19 июня 2000 г.
Источник: "Независимая газета"
Автор: Бесик Пипия
Ворота вместо окна
В Северной столице построен современный нефтепродуктовый порт
После распада Советского Союза мощности по перевалке нефтепродуктов оказались за границей, в странах Балтии. В начале 90-х годов было решено построить в Петербурге мощный современный нефтяной терминал. Разработали проект под названием "Золотые ворота". Появилось соответствующее распоряжение правительства Российской Федерации. О том, как реализуется стратегически важный для России проект, мы попросили рассказать председателя совета директоров АО "Петербургский нефтяной терминал" Александра Дюкова.
- Александр Валерьевич, каковы перспективы "Золотых ворот"?
- В Северо-Западном регионе мощности российских терминалов для перевалки нефтепродуктов на экспорт в начале 90-х годов составляли около одного миллиона тонн, или несколько процентов от объема экспорта российских нефтепродуктов. Значительная доля дохода от транзита российских нефтепродуктов доставалась прибалтийским компаниям и бюджетам государств Прибалтики. По разным оценкам, доля эта составляла от 400 до 600 миллионов долларов в год.
Российское правительство и российские компании с начала 90-х годов начали обсуждать проекты создания нефтяных и нефтепродуктовых терминалов на северо-западе страны. Поскольку развитие новых мощностей для экспорта нефтепродуктов в Калининграде и на Белом море было экономически нецелесообразно, то единственным местом, где можно было бы развивать терминалы, способные конкурировать с прибалтийскими, оставалась акватория Финского залива.
Так появилось в октябре 1992 года правительственное постановление о реализации проекта "Золотые ворота" по строительству нового нефтепродуктового терминала в Петербурге. К сожалению, данный проект ожидало печальное будущее. На мой взгляд, команде, возводившей "Золотые ворота", не хватило знаний и опыта в реализации столь крупных инвестиционных проектов. Ставка была сделана исключительно на зарубежные инвестиции, которые так и не поступили. На момент нашего прихода сюда проект был практически мертв.
В наследство от предшественника мы получили морально устаревшую, физически изношенную и маломощную бункеровочную базу, уступавшую по производительности, эффективности и качеству услуг новым прибалтийским терминалам, и испорченные отношения с арендодателем -Морским торговым постом, администрацией города, Октябрьской железной дорогой, Налоговой инспекцией, клиентами и т.д. Немало времени потребовалось, чтобы "отмыться", восстановить репутацию.
В отличие от наших предшественников, мы решили пойти по другому пути: осуществляя поиск внешнего финансирования, продолжать работать на старом оборудовании и по мере накопления собственных средств вкладывать их, наряду с заемными, в строительство нового перегрузочного комплекса, причем строительство вести очередями. Очень серьезную помощь и поддержку оказал в нашем начинании тогдашний вице-мэр города Владимир Путин. Достаточно быстро нам удалось наладить работу старого бункеровочного терминала. Началась поставка дизельного топлива по практически не задействованному на тот момент продуктопроводу с Киришского нефтеперерабатывающего завода. Организовали доставку мазута по железной дороге из Киришей, Ухты, с заводов, расположенных в бассейне Волги и Камы.
После внесения необходимых, на наш взгляд, изменений был разработан и согласован проект строительства нового комплекса для хранения и перегрузки нефтепродуктов. В его рамках планировалось осуществить намыв территории на акватории Финского залива, рядом со старой бункеровочной нефтебазой, и построить на ней современный портовый комплекс, который позволил бы предложить компаниям-экспортерам качество услуг на уровне лучших терминалов мира и перевести значительную часть транзита из прибалтийских портов в российские. За 1996-2000 годы было образовано более 22 гектаров территории на месте акватории Финского залива (впервые в истории новой России это было сделано частной компанией) и построен новый современный нефтепродуктовый порт мощностью до 6 миллионов тонн перевалки в год.
- Какие услуги оказывает АО "ПНТ", каковы производственные мощности компании?
- Дизельное топливо из Киришей мы принимаем по продуктопроводу производительностью 300 тонн в час. Мазуты всевозможных сортов приходят по железной дороге и водным транспортом. Имеется 5 железнодорожных эстакад и 2 специализированных причала глубиной 8 метров для обработки речных танкеров типа "Волга-нефть". Есть резервуарный парк общим объемом около двухсот тысяч кубических метров. Для отгрузки нефтепродуктов терминал располагает двумя причалами. Глубина нашего морского канала составляет сегодня 12 метров, и поэтому к нам могут заходить пока танкеры среднего класса грузоподъемностью до 35 000 тонн, которые дальше Европы не ходят. Однако Морская администрация порта Санкт-Петербург ведет интенсивные работы по увеличению глубины канала и его расширению, и уже в ближайшее время мы сможем обрабатывать танкеры вдвое большего тоннажа, для которых перевозки через океан будут экономически эффективны.
- Какими вам видятся планы развития "Петербургского нефтяного терминала"?
- В развитие терминала инвестировано уже более 50 миллионов долларов, через четыре года эта сумма достигнет 150 миллионов долларов. Запланирован пуск новых железнодорожных эстакад, универсальных резервуаров, в которых можно будет хранить не только дизельное топливо и мазут, но и бензины, и реактивное топливо. Совместно с Минтрансом России и Морской администрацией порта Санкт-Петербурга мы ведем строительство новых причалов для обработки крупнотоннажных морских и речных танкеров.
Анализ, выполненный Институтом ЛенморНИИпроект при разработке генеральной схемы развития большого порта "Санкт-Петербург", привел к выводу о возможности увеличения мощности терминала до 15 миллионов тонн в год. Поскольку основные капитальные расходы терминалом уже понесены -подготовлена территория под строительство, построены очистные сооружения, пожаронасосная, межцеховые коммуникации, прочие береговые сооружения, то в данном случае себестоимость строительства каждой дополнительной тонно-мощности будет почти в два раза ниже, чем в случае нового строительства. Это делает сроки окупаемости проекта (мощностью до 15 миллионов тонн) вполне приемлемыми - около 6-8 лет, а сам проект - крайне реалистичным.
С вводом в эксплуатацию данного комплекса мы сможем в корне изменить существующую схему транзита российских нефтепродуктов на северо-западе, когда его значительная часть будет переориентирована из портов Балтии в Невскую гавань. Ведь сегодня Россия теряет ежегодно на транзите нефти и нефтепродуктов 800 миллионов долларов. Свое главное предназначение мы видим в укреплении статуса России как морской державы и Санкт-Петербурга как "морских ворот" страны, позитивном влиянии на экономику России, Северо-Западного региона, росте экономической безопасности страны, улучшении социального климата.
- Александр Валерьевич, говорят, что средняя зарплата на вашем предприятии гораздо выше, чем на большинстве питерских заводов и фабрик?
- В штате нашей компании около 200 человек. Люди работают в 4 смены. Весь основной производственный процесс автоматизирован. Быт работников мы стараемся делать максимально приятным. На работу и обратно доставляем за наш счет, рабочую форму выдаем бесплатно, оборудованы приличные по сегодняшним запросам раздевалки, душевые, организовано дешевое и качественное питание. Обед, к примеру, стоит порядка 30 рублей. Текучесть кадров практически отсутствует, поэтому устроиться трудно. Что же касается зарплаты, то по нынешним меркам она достаточно высокая.
***
Из досье "НГ"
Александр Валерьевич Дюков родился 13 декабря 1967 г. в городе на Неве. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В 1991-1994 гг. работал инженером, заместителем генерального директора в АО "Совэкс". С 1996 г. - финансовый директор АО "Петербургский нефтяной терминалы. В 1998 г. поступил на работу в АО "Морской порт Санкт-Петербург", был директором по экономике, затем с конца 1998 по 1999 г. - генеральный директор. С 2000 г. - председатель совета директоров АО "Петербургский нефтяной терминал".

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены