11 мая 2001 г.
Источник: газета "Наше время" (г. Якутск)
Автор: Т. Шадрина
Талакан поставил республику вне закона, федерального
О господдержке освоения Талаканского месторождения
"Правительство смотрит на парламент, как на пожарных: до конкурса мы не были в курсе событий, а теперь нам приходиться принимать такие законы", возмущались депутаты, обсуждая в минувшую субботу законопроект о господдержке освоения Талаканского месторождения. В конце концов, Палата представителей приняла законопроект, закрыв глаза на тот факт, что он вступает в прямое противоречие с федеральным законодательством, а именно с основным финансовым законом страны - Бюджетным кодексом.
"Я, конечно, не великий шаман. Не знаю, каким боком Талакан нам выйдет, будут ли нас потом ругать или хвалить, но прошу поддержать", - столь нетривиально представил депутатам законопроект председатель Комитета по бюджетной политике Александр Уаров. Обсуждение законопроекта, состоящего всего из трех статей на одной странице, длилось четыре часа. Днем ранее председатели комитетов получили соответствующие ценные указания на аудиенции у президента Николаева. В день самого заседания "пожарные" обсуждали три статьи о Талакане под неусыпными очами всей президентской рати - председателя правительства, трех зампредов и министра финансов. К ним присоединился глава "Саханефтагаза" Климент Иванов. "Нам буквально выкручивают руки, чтобы заставить подписывать такие документы", стонали депутаты. Василий Власов с ходу поставил народных избранников перед жестким выбором: либо они согласны с итогами апрельского конкурса, либо нет. Правительство, по его словам, не будет подписывать протокол конкурсной комиссии до тех пор, пока Ил Тумэн не примет этот законопроект.
Между тем, суть законопроекта заключается в том, что господдержка по Талакану осуществляется путем выдачи "Саханефтегазу" бюджетных кредитов из республиканского бюджета на сумму $300,6 млн со сроком погашения с 1 января 2007 по 31 декабря 201 7 г.
Откуда у правительства такие деньги, следует из Дополнительного соглашения от 28 апреля, четвертого по счету документа, касающегося взаимоотношений правительства Якутии и компании ЮКОС. Схема здесь такова: ЮКОС обеспечивает правительству через "Саханефтегаз" - кредит в размере $300,6 млн со сроком погашения 21 день и при условии предоставления правительством залога акций СНГ. Таким образом, сумма бонуса вроде бы поступает в республиканский бюджет, но тут же, в течение 21 дня, деньги уходят обратно ЮКОСу. Причем, если сроки не будут выдержаны, госпакет акций СНГ может перекочевать в карман ЮКОСа. Получается как в той сказке: по усам потекло, да в рот не попало.
Судя по всему, масштаб финансовых манипуляций впечатлил осторожных парламентариев. В течение всего затянувшегося обсуждения чувствовалось, что депутаты пытаются и не могут найти однозначный ответ на вопрос: "Что конкретно выигрывает (или теряет) республика?". Этот вопрос в разных вариациях задавался в адрес того или иного члена правительства. А Василию Власову не один раз пришлось ответствовать, что с ним размер бонуса ($501 млн) никто не согласовывал. По информации Зои Корниловой, законопроект по ряду пунктов противоречит федеральному Бюджетного кодексу (ст. 76). Это подтвердил и сам председатель правительства, тут же предложив депутатам просчитать возможные санкции федерального правительства. С раздутым на треть бюджетом Москва вполне может притормозить трансферты, средства на завоз или что-либо еще в адрес богатенькой Якутии. Такой вариант развития событий предположили сразу несколько парламентариев.
Будущее "Саханефтегаза", в свете всех договоренностей с НК ЮКОС, по мнению Народных избранников, также неоднозначно. К примеру, депутаты Зоя Корнилова, Филипп Охлопков и Петр Брызгалов считают, что у ЮКОСа большая заинтересованность в банкротстве "Саханефтегаза" судя по тому, что ЮКОС требует создания "дочки" СНГ, на которую будет переоформлена лицензия, и тому, что "Саханефтегазу" пришлось заложить ЮКОСу акции "Ленанефтегаза" и "Якутгазпрома".
Несмотря на столь негативный настрой и жаркую полемику, депутаты большинством голосов проголосовали за законопроект, предпочитая, как заметил один из них, "выбирать лучший из худших вариантов". Впрочем, расклад сил был известен уже заранее. Так что выступления на заседании были больше для проформы -правительство пожурить и душу отвести. Таким образом, Палата представителей не взяла на себя смелость поставить точку в талаканской истории и оставила последнее слово за Палатой республики, которая должна либо утвердить, либо не утвердить этот законопроект и внести или не внести соответствующие изменения в закон о госбюджете на 2001-й год. Сессия Палаты республики открывается на следующей неделе. "НВ" будет следить за развитием событий.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены