную компанию. ТНК действительно вела переговоры с менеджментом, однако Сибнефть предложила более высокую цену, что и решило исход дела.
Таким образом, Сибнефть получила в собственность крупную сбытовую сеть на территории Свердловской области, на которую рассчитывала ТНК в процессе создания Уральской нефтяной компании. Более того, по имеющейся у нас информации, ТНК рассчитывала не только на две эти нефтесбытовые компании, но и на ТЗК "Кольцово". Предполагалось, что сначала ТЗК отойдет к подконтрольной областным властям компании "Кольцо Урала", а затем уже она передаст комплекс ТНК (подробнее см. публикации в "Эксперт. Урал" N8 и N9 за 2000 год). Срыв этой многоходовой комбинации не добавил потенциальным участникам УНК оптимизма. Тем не менее о создании Уральской нефтяной компании было объявлено. И главным аргументом в пользу создания компании стало намерение ТНК построить нефтеперерабатывающий завод на территории Свердловской области.
В ходе переговоров потенциальных учредителей по подготовке регистрации компании появилось еще одно условие: вся добытая УНК нефть должна оставаться, перерабатываться и продаваться на территории Свердловской области.
Два важных процента
Строительство нефтеперерабатывающего завода, судя по всему, вызывает наибольший интерес. Многие эксперты предсказывают поворот нефтяной промышленности России с внешнего рынка на внутренний. Поэтому борьба за влияние на свободных пока региональных рынках существенна. Технологически завод должен стоять, что называется, "на трубе": на нефтепроводе, по которому идет нефть ТНК. Возможно, цена нефтепродуктов, которые могли бы поставляться с этого завода, окажется ниже той, которую предлагают другие участники нефтяного рынка области. В том случае, если Тюменская нефтяная компания будет участвовать в УНК и поставлять свою продукцию на внутренний областной рынок, она сможет сбить цену и именно таким образом закрепится на рынке.
Однако после того, как менеджмент Свердловск- и Екатеринбургнефтепродукта продал контрольные пакеты акций компаний Сибнефти, ситуация кардинально изменилась. Когда основная сбытовая сеть находится в руках конкурента, строительство завода можно поставить под сомнение. Тем более так получается, что опосредованно, через участие в компании Уралнефтепродукт, Сибнефть по этой схеме заходит в создаваемую УНК.
Кроме того, изначально предполагалось, что в УНК государство получит 49%, а ТНК - 51. Между тем исходя из оценки имущества, вносимого в уставный капитал УНК, становится ясно, что претензии областных властей на столь крупный пакет акций необоснованны. Вклад области в денежном выражении оценивается примерно в 3 млн долларов, а со стороны ТНК инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего завода составят не менее 100 млн долларов.
В этой ситуации можно по-разному расценить позицию некоторых членов правительства области. В частности, министр экономики и труда Галина Ковалева заявила, что правительству области должно принадлежать не 49, как предполагалось ранее, а 51% акций в УНК. По одной из версий, это заявление может быть использовано ТНК в качестве мотивации корректного выхода из состава учредителей компании под видом несогласия с такими условиями формирования уставного капитала, и Галина Ковалева просто помогает нефтяной компании "сохранить лицо".
"Розовые" перспективы подземелья
Планы по разработке нефтяных месторождений можно рассматривать как чисто политический и далеко не первостепенный элемент политики ТНК. Даже прогнозируемые запасы нефти Свердловской области оцениваются как мелкие и средние. Специалисты, обсуждая целесообразность их разработки, говорят о том, что в среднем каждого месторождения "хватит на месяц". При общей потребности области в 5 млн тонн в год месторождение в 500 тыс. тонн выглядит несерьезно. Заметим кстати, что одна неудачная попытка добычи нефти на территории области уже предпринималась в начале 90-х годов. Компания Уралнефть была задумана как вертикально интегрированная структура: добыча нефти, ее переработка, сбыт нефтепродуктов. В Уралнефти участвовал весьма серьезный инвестор - РАО "Газпром". Однако через несколько лет из-за невысокой перспективности разработанных месторождений он перестал вкладывать средства в проект.
Между тем и ТНК, и Сибнефть используют идею о собственном обеспечении области нефтяными ресурсами как козырь в диалоге с местными властями. Сибнефть, узнав о планах создания УНК, заявила, что тоже готова принять участие в тендере на разработку нефтяных месторождений. Поскольку Сибнефть уже имеет в регионе свой завод, Омский, смысла строить еще один для нее нет. В освоении довольно сомнительных месторождений эта компания также вряд ли заинтересована. Поэтому единственный мотив ее действий в данной ситуации - помешать ТНК как конкуренту выйти на рынок.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены