10 апреля 2001 г.
Источник: еженедельник "Время и деньги" (г. Казань)
Автор: Нурмухамет Исмагилов
Татары подменяют себя казахами. На украинском направлении
Татарстан и его главное предприятие, АО "Татнефть", определили судьбу одного из своих самых заметных зарубежных объектов, ЗАО "Укртатнафта", действующего на базе Кременчугского НПЗ. Предприятие, полный контроль над которым власти Украины, вопреки обещаниям, так и не передали Татарстану, в обозримом будущем будет довольствоваться получением сырья от малых нефтяных компаний Татарстана. Возникшую при этом нехватку нефти будут компенсировать поставки из Казахстана (переговоры между Астаной и Киевой сейчас в самом разгаре). А "Татнефть", располагающая разветвленной сетью АЗС на территории Украины, демонстративно дистанцируется от проблем НПЗ, пока власти Украины не найдут устраивающий нефтяников способ вернуть им $20-миллионный долг.
Кременчугский НПЗ в советские времена был едва ли не единственным заводом, способным перерабатывать высокосернистую татарстанскую нефть. Именно поэтому власти Татарстана вопреки центробежным тенденциям, развалившим Союз, с начала 90-х выстраивали стабильное сотрудничество "Татнефти" и Кременчугского завода, почти полностью зависящего от российского сырья. На этом пути Казань добилась значительных успехов, сначала став соучредителем НК "Укртатнафта" - крупнейшего на Украине предприятия отрасли - а затем настояв на увеличении своей доли.
Из досье "ВиД". ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создана в 1994 году в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (Кременчуг Полтавской обл.). Проектная мощность предприятия составляет 18,6 млн тонн нефти в год. В 2000 году "Укртатнафта" переработала 2,3 млн тонн нефти (в 2,2 раза меньше, чем годом раньше) и произвела товарной продукции на 2,7 млрд гривен. Компания производит более 50% бензина и дизельного топлива Украины, в том числе бензин марки АИ-95. Акционерам со стороны Украины и Татарстана суммарно принадлежит по 50 % УК, в том числе Госкомимуществу Татарстана - 28,78%.
Уже в 1994 году сотрудничество было омрачено неспособностью Кременчуга рассчитаться за поставленную нефть. Долг в $19,8 млн., в которые оценивались поставленные в 1994 году 1,8 млн. тонн татарской нефти, портил настроение соучредителям "Укртатнафты" 4 года (за сырье, полученное после 1994 года, украинцы с трудом, но расплачивались). Однако упорство руководителей Татарстана почти позволило превратить больную проблему в завидное приобретение: 22 декабря 1998 года кабинет министров Украины издал распоряжение, согласно которому Татарстану в счет погашения этого долга передавался госпакет акций "Укртатнафты" в размере 43,054% уставного фонда.
Радость официальной Казани по поводу получения контроля над стратегически важным НПЗ приняла вполне конкретные формы: в конце 90-х "Татнефть" приобрела и построила на Украине несколько десятков АЗС, реализующих кременчугский бензин. Кроме того, власти Татарстана пообещали, что не допустят перебоев с поставками на "Укртатнафту": Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и тогдашний Премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко даже договорились, что будут совместно добиваться у правительства России увеличении квоты "Татнефти" на поставку нефти на Украину с 1,8 млн до 5 млн тонн (то есть почти четверти добычи "Татнефти) в год.
Но очень скоро стало очевидно, что исполнять собственное решение Киев не торопится. Передача акций под разными предлогами откладывалась почти полтора года. А 7 мая 2000 года Кабинет министров Украины просто отменил собственное распоряжение о передаче госпакета акций "Укртатнафты" Татарстану. Столь резкий финт правительство объяснило тем, что возможность отчуждения принадлежащих государству акций в счет погашения задолженности украинским законодательством не урегулирован. Киев отказался и от передачи госпакета акций "Укртатнафты" в управление "Татнефти", отметив, что это не решает проблемы уменьшения или погашения задолженности.
Тогда первый вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов, курирующий татарстано-украинские контакты, немедленно прибыл в Киев для консультаций и увещеваний. Они были выдержаны в самых решительных тонах: господин Муратов заявил, что "подобные решения окажут негативное влияние на дальнейшее сотрудничество Татарстана и Украины". Пару месяцев спустя, после того, как украинские власти подтвердили свое нежелание искать компромисс, первый вице-премьер и вовсе заявил, что власти Татарстана намерены продать принадлежащий им пакет "Укртатнафты" из-за "неправомерной старательности" налоговых служб Украины.
Киев не испугался, а предпринял ответный демарш: Госрезерв Украины обвинил "Укртатнафту" в том, что она, получив в феврале-августе 278,7 тыс. тонн нефти, отгрузила государству только треть обещанных нефтепродуктов. Остальную же продукцию, оцениваемую в $26,2 млн, компания якобы частично направила на экспорт, частично - на погашение своих старых долгов. Госрезерв откровенно признал, что выходом из скандала может стать либо банкротство "Укртатнафты", либо передача Госрезерву того самого госпакета, на который претендовал Татарстан. Однако МВД Украины отказало в возбуждении уголовного дела в отношении руководства компании, и надежды на формально законный уход от претензий Казани зачахли.
А вскоре выяснилось, что за прошлый год "Укртатнафта", почти лишенная внимания основного поставщика, "Татнефти" (та сократила перевалку нефти на Украину впятеро), катастрофически снизила объемы производства, что поставило под вопрос будущее национального рынка ГСМ в целом и выживание предприятия с 5-тысячным коллективом в частности.
Руководство "Укртатнафты" попыталось вернуть расположение "Татнефти" и, по данным "ВиД", добилось аудиенции у Минтимера Шаймиева. Однако тот дал понять, что Казань считает украинское направление невыгодным (тем более, что экспорт на Украину, в отличие от других стран, облагается НДС), и изменить эту точку зрения может только возврат долгов - деньгами или акциями предприятия.
В качестве жеста доброй воли Татарстан пообещал, что вместо "Татнефти" поставлять сырье в Кременчуг будут несколько малых нефтяных компаний республики. Кроме того, учитывая, что этих объемов будет явно недостаточно ("Татнефтепром", самый опытный и развитый из новых поставщиков НПЗ, в год добывает всего 200 тысяч тонн), Казань не возражает против того, чтобы "Укртатнафта" самостоятельно искала новых поставщиков.
Один из них нашелся в Казахстане: "Укртатнафта" уже направила компании "КазТрансОйл" для согласования материалы о создании СП, причем проект, как сообщил "Татар-информу" глава "Укртатнафты" Владимир Матыцин, получил активную поддержку президентов Украины и Казахстана. Правда, вопрос о сроках создания СП и, главное, начала поставок в его рамках остается открытым. Источник, близкий к правительству Татарстана, сообщил "ВиД", что открытие казахского направления можно только приветствовать - и уж никак не следует делать из него выводов о потере рынка для "Татнефти". "Свое влияние и свои АЗС наши нефтяники сохранили. А брать на себя издержки компании, от управления которой отстранены, мы не будем", заявил наш собеседник.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены