1 сентября 2000 г.
Источник: газета "Якутия"
Автор: Александр Сафронов, директор Института проблем нефти и газа СО РАН
От разведки до переработки
В течение последних сорока лет в Якутии создана сырьевая база, достаточная не только для удовлетворения внутренних потребностей республики в природном газе и продуктах нефтепереработки, но и для широкомасштабной подачи нефти и газа за пределы республики.
На начало 2000 года в республике открыто 32 месторождения нефти и газа. Региональный нефтегазовый комплекс Якутии, который призван решать две стратегически важные для экономики республики задачи. Это полное обеспечение внутренних потребностей республики в светлых нефтепродуктах за счет собственной добычи и переработки нефти и газа и интеграция НГК республики в процесс создания центров по добыче нефти и газа для обеспечения регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и экспорта углеводородного сырья и продуктов их переработки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в Китай.
Реализация этих задач позволит превратить НГК в одну из основных бюджетоформирующих отраслей экономики республики. Развитие собственных нефте- и газоперерабатывающих производств должно стать одним из основных направлений политики, поскольку эффективность функционирования промышленности и финансовой системы имеет большую зависимость от изменения цен на нефтепродукты. Полное замещение завозимых продуктов переработки нефти на собственные приведет к снижению расходов федерального и республиканского бюджетов на финансирование северного завоза, будет сопровождаться увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и приведет к повышению занятости населения. Формирование НГК уже оказывает серьезное влияние на экономику региона. В топливном балансе республики доля нефти, газа и газового конденсата увеличивалась с 25 в 1992 до 40,1 процента в 1999 году. Произошло это, главным образом, за счет использования нефти в качестве котельного топлива. Одним из решающих факторов, сдерживающих развитие НГК в Якутии, является практически полная изолированность якутского рынка нефти и газа, которая определяется неблагоприятным географическим положением территории республики по отношению к пунктам переработки нефти и транспортным артериям.
Вместе с тем, высокая себестоимость (с учетом неизбежных значительных расходов на транспорт) нефти и газа, а в будущем и продуктов их переработки приведет к тому, что экспортные цены будут ниже внутренних в республике. Другими словами, экономические издержки при формировании нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей в республике неизбежны. Однако они стоят того, чтобы обеспечить республике энергетически безопасное будущее. На сегодняшний день сформировались два основных подхода к решению задачи добычи нефти и организации нефтепереработки: переработка 1 млн тонн нефти, позволяющая покрыть потребности республики в нефтепродуктах и строительство нефтепровода для транспортировки нефти за пределы республики в виде давальческого сырья на Ангарский НПЗ (до 2,25 млн тонн нефти в год); строительство нефтепровода для транспортировки всей добываемой нефти (3,25 млн тонн нефти в год) на Ангарский НПЗ в виде двигательного сырья.
Оба эти подхода реализуются на базе Талаканского месторождения. Нами совместно с "Якутгазпромом" по заданию Президента РС(Я) составлено технико-экономическое обоснование по строительству в Якутске завода синтетических моторных топлив из природного газа. Строительство завода предполагается в два этапа. На первом этапе производительность завода по сырью (533 млр3 газа) обеспечивается существующими возможностями "Якутгазпрома" по добыче и транспорту. Общий выход продукции -- 270 тыс. тонн в год, из которых 85 процентов приходится на дизтопливо и 10 процентов -- на бензин. Почти 30-летнюю историю имеет проблема организации экспорта природного газа. Первый проект (1972 г.) предусматривал транспорт газа с месторождений Вилюйской синеклизы в бухту Ольга или в Магадан со строительством завода по сжижению газа. В 1991 году по проекту "Восток" предлагается три варианта строительства газопроводов в Якутии и на Сахалине, которые должны были соединиться в районе Хабаровска для подачи газа в Южную Корею и Японию. В 1992 году федеральным центром Республике Саха (Якутия) делегированы полномочия самостоятельно прорабатывать проекты экспорта природного газа в страны АТР.
Президентами РФ и Республики Корея было подписано совместное коммюнике, в котором говорилось об освоении газовых ресурсов РС(Я) и строительстве газопровода в Республику Корея (проект "Сахагаз"). В 1995 году составлено предварительное технико-экономическое обоснование этого проекта, и он был ориентирован только на газовые ресурсы РС(Я). В 1997 году Президентом РС(Я) М.Николаевым на парламентских слушаниях в Иркутске, организованных Федеральным Собранием РФ, высказано предложение о создании Восточно-Сибирского консорциума (Республика Саха (Якутия), Иркутская область и Красноярский край) для реализации крупномасштабной подачи природного газа в страны АТР. Три года спустя академики Н.Лаверов, Н.Добрецов и А.Конторович обратились к Президенту Российской Федерации В.Путину с предложением о создании Федеральной программы освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Ключевым в этом документе является предложение о создании единой крупной корпорации (холдинга "Востсибнефтегаз"), в котором контрольный пакет акций должен принадлежать государству в лице федеральных и региональных органов власти. Совпадение позиций налицо.
К настоящему времени известно более 10 проектов и предварительных проработок поставок российского газа в Китай и страны АТР. Все они, за исключением проекта РАО "Газпром" и СЭИ СО РАН "Транссибирская газовая магистраль" (1995 г.), ориентированы на ресурсы или одного региона, или одной компании. И ни в одном из этих проектов не сбалансированы интересы потенциальных экспортеров природного газа, то есть Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края, Эвенкии. Таким образом, назрела необходимость согласования стратегии, которая бы предусматривала комплексное решение политических и экономических вопросов двуединой задачи -- удовлетворение внутренних потребностей регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в природном газе, нефтепродуктах и организация широкомасштабной подачи нефти и газа в страны АТР. Для этого необходимо более активное участие федерального центра, которое не должно ограничиваться только делегированием субъектам Федерации определенных полномочий по подготовке того или иного проекта; а также согласованные действия администраций субъектов Федерации по решению этой проблемы в рамках или консорциума, или другой формы организации. Поскольку ни один регион, ни одна отдельно взятая компания не в состоянии решить в одиночку эту задачу. Институт проблем нефти и газа СО РАН создан в ноябре прошлого года. Основные направления научных исследований -- фундаментальные проблемы геологии нефти и газа древних платформ, физико-технические проблемы месторождений транспорта и переработки углеводородов в условиях Крайнего Севера, а также вопросы экономики регионального нефтегазового комплекса в новых экономических условиях и научные основы сохранения северных экосистем в условиях функционирования нефтегазового комплекса.
В настоящее время институт занимается изучением строения продуктивных горизонтов месторождений, которые являются базовыми для организации широкомасштабной добычи нефти и газа, анализом режимов разработки ряда газоконденсатных месторождений Вилюйской синеклизы, изучением состава и свойств продуктов переработки нефти и конденсатов и т.д. Заключены договора с институтами АК "АЛРОСА", ОАО "Якутгазпром", Министерством экономического развития и торговли РФ, Департаментом по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я) и другими организациями и ведомствами. Возвращаясь к проблемам развития НГК РС(Я), следует отметить необходимость более активного участия подразделений СО РАН в этом процессе. Перечислю наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, в которых необходимо участие институтов СО РАН. Это -- определение основных направлений поисково-разведочных работ на нефть и газ с целью наращивания сырьевой базы нефте- и газодобычи. Изучение строения месторождений нефти и газа, которые в ближайшие годы могут быть вовлечены в разработку. Внедрение технологий по переработке нефти, в том числе и нетрадиционных, разработанных в институтах СО РАН. Участие в экспертизах по оценке установок и технологий, закупаемых предприятиями НГК РС(Я). Разработка прогнозного, единого для Восточной Сибири, топливно-энергетического баланса, который послужит основой для принятия взвешенных проектов по организации новых центров нефте- и газодобычи в Восточносибирском регионе с участием федерального центра.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены