1 июня 2001 г.
Источник: газета "Ил Тумэн" (Якутия)
Автор: Т. Федорова
Законопроект по Талакану: политических целей никто не преследует
Мы попросили прокомментировать законопроект "О государственной поддержке освоения Талаканского месторождения", вынесенный в повестку внеочередной сессии Палаты Республики Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), председателя комиссии палаты по бюджету, финансам и социальной политике Роберта Андреевича Бурнашова:
- Мое отношение к проекту, который мы рассматривали на комиссии по социальной, бюджетно-финансовой политике, не изменилось. Есть три вопроса, на которые я не получил конкретного ответа ни от Ю. Бейлина, вице-президента "ЮКОСа", ни от К.Е. Иванова, ни от В.М. Власова.
Первое. "Саханефтегаз" и "ЮКОС" называют друг друга стратегическими партнерами. При этом "СНГ" в своем технико-экономическом обосновании говорит, что будем тянуть нефтепровод через Ленек, Олекминск до Томмота. А оттуда переработанную нефть планируется отправлять по железной дороге на Дальний Восток, в Китай, страны АТР. В то же время "ЮКОС" говорит о намерении гнать нефть на экспорт в Китай через Ангарск. Какое может быть при таком разном отношении к вопросу о нефтепроводе стратегическое партнерство, как они в дальнейшем будут увязывать совершенно противоположные направления деятельности? Ответа нет.
Второй вопрос - финансовый. Как может "СНГ", который располагает в своем активе менее 100 млн. долл., получить кредит в 200 млн. долл.? Я задавал этот вопрос Ю.Бейлину во время встречи с депутатами. Он ответил, что "СНГ" может заложить не только свои акции, но и лицензию. На мой взгляд, сценарий получится такой. "СНГ" получает кредит в 200 млн. долл., уплачивает федеральную часть бонуса, создает с "ЮКОСом" совместное предприятие наТалакане, которое будет являться дочерним предприятием "СНГ". Лицензия будет переоформлена на новое дочернее предприятие. Но у "СНГ" нет реальной возможности получить прибыль в 200 млн. долл. за год и вернуть кредит. Тогда "ЮКОС" полностью забирает не только дочернее предприятие, но и "СНГ".
Дело в том, что в последнее время "СНГ" вел генеральную политику на вертикальную интеграцию, когда "Якутгазпром", "Ленанефтегазгеология", "Ленагаз", "Якутгеофизика" становятся его дочерними предприятиями. Если по причине невозврата кредита "ЮКОС" забирает "СНГ", то вся наша нефтегазовая промышленность становится его собственностью. "ЮКОС" начинает работать с "Якутскэнерго", потребителями электроэнергии и особо миндальничать с ними не будет, как это делается сейчас под нажимом государства. Получается так, что мы отдаем за 200 млн. долл. весь наш нефтегазовый комплекс.
При этом следует иметь в виду, что "ЮКОС" - частная компания: 15 человек владеют пакетом 62% акций, и не все они являются гражданами России. Я ничего не имею против "ЮКОСа", но надо подходить к делу с учетом всех тех последствий, которые при оформлении лицензии, бонуса должны неизбежно возникнуть.
Следующее. "ЮКОС" предоставляет кредит правительству республики, а в конечном счете "СНГ" на 300 млн. долл. для уплаты республиканской части бонуса. Тут тоже есть масса нюансов. Каковы гарантии "СНГ" для возврата кредита? Как эти деньги будут проходить через республиканский бюджет? Потребуется внесение изменений в закон о госбюджете на 2001 год: мы получаем 8 с лишним млрд. руб., потом эти деньги выдаем как кредит "СНГ", который он затем возвращает "ЮКОСу". Возникает вопрос: как республика может выдать кредит предприятию, не имеющему таких активов, у него все акции уже заложены под 200 млн. долл. Мы должны хотя бы формально сделать какие-то гарантии возврата кредита. Что может правительство заложить?
В этом случае нарушается Бюджетный кодекс, об этом много говорилось в СМИ. Сейчас республика ставит перед Москвой вопрос выделения бюджетной ссуды на покрытие кассового разрыва для выплаты учителям отпускных, просим деньги на восстановление последствий наводнения, на завоз. А тут, получая огромную сумму в 8 млрд. руб., выдаем кредит. Центр может сократить трансферты, отказать в бюджетной ссуде, в помощи по наводнению, мотивируя тем, что у нас появился мощный источник финансирования. И это не политика, а финансовые вопросы.
- Есть ли выход в данной ситуации?
- Я не вижу выхода из этой проблемы. Если конкурс объявят незавершенным, аннулируют его итоги, то могут провести аукцион. На последней сессии К.Е.Иванов, выступая за снятие вопроса с повестки, мотивировал это тем, что проект недоработан. Может быть, внесут что-то новое. Хотя я не вижу, как можно легитимным, законным способом оправдать получение кредита для бюджета и выдать этот кредит хозяйствующему субъекту. Еще раз повторю, в этой ситуации никто политических целей не преследует. Все должно быть сделано в пределах законодательства.
- Повлияет ли нынешняя ситуация с наводнением на решение палаты по законопроекту?
- Сейчас мы вынуждены скорректировать и государственный бюджет, и инвестиционный, поскольку помощь Москвы не возместит всего ущерба от наводнения. Думаю, ситуация с наводнением также повлияет на принятие решения по данному законопроекту.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены