12 июля 2001 г.
Источник: "Парламентская газета"
Автор: Александр Семенов
Татарстан: большая ставка на малый бизнес
Малый нефтяной бизнес в Татарстане начал делать свои первые шаги 10 лет назад. Однако по-настоящему бурное развитие и становление малых нефтяных компаний связано с выходом в феврале 1997 года в свет Указа президента Минтимера Шаймиева, предлагавшего стратегию увеличения нефтедобычи в Татарстане. За короткое время в республике было создано 18 частных малых предприятий, которые начали разработку 56 мелких месторождений с трудно-извлекаемой нефтью, расположенных в труднодоступных местах, зачастую вдали от нефтедобывающей инфраструктуры АО "Татнефть". О том, что сейчас представляет собой малый бизнес республики, корреспонденту рассказал гендиректор ЗАО "Алойл" Риф Вафин.
- Риф Вакилович, когда была создана ваша компания и на каком этапе развития находится сегодня?
- ЗАО "Алойл" было создано сразу после вступления в силу Указа и начало свою деятельность в 1998 году, после получения лицензии на разработку Алексеевского месторождения. В первый год компания добыла чуть больше 11 тыс. тонн нефти, имея действующий фонд из 18 скважин. Сегодня он доведен до 81 скважины, с месячной добычей 8 тыс. тонн. Увеличение фонда произошло за счет ввода в эксплуатацию 24 законсервированных и строительства 39 новых скважин.
Успешной работе компании в первую очередь способствовала планомерная и целевая экономическая поддержка правительства республики - в течение 1998-2000 гг. для всех нефтяных компаний вводилось льготное налогообложение на нефть, добытую в пределах государственного задания из малодебетных скважин, скважин с применением методов повышения нефтеотдачи. Кроме того, некоторые малые нефтяные компании (МНК) освобождались от уплаты налога на недра и отчислений в Фонд ВЗМР, а также налога на прибыль в части отчислений в республиканский бюджет. Благоприятный налоговый режим способствовал интенсивному росту экономического и производственного потенциала исключительно всех малых нефтяных компаний.
- Однако в последнее время все это происходило на фоне высоких мировых цен на нефть...
- Естественно, высокий уровень цен на мировом рынке позволил при относительно небольших затратах на добычу нефти получить существенную прибыль и направить ее на наращивание собственного производства и развитие лицензионного месторождения. По данным анализа финансово-хозяйственной деятельности 23 МНК, проведенного фирмой "Аудит - Консалтинг" по заданию Геолкома республики, с учетом налогового стимулирования бюджеты всех уровней за два года получили 4 млрд. 503 млн. руб. доходов. Данные факты, безусловно, подтверждают то, что не только мировая конъюнктура, но и политика Татарстана экономически оправданы.
- С 2001 года в Татарстане действует российское налоговое законодательство, не предусматривающее указанные льготы. Как вы живете без республиканской поддержки?
- Потеря налоговых льгот привела к тому, что уже во втором квартале текущего года нам пришлось резко снизить темпы буровых работ, приостановить выполнение некоторых ранее запланированных стратегически важных мероприятий. Впервые за два года компания "Алойл" столкнулась с дефицитом собственного капитала для своевременного выполнения своих обязательств перед кредиторами. Затруднительными оказались дальнейшее проведение капитальных работ, сдача в эксплуатацию незавершенных строительных объектов. Наиболее остро встала проблема капитальных вложений. Наращивание объемов нефтедобычи МНК практически невозможно без инвестиций в разрабатываемые лицензионные месторождения, поскольку добыча "трудной" нефти требует освоения дорогостоящих передовых технологий по повышению нефтеотдачи пластов, проведения эксплуатационного и разведочного бурения. Учитывая то, что финансовая устойчивость большинства малых компаний базируется на оптимальной оборачиваемости собственного капитала и проведении капитальных вложений за счет собственных источников, снижение прибыльности предприятий из-за потери налоговых льгот в сочетании с постоянной угрозой снижения цены на нефть могут стать причиной торможения их дальнейшего развития.
- Это касается только малых компаний?
- В конечном итоге отмена налогового стимулирования приведет к тому, что и крупные нефтяные компании откажутся эксплуатировать малодебетные и нерентабельные месторождения, в требуемых объемах инвестировать их разработку и освоение. Для ВИНКа подобные месторождения экономически не привлекательны, а для малых компаний - представляют большой интерес с точки зрения их разработки и освоения. Ведь ориентиром в деятельности МНК является не открытие новых крупных месторождений, а доразведка действующих как за счет наращивания работающего фонда скважин, так и за счет их разумной и грамотной эксплуатации и применения эффективных передовых технологий повышения нефтеотдачи пластов. Совершенно очевидно, что даже для такой богатой ресурсами страны, как Россия, не считаться со "сложными" запасами нефти - непозволительная роскошь, в надежде на то, что будут открыты "выгодные" месторождения. Особенно эта проблема актуальна для Татарстана, где в настоящее время важнейшим источником нефтедобычи является трудноизвлекаемая нефть.
- Сейчас депутатский корпус работает над совершенствованием системы налогообложения. Что, на ваш взгляд, необходимо предложить правительству в первую очередь?
- Несовершенство российской налоговой политики проявляется в том, что она практически не учитывает особенностей нефтяного бизнеса, и прежде всего условий добычи на качественно различных месторождениях, значительные колебания цен на нефтяном рынке и, наконец, высокую капиталоемкость и продолжительную оборачиваемость инвестиций. Любые фискальные ужесточения со стороны государства и резкое падение цен на нефть могут обернуться провалами в деятельности не только малых нефтяных компаний, но и всей нефтяной отрасли в целом.
Кроме того, до настоящего времени не полностью разработаны механизмы применения положений Закона "О недрах", которые позволяют получить освобождение или отсрочки платежей за пользование недрами компаниям, разрабатывающим сложные, пониженного качества месторождения, с трудноизвлекаемыми, некондиционными и ранее списанными запасами полезных ископаемых. Законодательное решение этой проблемы более не терпит отлагательства. Существующая сегодня система предоставления лицензий на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов не проводит различий между крупными и малыми нефтяными компаниями. В результате чего с высокой степенью вероятности следует ожидать победы претендента большей "весовой категории". Его финансовые и производственные показатели не сравнимы с представителями малого нефтяного бизнеса, хотя зачастую именно у них имеется больше возможностей для полного извлечения нефти.
Особо следует подчеркнуть социальную значимость малых компаний для нефтедобывающих районов, где в нефтяной отрасли занято большее количество населения. Это относится и к работникам предприятий, сотрудничающих с нефтяниками. Создаются и сохраняются рабочие места за счет увеличения объемов бурения, ремонтов скважин, строительства нефтепроводов, обустройства площадок и т.д. А это весомый вклад в снятие социальной напряженности, так как вслед за возникающей безработицей неизбежно ухудшается и криминогенная обстановка. Так, только в 2000 году "Алойл" удалось сохранить 600 рабочих мест, что существенно для небольшого по численности населения города нефтяников - Бавлы. Значительное пополнение ощущает и местный бюджет, так как "Алойл" - единственная малая нефтяная компания на территории Бавлинского района Республики Татарстан. Без непосредственного участия компании в качестве спонсора не проходит ни одна благотворительная акция или городская культурная программа.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены