3 апреля 2001 г.
Источник: "Российская газета"
Автор: Михаил Горбунов
Если конкурент не понимает, от него освобождают причал
Более трехсот тысяч тонн жидких нефтепродуктов прибывает ежегодно в Магаданскую область по единственному пути - через Охотское море в морской порт "Магадан". Препятствием на этом маршруте стали не только жесткая конкурентная борьба, но и несовершенство законодательства о морских портах России.
До начала девяностых годов под строгим государевым оком жидкие нефтепродукты широкой рекой поступали по Охотскому морю в край практически бесперебойно. Тут их принимало и через свою нефтебазу "разбрасывало" по области мощное и единственное (опять же - государственное) предприятие "Магаданнефтепродукт" (МНП). О том, как оно превратилось в коммерческую структуру, - разговор отдельный. Для нас важно другое: постепенно единая река государственных поставок разбилась на частные ручейки. Жидкое топливо стали поставлять в Магадан десятки фирм-перекупщиков. Но в любом случае они не могли миновать нефтебазу. И создалась такая ситуация: тот, кто владеет нефтебазами по приему и переработке топлива, получает возможность без особого напряжения стричь купоны с громадного оборота жизненно необходимых поставок. Особую роль стал играть сам морской порт - своего рода краник, который в случае чего можно перекрыть для любого частника.
В середине девяностых в Магадане явилась на свет еще одна акционерная нефтебаза, принадлежащая ООО "Тасмар". Таким образом у ОАО "Магаданнефтепродукта" обнаружился конкурент, но конкуренции не получилось, хотя структуры назначили разные цены за свои труды. Сегодня ОАО "Магаданнефтепродукт", например, за переработку каждой тонны жидкого топлива (с услугами пирса) взимает по 420 рублей, плюс по 20 рублей в сутки - за хранение на нефтебазе, считая с первого же дня. "Тасмар" - соответственно 340 и 7 рублей. Долгое время компании не очень мешали друг другу - и объема поставок, и рынка сбыта на двоих им вполне хватало. Больше того, по 24 рубля с каждой тонны получала еще и Морская администрация порта "Магадан", федеральное государственное унитарное предприятие, сдающее в аренду государственные же причалы для выкачки топлива из танкеров. Имеет ли она на то право - большой вопрос. Например, заместитель министра имущественных отношений РФ С. Моложавый в официальном письме от 28.12.2000 г. однозначно утверждает: не имеет, поскольку согласно части 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ не вправе распоряжаться закрепленным за ней имуществом, а по пункту 1 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ обязана перечислять заработанные средства не на свой расчетный счет, а в федеральный бюджет. Такого же мнения и областная прокуратура.
Надежды на нормальную здоровую конкуренцию появились лишь в начале 1999 года, когда было организовано ООО "Норд Ойл", Оно построило современную нефтебазу со складом, договорилось об использовании части морского причала N 7 с тем, кто арендовал его прежде у администрации морского порта, и обустроило причал, оснастив пандус технологическим приемным узлом. Все работы были согласованы с Дальневосточным НИИ Морского флота и утверждены во всех положенных инстанциях.
Покуда новорожденное ООО копошилось у пандуса, всерьез его никто не принимал. Но в один прекрасный день оно заявило о своих возможностях - обеспечить в год прием не менее 70 тысяч тонн дизельного топлива и прочих горюче-смазочных материалов. А также о ценах: 200 рублей за переработку каждой тонны и по 3 рубля - за хранение, да и то начиная только со второго месяца. Благодаря таким условиям "Норд Ойл" стал теснить двух своих конкурентов, которые иногда вынуждены были снижать цены за переработку доставленных в Магадан ГСМ.
А дальше началось нечто странное. В конце прошлого года Морская администрация порта "Магадан" вдруг меняет арендатора причала N 7. Им становится не реально ведущий работы "Норд Ойл", а ООО "Аржан", вообще не участвующее в обороте нефтепродуктов. Управление архитектуры и градостроительства Магаданской области по поручению областной администрации проводит проверку разгрузки танкеров на соответствие "действующим нормам" и приходит к выводу: не соответствует. Тут же ООО "Аржан" извещает "Норд Ойл", что с того же числа предписанием упомянутого управления швартовка и выгрузка танкеров на причале запрещены. И очень вовремя! 24 декабря в порт прибывает танкер "Шкотово", принадлежащий 000 "Магаданская торгово-промышленная компания" (МТПК), с 2600 тоннами дизельного топлива на борту для горняков Колымы. Он хочет (по договору) разгрузиться, но (по предписанию управления) не может. На следующий же день МТПК получает первое, еще через день - второе предложение начать беспрепятственную разгрузку (вы, конечно, уже догадались - от кого?). Но обойдется она почти вдвое дороже, и танкер пять суток продолжает выжидать. Когда убытки от простоя превысили разницу в оплате, МТПК сдалось. Ущерб от простоя ему возместило "Норд Ойл".
Тем временем прокуратура области проверяет жалобу пострадавшей фирмы и выносит постановление о превышении управлением архитектуры своих полномочий и, следовательно, незаконности его предписания о закрытии причала N 7 (как не имеющего вообще отношения к сфере компетенции управления - градостроительству). На тот же факт и полнейшее соответствие своего проекта СНиП (строительным нормам и правилам) указывают обидевшиеся дальневосточные специалисты, проектировавшие приемочный узел на пандусе, и Министерство транспорта РФ. Наконец, рассмотрев все обстоятельства дела, директивными письмами от 28.12.2000 года главный "владелец" причалов Минимущество РФ предписывает комитету по управлению госимуществом Магаданской области обеспечить заключение договора аренды с ООО "Норд Ойл" относительно причала N 7 либо части его.
"И что?" - справился я в начале марта у генерального директора "Норд Ойла" Лошкарева. "А ничего!" - развел он руками. Этот "неразрешимый" конфликт набрал такую силу, что его безуспешно решали в Магадане на специальном совещании, которое накануне Нового года проводил заместитель начальника управления имущества транспорта и связи Минимущества РФ А. Алякин. Говорили там, говорили, но к согласию так и не пришли. Зато стенограмма совещания помогает прояснить характер претензий к "Норд Ойлу" второй стороны. Вот что, к примеру, сказал заместитель губернатора области Э. Лосинский: "Администрация Магаданской области не ставит перед собой цели чинить препятствия ООО "Норд Ойл" ...Полагаем, что при соблюдении СНИП у ООО "Аржан как арендатора не будет оснований для отказа в совместном пользовании пандусом причала".
Словом, мир и согласие... если не учитывать, что к тому времени "Норд Ойл" уже встретил на своем пути препятствия, право Морской администрации сдавать имущество в аренду было признано незаконным, заключение управления архитектуры о нарушении СНИП на нефтебазе - вне его компетенции, а местный комитет по управлению госимуществом не только "забыл" о прямом приказе родного министерства, но и отказал в аренде "Норд Ойлу", поскольку, дескать, у причала уже есть арендатор. Как говорится, приехали! Впрочем, участвовавший в совещании федеральный инспектор по Магаданской области Дальневосточного федерального округа А.Маханьков сделал из случившегося более широкие выводы. Отметив, что из-за пробелов в действующей нормативно-правовой базе отсутствует законный механизм использования федерального имущества портового комплекса, он подчеркнул, что, возможно, назрела необходимость замены морских администраций более совершенными государственными структурами, способными эффективно распоряжаться федеральным имуществом портов.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены