3 августа 2000 г.
Источник: газета "Якутия"
Автор: Федор Григорьев
Темпы хорошие, чего не скажешь о ценах
Завоз нефтепродуктов всегда считался главным пунктом масштабного северного завоза и, соответственно, самым затратным. Только в прошлом году для удовлетворения жидким топливом так называемых государственных нужд, то есть для объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения республики в долгую северную зиму, было использовано свыше двух миллиардов рублей. В последние годы именно из-за нехватки средств завоз проходил в очень напряженном ритме. Зачастую плановые показатели приходилось корректировать на ходу. Естественно, в сторону уменьшения. А нынче ход навигации, можно сказать, весьма и весьма удовлетворительный. По данным Якутской нефтебазы, на сегодня здесь приняли ровно столько топлива, сколько было принято за всю прошлую навигацию. Как известно, функции уполномоченного агента по завозу нефтепродуктов для государственных нужд республики возложены на Национальную нефтегазовую компанию "Саханефтегаз". Поэтому мы задали несколько вопросов человеку, курирующему этот самый насущный для всей республики вопрос, а именно первому вице-президенту компании Тихону Гребенкину:
-- Тихон Яковлевич, в чем секрет такой оперативности, с которой идет нынешняя навигация?
-- Действительно, теперь уже смело можно говорить о том, что первый этап навигации завершен. По государственным нуждам закуплено и завезено свыше 290 тысяч тонн нефтепродуктов, что на 150 с лишним тысяч больше, чем за тот же период прошлого года, не говоря уже о позапрошлой навигации, когда к августу в республику было доставлено всего 122 тысячи тонн жидкого топлива. Полностью закрыты потребности улусов, расположенных вдоль Алдана, Вилюя, Амги и большей части Лены. То есть наиболее густонаселенные районы республики уже обеспечены жидким топливом до следующей навигации. А большого секрета здесь нет. Просто в этом году финансирование завоза идет в полном объеме, а главное - своевременно. К примеру, в республиканском бюджете на эти цели было предусмотрено свыше одного миллиарда 400 миллионов рублей. На счета компании уже поступило свыше 980 миллионов. А из федерального бюджета мы вовсе получили всю запланированную сумму - 910 миллионов рублей.
-- Но ведь надо завезти еще почти одну треть от всего объема. На что будете покупать, коль деньги почти все использованы. По нашей информации, речники уже сетуют на отсутствие налива в Осетровском речном порту, из-за чего флот вынужден простаивать в ожидании погрузки. Чем вы объясните такое начало второго этапа навигации?
-- Ну, во-первых, ситуация с накоплением на Усть-Кутской нефтебазе, можно считать, разрешена, и флот уже задействован. А во-вторых, и это более серьезная проблема, произошел разрыв между ценой топлива на момент принятия как российского, так и республиканского бюджетов (оба финансовых документа, имеющих силу закона, были приняты еще в декабре прошлого года. -- Ф.Г.) и на момент непосредственного заключения договоров с поставщиками. По нашим подсчетам, разрыв составил ни много ни мало около 1,6 миллиарда рублей. В среднем цена нефтепродуктов увеличилась по сравнению с концом прошлого года на 44 процента. И эту разницу придется покрывать.
-- Все из тех же бюджетов?
-- Разумеется. Ведь для полного удовлетворения государственных нужд предстоит завезти еще порядка 150 тысяч тонн топлива для арктических улусов республики. Напомню, что перед началом навигации правительство республики увеличило долю госзаказа с 415 до 498 тысяч тонн топлива. Для решения вопроса о выделении дополнительных средств на завоз сейчас в Москве находятся председатель правительства В.Власов, его заместитель Э.Березкин и президент компании К.Иванов.
-- Значит, мы вернулись к ставшей в последние годы привычной практике обивания московских коридоров в поисках средств?
-- Не совсем. В отличие от прошлых лет федеральное правительство понимает ситуацию и намерено изыскать дополнительные средства для завершения северного завоза. Если раньше из федерального бюджета выделялось до 1,5 миллиарда рублей, то нынче, как я уже говорил, 910 миллионов. А мы в свою очередь убеждаем поставщиков хотя бы не прекращать отгрузку. Особенно в направлении Архангельской нефтебазы, где до конца августа должно быть накоплено порядка 90 тысяч тонн топлива. Сейчас там находится свыше 40 тысяч тонн нефтепродуктов.
-- А как они себя ведут? Ведь по нынешним временам без стопроцентной предоплаты поставщики не хотят даже разговаривать с заказчиком. Тем более, что для них "Саханефтегаз" -- совершенно новый игрок на рынке нефтепродуктов. До нынешней навигации интересы республики представляло специально созданное агентство по финансированию завоза.
-- Поначалу мы действительно сталкивались с кое-какими проблемами. Но в ходе первого этапа навигации, когда мы исправно и в полном объеме платили за отгруженную продукцию, все они урегулированы. Более того, убедившись на деле в нашей добросовестности, поставщики теперь даже согласны на отсрочку платежей на срок до 20 дней. В данный момент нехватки финансирования это служит нам заметным подспорьем. Короче говоря, компания заслужила доверие поставщиков и, конечно, намерена его укреплять.
-- Таким образом, вы гарантируете полное выполнение второй, арктической части завоза нефтепродуктов?
-- Скажу так, мы сделаем все, что в наших силах. Мощные танкера Мурманского речного пароходства уже в скором времени причалят к Архангельской нефтебазе, откуда начинается Северный морской путь. Другой вопрос, в полной ли мере мы его выполним. Впервые за последние годы нам поставлена задача-максимум - доставить на Нижнеянскую нефтебазу дополнительно 40 тысяч тонн топлива на депонацию. То есть на хранение до следующей навигации, чтобы речники смогли в короткий период навигации на Яне доставить в населенные пункты, расположенные в низовьях реки необходимый запас топлива. Кроме того, сейчас вовсю идет завоз сырой нефти. В основном для котельных, переведенных с каменного угля на нефть. Благодаря более раннему, на две недели, вводу нефтепровода Талакан-Витим уже перевезено 105 тысяч тонн. Однако Министерство ЖКХ и Минфин не торопятся рассчитываться с внутренними поставщиками и уже задолжали им около 120 миллионов рублей.
-- И напоследок. Судя по сложившейся финансовой ситуации, после окончания завоза всех автолюбителей ждет очередной скачок цен на бензин?
-- К сожалению, это неизбежный процесс. Мы никак не можем на него повлиять. В целом очень трудно прогнозировать цену сырой нефти, которая меняется буквально каждый день. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы все время увеличивают цену своей продукции. Судите сами, если в прошлом году завоз нефтепродуктов обошелся республике более чем в два миллиарда рублей, то нынче эта сумма приблизится к четырем миллиардам ( деньги, сопоставимые с бюджетами целых регионов. -- Ф.Г.). Можно сказать, что уже к концу года цены на жидкое топливо поднимутся примерно в полтора раза, а то и более.
-- Спасибо за интервью. Остается только посочувствовать владельцам авто.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены