11 мая 2001 г.
Источник: газета "Ил Тумэн" (г. Якутск)
Автор: Н. Макарова
Уроки Талакана
В чем вкратце заключается главный смысл проекта закона?
Законопроект дает разрешение правительству республики на предоставление бюджетного кредита ОАО ННГК "Саханефтегаз" из республиканского бюджета в сумме 3006 млн. долл. - Почему возникла такая срочная необходимость выделения огромного кредита коммерческой организации из государственного бюджета республик?
Как известно, 10 апреля в республике состоялся первый конкурс на право получения лицензии на добычу нефти и газа на Талакане. Конкурс выиграла ОАО ННГК "Саханефтегаз", которая пообещала выплатить разовый сбор (платеж или бонус) за право добычи нефти и газа на Талаканском месторождении в размере 501 млн. долл. Согласно федеральному закону "О недрах" 40 бонуса поступает в федеральный бюджет, 60% - в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть из 501 млн. долл. 200,4 млн. поступает в федеральный бюджет и 300,6 млн. - в бюджет РС(Я). Бонус недропользователь должен внести в соответствующий бюджет а течение 30 дней со дня регистрации лицензионного соглашения.
По сегодняшнему финансовому состоянию "Саханефтегаз" не располагает свободными денежными средствами в сумме 501 млн. долл. и бонус может выплатить только за счет заемных средств, Такой кредит согласилась выдать компания "ЮКОС". Тут обнаружилось, что, если даже все активы "Саханефтегаза" заложить, то их не хватит на обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита на сумму 501 млн, долл. Тогда принимается решение, что "Саханефтегаз" оформляет кредит только на 200,4 млн. долл. для выплаты части бонуса федеральному бюджету (под какие условия выдается этот кредит см. далее по тексту). На остальную сумму (300,6 млн. долл.) заемщиком средств соглашается выступить правительство республики. Правительство получает кредит у "ЮКОСа" на 300,6 млн. долл., затем передает его ННГК "Саханефтегаз" в виде, бюджетного кредита, чтобы та имела возможность зафиксировать в республиканском бюджете поступление бонуса от "Саханефтегаза". Затем правительство РС(Я) возвращает кредит "ЮКОС"у.
Чтобы узаконить эту операцию, правительство внесло на рассмотрение парламента два законопроекта: "О государственной поддержке освоения Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха(Якутия) "О государственном бюджете РС(Я) на 2001 год". В конечном счете предоставление бюджетного кредита ННГК "Саханефтегаз" и выплата бонуса в республиканский бюджет - это финансовые операции на бумаге, то есть "виртуальные", и относятся к разряду спекулятивных. Печально, что подобные операции получили поддержку у депутатов Палаты Представителей.
- Вы в своем выступлении в ходе обсуждения проекта закона отметили, что он грубо нарушает действующее законодательство Российской Федерации. В чем конкретно тут прослеживаются нарушения?
- Представленный проект закона действительно нарушает Бюджетный кодекс Российской Федерации - статью 76:
а) кредит должен предоставляться только юридическому лицу (пункт 1), а в проекте не указано, кому он выдается,
б) кредит негосударственным организациям предоставляется на условиях возвратности и возмездности (пункт 2), то есть заемщик средств должен за пользование кредитом платить проценты бюджету республики. Мы же предоставляем ОАО ННГК "Саханефтегаз" льготный беспроцентный кредит;
в) кредит выдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по его возврату в виде банковских гарантий, поручительства, залога имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита (пункт 3) Мы же собираемся дать кредит под залог акций ОАО "Якутгазпром", ОАО "Ленанефтегаз", где контрольный пакет принадлежит правительству республики, то есть закладывается ее же собственность. К тому же, как отмечают многие, если даже заложить все активы "Саханефтегаза" они будут недостаточны для обеспечения такого объема кредита как 300, 6 млн. долл.;
г) в документах обязательно должна быть указана цель кредита (пункт 7) - о ней не сказано ни слова.
Естественно, что не могут же указать, что бюджетный кредит дается правительством ННГК "Саханефтегаз" для выплаты части бонуса, подлежащей оплате ей же, то есть республиканскому бюджету.
- Надо ли было проводить конкурс по Талакану? Как определяется размер бонуса?
- Коль мы перешли к рынку, то должны руководствоваться его законами. Согласно закону Российской Федерации "О недрах" после утверждения государственных запасов определенного месторождения полезных ископаемых объявляется конкурс (аукцион) на право получения лицензии по разработке данного месторождения. Победитель конкурса вносит разовый сбор (платеж или бонус) за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Сумма бонуса определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. В эти затраты, согласно "Положению о порядке лицензирования пользования недрами", включаются также расходы на экспертизу представленных проектов и оплату пакетов геологической информации. На конкурсе по Талакану минимальный размер бонуса был определен на уровне 1,7 млн. долл.
В ходе конкурса участники могут установить размер бонуса по своему усмотрению не ниже минимального размера, что, однако, не означает произвольности в этом вопросе. При определении окончательного размера бонуса главным является степень развития производственной инфраструктуры - наличия транспорта, нефтепровода, источника электроэнергии, социальной сферы, связи и т.д.
Обычно разовый платеж в размере 4-5 долл. за 1 тонну запаса устанавливается тогда, когда производственная инфраструктура уже создана и остается только пробурить скважину и подключиться к нефтепроводу. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе, где производственная инфраструктура достаточно развита, разовый платеж максимально достигает 0,8 - 0,9 долл., если месторождение нефти находится не далее 30 км от основных объектов действующей. инфраструктуры. Только в этих условиях нефтяные компании могут в кратчайшие сроки отработать бонус и функционировать в дальнейшем эффективно.
На Талаканском месторождении, где только-только приступают к созданию производственной инфраструктуры, разовый платеж даже в размере 2 долл. за 1 тонну запасов нефти (без учета обязательств компании перед республиканским и местным бюджетом) ложится неподъемным грузом на себестоимость нефти и ее добыча становится заведомо убыточной. Это обстоятельство сразу осознала ОАО НК "ЮКОС"; В соглашении между Правительством Республики Саха (Якутия), ОАО НК "ЮКОС" и ОАО ННГК "Саханефтегаз", подписанном 20 апреля 2001 года, а также в дополнении к нему от 28 апреля 2001 года ОАО НК "ЮКОС" предусмотрела упреждающие шаги в защиту своих интересов. Пользуясь тем, что ни Республика Саха (Якутия), ни ОАО ННГК "Саханефтегаз" не располагают средствами уплаты бонуса в 501 млн. долл. ОАО НК "ЮКОС" полностью пересмотрела свои обязательства, обещанные в совместном Меморандуме, подписанном Президентом РС(Я) М.Е. Николаевым и председателем Правления ОАО НК ЮКОС" М.Б. Ходорковским.
- Какие конкретно обещания ОАО НК "ЮКОС" пересмотрела, и в связи с этим что республика теряет?
- 22 февраля 2001 году президентом М.Е. Николаевым и председателем Правления ОАО НК "ЮКОС" М.Б. Ходорковским был подписан "Меморандум о стратегическом сотрудничестве между РС(Я) и ОАО НК ЮКОС", согласно которому стратегическими направлениями сотрудничества стороны определили:
- создание регионального нефтегазового комплекса, призванного способствовать дальнейшему развитию социально-экономического потенциала республики;
- достижение само обеспечения республики нефтепродуктами;
- выход и закрепление на долгосрочной основе РС(Я) и ОАО НК "ЮКОС" на рынках нефти и газа Дальнего Востока, а также Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая. Во-первых, для выполнения этой задачи договорились, что "Саханефтегаз", имеющий лицензию на право разработки месторождения нефти и газа в республике, является генеральной компанией, отвечающей за поиск, разведку месторождений нефти и газа, добычу, транспортировку, переработку и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки. После конкурса, когда "Саханефтегаз" и Республика Саха (Якутия) попадают в тяжелейшие финансовые условия в связи с предстоящей уплатой бонуса в размере 501 млн. долл. ОАО НК "ЮКОС" предлагает кредит на кабальных условиях и требует:
1) создать дочернее общество "Саханефтегаза";
2) после получения лицензии на Талакан переоформить ее на дочернее общество, причем в соглашении подчеркнуто "немедленно";
3) предоставить ликвидное обеспечение кредита 200,4 млн. долл. сначала в виде акций ОАО "Якутгазпром" и ОАО "Ленанефтегаз" с последующей заменой предмета залога на 100% акций вновь создаваемого дочернего общества и капитализацией кредита 200,4 млн. долл. в собственность в уставный фонд дочернего общества. В итоге "ЮКОС" на 100' становится хозяином дочернего общества и бесплатно получает лицензию на право пользования недрами Талаканского месторождения стоимостью в 501 млн. долл.
После этих процедур банкротство материнской компании "Саханефтегаз" становится чрезвычайно выгодным для "ЮКОСа":
- списываются все долги компании, в том числе бюджетный кредит, предоставленный "Саханефтегазу" правительством республики в сумме 300 млн. долл.;
- новая нефтяная компания от "ЮКОСа" полностью освобождается от обещаний Республике Саха (Якутия) поставлять нефтепродукты, так как, согласно Меморандуму и февральскому соглашению, компания взяла на себя обязательство обеспечить поставку нефтепродуктов только на нефтебазы ОАО ННГК "Саханефтегаз".
Кроме того, ОАО НК "ЮКОС" не участвовала в конкурсе по Талакану, следовательно, не подписывала "Особые условия", выдвинутые правительством республики в лицензионном соглашении в защиту интересов Республики Саха (Якутия), если таковые были разработаны правительством.
Во-вторых, как выше отмечено, согласно статье б Меморандума ОАО НК "ЮКОС" была обязана, начиная с 2002 года, обеспечить ежегодную поставку нефтепродуктов. Это положение было уточнено февральским (23.02.01) соглашением, где указано, что ОАО НК "ЮКОС" обязуется организовать регулярную поставку нефтепродуктов на нефтебазы "Саханефтегаза" в согласованных объемах в сроки и по ценам, устанавливаемым отдельными договорами между "ЮКОСом" и "Саханефтегазом". Кроме того, "ЮКОС" был обязан участвовать в развитии сети автозаправочных станций на территории нашей республики. А апрельское соглашение (20.04.01) и дополнение к нему (28.04.01) ограничились записью: "ОАО НК "ЮКОС" в августе - сентябре текущего года в рамках северного завоза обеспечит товарный кредит поставкой 150 тысяч тонн нефтепродуктов для реализации на территории республики через ОАО ННГК "Саханефтегаз" с последующим возвратом средств товарного кредита". Уже забыты обещания о регулярной поставке нефтепродуктов по согласованной (дешевой) цене. При поставке нефтепродуктов по высокой цене мы вынуждены будем выкраивать из республиканского бюджета дотацию хотя бы бюджетным организациям и сельскому хозяйству.
В-третьих, в Меморандуме "ЮКОС" взял на себя обязательство по финансированию особо значимых проектов и программ социальной защиты и поддержки населения Республики Саха (Якутия). В февральском соглашении пытались даже указать сумму помощи, но в апрельском - снова полностью забыты эти обещания. В-четвертых, в апрельском соглашении (20.04.01) еще больше ужесточены требования к правительству республики. В статье 9 республику обязали дополнительно (чего раньше не было) обеспечить финансирование проведения геологоразведочных работ на Верхнепеледуйской и Хоронской структурах в сумме 100 млн. рублей в 2001 - 2002 годах.
В-пятых, в дополнительном соглашении от 28.04.01 в статье 4 предусматривается "Минимизация налоговой нагрузки на вновь создаваемое дочернее предприятие в части налогов и иных платежей в части, подлежащей уплате в республиканский и местный бюджеты". 2 августа 2000 года между правительством РС(Я) и РФ заключено "Соглашение о мерах по оздоровлению государственных финансов в условиях оказания финансовой помощи из бюджета Республики Саха (Якутия)", согласно которому предоставление льгот по федеральным регулирующим налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет республики, влечет за собой приостановление или сокращение выделения федерального трансферта, предназначенного для финансирования федерального закона "О ветеранах", детских пособий и т.д.
Тактика и стратегия, выбранные руководством "Саханефтегаза" 10 апреля этого года в борьбе за лицензию на право разработки Талаканского месторождения "любой ценой", не только не оправдали себя, но и поставили на грань банкротства компанию, республику, лишили источника дохода, который мог бы возместить потери доходов в связи с ухудшением условий добычи алмазов, а также показали, что нынешнее руководство республики не в состоянии эффективно управлять природными ресурсами. Два законопроекта, представленные правительством республики на рассмотрение парламенту - это упорное продолжение пагубной политики "любой ценой", чтобы спасти лицо руководства республики от позора под прикрытием патриотических лозунгов.
- Какие последствия можно ожидать, если "Саханефтегаз" не уплатит бонус?
- Результаты конкурса будут аннулированы. Объявят новый тендер, к которому "Саханефтегаз" не будет допущен. В связи с этим нас пугают тем, что Республика Саха (Якутия) полностью теряет контроль над своими природными ресурсами и нефтегазовую отрасль республики захватит компания-монополист, которая будет диктовать выгодные для нее условия.
По оценкам специалистов, запасы нефти в республике оцениваются на уровне 1 млрд. тонн, Конкурс по Талакану - это первый шаг в реализации рыночных механизмов при освоении нефтегазовых месторождений. Как говорится в народе, "первый блин получился комом". Нам преподали жесточайший урок, из которого должно извлечь максимум пользы.
Необходимо основательно обновить состав руководства ННГК "Саханефтегаз" из числа профессионалов нефтегазовой промышленности, которые руководствовались бы не псевдопатриотическими лозунгами, а знаниями законов рынка. Предпринять конкретные меры по финансовому оздоровлению компании и подготовиться к участию в конкурсах, которые последуют за Талаканским тендером.
К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе в настоящее время нефть добывают более 100 различных компаний, в том числе 15 иностранных. Правительство не участвует в добыче нефти, так как главной своей целью считает максимальное получение доходов от нефтегазовой промышленности в виде налоговых поступлений и бонуса. Оно руководствуется принципом: "неважно, какая кошка - белая или черная, лишь бы ловила мышей" и создает привлекательные и равные условия работы для всех компаний, независимо от форм собственности, без деления на "своих" и "чужих".

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены