27 апреля 2001 г.
Источник: газета "Новые известия"
Автор: Ксения Александрова
На кону интересы государства
Рынок дает предприимчивым людям множество возможностей для того, чтобы обогатиться и жить припеваючи. Но этот же самый рынок таит в себе немало опасностей, или, говоря современным деловым языком, рисков, угрожающих нажитому капиталу. Стараясь подстраховаться, одни используют вполне рыночные механизмы, другие же прибегают к старому испытанному способу - включают административный ресурс. Именно по второму сценарию развиваются события вокруг группы нефтедобывающих предприятий в Ульяновской области.
В центре этих событий оказался генеральный директор и, по некоторым данным, фактический владелец ЗАО "Транс Нафта" Владимир Кондрачук. На протяжении нескольких лет он выстраивал собственную империю, скупая крупные пакеты акций ульяновских нефтедобывающих предприятий. И вдруг буквально в одночасье этот "верный рыночник" превратился в "крепкого государственника" и представил в областную администрацию проект слияния нефтедобывающих предприятий в единую компанию. Конечно, забота о государственных интересах нынче опять стала модной, но вовсе не погоня за модой подтолкнула бизнесмена к подобной метаморфозе. В поисках истинной причины не надо, подобно нефтяникам, бурить глубокие скважины - она лежит практически на поверхности и банальна до неприличия: власть и деньги. Хотя для большей точности деньги следует поставить на первое место.
До недавних пор принадлежащая Кондрачуку и его родственникам, "Транс Нафта" осуществляла фактический контроль над ОАО "Нефтеразведка", которому в свою очередь принадлежал большой (но не контрольный) пакет акций ЗАО "Ульяновскгеонефть". Следующим в этой цепочке было ЗАО "Нафта-Ульяновск", которое контролировалось "Ульяновскгеонефтью". Именно "Нафта-Ульяновск" и была той вожделенной целью, на пути к которой Кондрачук пытался прибрать к рукам другие нефтедобывающие предприятия. Увы, не удалось: в начале нынешнего года предприниматель лишился контроля над "Нефтеразведкой", и вся с таким трудом выстраиваемая схема перекрестного владения акциями стала рушиться буквально на глазах.
Тут-то Владимир Кондрачук и решил выступить в роли радетеля государственных интересов. Он обратился в областную администрацию с просьбой помочь ему восстановить контроль над "Нефтеразведкой", а вслед за этим и над двумя другими нефтедобывающими предприятиями. Предложив чиновникам подробный план действий, Кондрачук не забыл и о приманке: он посулил, что на должности гендиректоров этих предприятий будут назначены люди, устраивающие обладминистрацию, а для полноты картины нарисовал еще и радужную перспективу создания единой компании, опять же под контролем со стороны администрации Ульяновской области. Самое удивительное, что в областном Фонде имущества, похоже, купились на эти сладкие посулы, не задумавшись о том, что речь идет о частных структурах, где обладминистрация не имеет контрольных пакетов и, следовательно, не может влиять на избрание генеральных директоров. Хотя задуматься следовало бы, ведь Кондрачуку не впервой "кидать" партнеров, примером чего может служить история с той же "Нефтеразведкой".
В 1998 году Госкомимущество выставило на конкурсную продажу 49 процентов акций ОАО "Нефтеразведка", принадлежавших Ульяновской областной администрации. Покупателем этого пакета стало ЗАО "Транс Нафта", которое, по условиям конкурса, обязалось вложить в инвестиционную программу "Нефтеразведки" 2 миллиона долларов (в рублевом эквиваленте). Поначалу эти деньги действительно были зачислены на инвестиционный счет в одном из московских банков, где у директора "Транс Нафты" были свои люди и интересы, однако затем большая их часть вернулась к Кондрачуку. Схема была до изумления простой: Кондрачук убедил генерального директора "Нефтеразведки" Аркадия Казберова выдать доверенность на право распоряжения средствами на имя его заместителя, а тот втихую перевел деньги "Транс Нафте" под предлогом "возврата инвестиционных средств".
В итоге "Нефтеразведка" вместо положенных 2 миллионов реально получила менее 800 тысяч долларов. Излишне доверчивый генеральный директор обманутого ОАО направил в областной Фонд имущества письмо с предложением обратиться в арбитражный суд с целью расторжения сделки, которая фактически была произведена с нарушением действующего законодательства. В ответ глава Фонда имущества сообщил, что оснований для обращения в суд у обладминистрации не имеется, да еще и возложил на руководство "Нефтеразведки" ответственность за средства, уведенные у нее мошенническим образом. Этот чисто формальный подход областного чиновника, его нежелание разобраться в сути происшедшего вынудили Казберова обратиться с письмом теперь уже к председателю Российского фонда федерального имущества. Тем временем Кондрачук, вдохновленный поддержкой со стороны областной администрации, старается активизировать усилия по установлению своего контроля над нефтедобывающими предприятиями.
Есть, впрочем, основания надеяться, что скоро потугам новоявленного "защитника государственных интересов" придет конец. Дело в том, что фактическим покупателем акций ульяновских нефтеперерабатывающих предприятий стала "Славнефть" - действительно государственная компания, основными акционерами которой являются правительства России и Белоруссии, а совет директоров формируется из высокопоставленных представителей профильных министерств двух стран. Таким образом, на кону реальное обеспечение интересов государства, а не мифическая забота об этих интересах, придуманная хитроумным бизнесменом для восстановления его личного контроля над нефтедобычей и теми прибылями, которые она приносит.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены