28 мая 2001г.
Источник: еженедельник "Русский фокус"
Авторы: Денис Кириллов, Екатерина Гайданская
Порт для легкой нефти
Туапсе интересен всем, но никто не хочет в этом признаться
Политика российского правительства, направленная на форсирование развития экспортных направлений, не зависящих от соседних стран, предполагает не только создание новых, но и расширение уже существующих путей экспорта. Не последнюю роль здесь играют российские порты. Однако при близком рассмотрении оказывается, что развитие этих портов невыгодно многим участникам рынка, в том числе и государству. Одним из таких "перспективных направлений" можно смело назвать Туапсинский порт.
На утверждение в правительство внесен список акционерных обществ, пакеты акций которых, находящиеся сегодня в госсобственности, предполагается продать до конца 2001 г. Одним из наиболее интересных объектов являются акции ОАО "Туапсинский морской торговый порт". Несмотря на то что выставляемый после утверждения правительством пакет акций составит лишь 24% минус 1 акция, его продажа может привести к серьезным изменениям в работе порта и перспективах его развития. Однако некоторые аналитики считают, что аукцион в ближайшее время не состоится. Этому скорее всего будут способствовать государственные структуры и коммерческие компании, работающие в Краснодарском крае с нефтяными потоками.
Туапсинский эксклюзив
СПРАВКА
Туапсинский порт расположен на черноморском побережье Краснодарского края. Мощность терминалов порта составляет 17 млн т. грузов в год. Ежегодно в порту перерабатывается 11, 65 млн т наливных и 3, 98 млн т сухих грузов (уголь, металл, сахар и т. д.). Особый интерес для экспортеров представляет нефтеперевалочный комплекс, в который входят нефтегавань порта, перевалочная база "Туапсенефтепродукта", "Туапсинский НПЗ" и нефтебаза "Заречье", принадлежащая "Черномортранснефти" (входит в систему "Транснефти"). Погодные условия позволяют порту принимать нефтеналивные танкеры в течение всего года, причем простои в работе из-за штормов случаются значительно реже, чем в соседнем Новороссийске. Нефть в Туапсе поступает по отдельному трубопроводу, проходящему только по территории России (Западная Сибирь -- Самара -- Тихорецк -- нефтебаза "Заречье" -- Туапсе).
Координаторами поставок нефти в Туапсе являются "Сибнефть" и ТНК. В 2000 г. экспорт нефти через Туапсе составил 5, 6 млн т. Основные экспортеры нефти через Туапсе -- это "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", ТНК и "Роснефть", доля которых в общем объеме экспорта здесь около 86%. Около 10, 2% общего объема экспорта приходится на независимые компании и совместные предприятия, что является своеобразным показателем привлекательности этого направления
Крупные российские компании традиционно продают нефть через Туапсе своим оффшорным трейдерам. Швейцарская компания Glencor International AG перегружает через порт объемы мелких производителей, таких, как "Белые ночи", "Хантымансийскнефтегазгеология", "Ваньеганнефть" и т. д. Английская компания Petraco Oil Co Ltd. также проводит мелкие поставки через Туапсе на экспорт, в том числе покупая нефть у "Роснефти" и (сегодня редко) у "Грознефти".
Самое большое преимущество порта -- это то, что по трубопроводу в Туапсе поступает нефть не марки Urals, а Siberian Light, качество которой, как и цена, значительно превосходит показатели Urals. Причем это единственный порт, через который, не смешиваясь с сортами худшего качества, экспортируется Siberian Light. Цена барреля Siberian Light по майским контрактам превышает цену Urals на $1, 5--2. Если считать на тонны, разница составляет около $10--15. "Обычный танкер, т. е. 60 000 т Siberian Light, уходит на $900 000 дороже того же танкера с Urals при той же возне", -- сказал "Фокусу" один из российских трейдеров. Таких танкеров уходит 7--8 в месяц -- соответственно, выгода экспортеров достигает $6, 3--7, 2 млн. В результате допдоходы от двух танкеров становятся сопоставимыми с дивидендами государства, получаемыми за год работы порта.
В порту, по идее, должна была быть нешуточная конкуренция. "Сибирская легкая нефть есть не только у традиционных туапсинских экспортеров. Но далеко не все хотят и могут работать в этом порту. К примеру, "ЮКОС" пытался работать в Туапсе и сегодня вполне мог бы составить конкуренцию лидерам туапсинского экспорта. Но, видимо, не срослось. То же самое можно сказать и о "Сургутнефтегазе", и о любой другой компании, добывающей легкую нефть", -- сказал "Фокусу" один из российских трейдеров. "Туапсинский экспорт имеет свою специфику, а экзотические блюда любят далеко не все", -- пошутил он.
Нефтеналивной завод
Специфика экспорта через Туапсинский порт заключается в том, что нефтепровод, ведущий к причальной стенке, в прямом и переносном смысле слова идет через местный нефтеперерабатывающий завод (см. рисунок).
Туапсинский НПЗ изначально строился для переработки легкой грозненской нефти и последующего экспорта нефтепродуктов. Мощность первичной переработки составляет сегодня 4, 15 млн т в год. В 2000 г. экспорт нефтепродуктов с завода составил 2, 8 млн т при объемах переработки в 3, 46 млн т нефти. Основной экспортной продукцией завода является прямогонный мазут М-100 (менее 1% серы), газойль и низкооктановые бензины. То, что на заводе перерабатывается легкая нефть, определяет и качество выпускаемых нефтепродуктов, и цены на них. Так, разница в ценах за тонну мазута, произведенного из Siberian Light и Urals, достигает $20. Соответственно, экспорт обычного танкера (25 000 т) с мазутом Туапсинского НПЗ получается выгоднее на $500 000. В месяц уходит 6--7 танкеров -- соответственно, и выгода составляет $3--3, 5 млн.
"Одним из условий для работающих в порту экспортеров нефти является обязательная поставка сибирской легкой нефти на завод", -- сказал "Фокусу" источник в одной из нефтяных компаний. Туапсинский НПЗ оказывает услуги по переработке нефти, но самостоятельно не экспортирует нефтепродукты. Экспортерами нефтепродуктов с завода являются поставщики давальческого сырья -- "Нитек", "Югнефтепродукт", "Атлас", "Пак-Холдинг" и структуры, связанные с ними. Парадокс в том, что никто из них своей нефти не имеет, а все они получают немалую прибыль от разницы внутренних цен на нефть и международных цен на нефтепродукты. Причем везти нефтепродукты никуда не нужно: от емкостей "Туапсенефтепродукта" и завода до причальной стенки порта не километры, а метры. Поставляют же сырье для переработки по подобной схеме на добровольно-принудительной основе те, кто хочет экспортировать нефть через Туапсе. Ведь нефтепровод, напомним, проходит через завод.
Существование схемы "давальческая нефть в обмен на экспорт" официально практически не комментируется. "Об этом я первый раз слышу", -- сказал "Фокусу" генеральный ОАО "Туапсинский морской торговый порт" Валерий Чубанидзе. Правда, на условиях анонимности собеседники "Фокуса" рассказывали, что иногда "давальцы" занимаются не только экспортом нефтепродуктов, но и "догружают" танкеры нефтью.
"Компании "Югнефтепродукт", "Нитек" и наши структуры, безусловно, имеют отношение к Туапсинскому порту, заводу и экспорту. И это не является большим секретом. Однако сегодня ситуация быстро меняется, что может сказаться и на расстановке сил в Туапсе и регионе. Достаточно сказать, что недавняя смена региональных властей уже повлияла и на топливный комплекс края в целом, и на баланс интересов на отдельных предприятиях", -- сказал "Фокусу" источник, близкий к компании "Пак-Холдинг".
Примечательно, что контрольные пакеты акций (по 51% голосующих акций и по 38% уставного капитала) и Туапсинского НПЗ, и "Туапсенефтепродукта" контролируются государственной "Роснефтью". "Раньше схемы работы через Туапсинский завод и перевалочную базу могли быть какие угодно, -- сказал "Фокусу" пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко. -- Прежний менеджмент иногда намеренно отдавал контроль над предприятиями коммерческим структурам". Сегодня, по мнению Степаненко, ситуация изменилась. "Поставки сырья нашей компании на Туапсинский НПЗ растут и составляют около половины всех объемов", -- говорит он. Впрочем, рост объема поставок и экспорт нефтепродуктов, переработанных по давальческой схеме, -- вещи вполне совместимые.
Виртуальные акционеры
Найти действующих лиц и исполнителей бизнеса "по-туапсински" оказалось делом непростым. Связаться с "Югнефтепродуктом" "Фокусу" не удалось. По реквизитам, которые ранее принадлежали ему в Краснодаре, совершенно неожиданно оказалась компания "Кубаньнефтепродукт" (38% уставного капитала и 51% голосующих акций принадлежит "Роснефти"). "Югнефтепродукт" съехал отсюда уже достаточно давно. Они в последнее время поменяли несколько адресов", -- сказал "Фокусу" источник в "Кубаньнефтепродукте". Другой собеседник "Фокуса" в этой компании сказал: "У нас нет их нового телефона. Они сами приходят, если надо".
"Атлас" также оказался недоступен. Даже контактные данные, содержащиеся в базе данных сервера раскрытия информации ФКЦБ, оказались некорректными. "Здесь никогда не было "Атласа", но, может быть, когда-нибудь будет", -- сказал "Фокусу" собеседник, представившийся как "человек из другой фирмы". Между тем "Фокусу" удалось выяснить, что по адресу, обозначенному в базе ФКЦБ, "Атлас" действительно "проживает" в соседстве с другими фирмами. В службе охраны офиса сказали, что "Атлас" действительно находится в здании. Многие собеседники "Фокуса" связывают деятельность этих двух компаний с АО "Московит".
"Никакого отношения к компаниям "Атлас" и "Югнефтепродукт" я никогда не имел, -- сказал "Фокусу" депутат Иосиф Кобзон, который с 1989 по 1997 г. был президентом "Московита". -- Что такое "КраснодарЭкоНефть", я вообще понятия не имею. До 1997 г., когда я был руководителем компании "Московит", какие-то поставки между компаниями действительно проводились. С руководителем "Атласа" я был знаком лично. После того как я стал депутатом, определилось мое отношение к бизнесу -- я от него отказался. Поэтому никакого отношения нет и не было".
В многопрофильной компании "Нитек" (по словам многих собеседников "Фокуса", она занимается также медикаментами и оборудованием для производства пива) комментировать что-либо отказались под предлогом того, что это может делать только начальство. "Я не знаю, когда оно появится, и думаю, что звонить нет смысла", -- сказал источник в "Нитеке". Однако о заинтересованности компании в акциях Туапсинского порта он все же сказал следующее: "Интерес в Туапсе, я думаю, скорее всего есть, но о деталях может говорить только руководство".
Не располагает подробной информацией о составе акционерного капитала и руководитель порта. "Кто я такой, чтоб эта информация у меня была? Я -- наемный рабочий. Я знаю лишь, что "Югнефтепродукт" владеет небольшим пакетом акций через какую-то кипрскую компанию, "Пак-Инвестмент" -- это скупщики акций, так называемые промежуточные акционеры, "Нитек" не является акционером порта, -- сказал "Фокусу" генеральный директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" Валерий Чубанидзе. -- Порт контролируют крупные акционеры для того, чтобы их предприятия работали нормально". На вопрос, кто сегодня является крупным акционером предприятия, Валерий Чубанидзе уверенно ответил: "Государство".
Государственные интересы
В Туапсинском порту работают две структуры -- Морская администрация порта (МАП) (подведомственная Минтрансу госорганизация, отвечающая за сдачу в аренду имущества и контролирующая вопросы судоходства в порту) и непосредственно ОАО "Туапсинский морской торговый порт", которое, собственно, и занимается погрузкой нефти из трубопровода в танкеры, арендуя у государства причальные стенки и оборудование. До недавнего времени руководство МАП и ОАО раздирали жестокие противоречия. "Они ненавидели друг друга лютой ненавистью и усиленно поливали друг друга грязью", -- рассказывает источник, близкий к обеим структурам. Но, по словам источника, все противоречия между морской администрацией и акционерной компанией были сняты после того, как на прошлой неделе в Туапсе съездил заместитель министра транспорта Владимир Якунин, который по роду деятельности давно знаком с Владимиром Путиным.
"Он нашел аргументы в пользу того, что акционерная компания и госструктура должны сосуществовать мирно, развивая порт и зарабатывая на этом деньги как для частных акционеров, так и для государства", -- отметил источник.
Как стало известно "Фокусу", Минтранс всерьез заинтересовался Туапсинским портом -- глава этого ведомства Сергей Франк, например, выступает против продажи госпакета акций компании, считая, что государству выгоднее стричь купоны в виде дивидендов, выплачиваемых портом. Дело это действительно выгодное (см. справку). "Туапсинский порт весьма перспективен. Мощности соседнего Новороссийского порта по перевалке нефти перегружены. При этом порт реально может в ближайшие два года вдвое увеличить объемы перевалки нефти", -- считает чиновник из Министерства транспорта.
Аукционный интерес
"Особый интерес аукцион будет представлять для тех структур, в чей портфель экспорта входят не только нефтяные грузы", -- сказал "Фокусу" представитель одной из крупных нефтяных компаний. По его мнению, среди крупных игроков, основными претендентами на пакет акций являются "Сибнефть" и ТНК, причем первая из них, по его мнению, является наиболее реальным претендентом. Дело в том, что акционеры этих компаний занимаются не только нефтяным бизнесом, но, например, заинтересованы в экспорте металлов. По его словам, акционеры "Сибнефти" уже предпринимали попытку получить блокирующий пакет Туапсинского порта (25%) за $5 млн, но она не увенчалась успехом. Источник в Туапсе подтвердил это "Фокусу": "Была ситуация, когда порт формально можно было назвать предприятием-банкротом. Попытки воспользоваться этим со стороны крупных российских нефтяных компаний действительно были. Компания "Сибнефть" сегодня имеет небольшой пакет акций порта, но, став победителем аукциона, может оказаться обладателем блокирующего пакета".
Однако в "Сибнефти" свой интерес к акциям Туапсинского порта не подтвердили. Пресс-секретарь компании Алексей Фирсов сказал, что интереса к приобретению акций порта у компании нет. Президент "Сибнефти" Евгений Швидлер сказал "Фокусу", что не может комментировать вещи, не связанные с нефтяным бизнесом, так как это дело не компании, а ее акционеров.
В получении выставляемых акций, безусловно, заинтересованы структуры, которые сегодня контролируют порт и не желают делиться влиянием с кем-либо. "Интерес в получении акций порта есть, и мы о нем готовы заявить. Но сегодня об этом говорить рано. Если аукцион будет объявлен и его условия будут для нас приемлемыми, то мы станем его участниками", -- сказал "Фокусу" источник, близкий к бывшему руководителю "Роснефти", а ныне одному из владельцев "Пак-Холдинга" Александру Путилову.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены