21 мая 2001 г.
Источник: газета "Россия"
Автор: Владимир Годусов
Самый криминальный в мире
До $1 млрд. ежегодно, по самым скромным подсчетам, нелегально уходит из Новороссийского морского порта. В 1998 году первый вице-губернатор Краснодарского края Виктор Мельников, назвав эту цифру, во всеуслышание заявил, что это самый криминальный порт в мире. Именно в том году на Черноморское побережье высадился десант специалистов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. По своему размаху операцию сравнивали с силовыми акциями, что проводились на АвтоВАЗе и в Кузбассе.
Прошло три года...
Еще несколько лет назад Новороссийский порт располагал нефтеналивным флотом, состоящим из 169 кораблей; сейчас их осталось всего 8, все остальные ходят под флагами иностранных государств. Только на этом государство ежегодно теряет до 4 млрд. долларов в год
Много шума. И ничего
Именно такой вывод напрашивается, если исходить из итогов многомесячной работы межведомственной оперативно-следственной группы Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможни и других федеральных силовых структур по зачистке Новороссийского морского порта. В апреле заместитель по экономике и финансам полпреда президента России в Южном округе Виктор Крохмаль высказал удивление лояльностью правоохранительных органов по отношению к лицам, которые подозревались в махинациях в портах Черноморского побережья. Ни одно уголовное дело, по его данным, не доведено до суда, а 60-70 человек, задержанных по ним, отпущены на свободу. Хотя антигосударственной деятельности в портах и морских пароходствах очень много. Это тем более тревожно, считает Виктор Крохмаль, что портовое хозяйство Новороссийска активно расширяется. "Если сейчас через порт транспортируется 40 млн. тонн нефти в год, то уже в августе, с началом работы Каспийского трубопроводного консорциума, нефтяной поток возрастет до ста млн. тонн".
При аппарате полпреда президента России в Южном федеральном округе создана оперативная группа для установления контроля над морскими и речными портами округа. Причиной ее создания стала, по словам Виктора Крохмаля, "недопустимая ситуация, когда только в Южном округе государство теряет не менее $400 млн. в год из-за слабого контроля за портами, неуплаты налогов и сборов". В этой связи аппарат полпреда намерен серьезно заняться вопросом наведения порядка в портах региона, поскольку "это является вопросом эффективного использования федеральной собственности". Наиболее тревожит заместителя полпреда Новороссийский порт; немногим лучшая ситуация в Туапсе, Ейске и других морских и речных портах Азово-Черноморского региона. А есть еще и Каспий, где работы не меньше.
Виктор Крохмаль назвал неэффективными силовые методы, поэтому аппарат полпреда предлагает экономические и административные методы решения проблемы. "Занимаемся этим тихо, без шума и брызг. Уже есть результаты: заменен начальник морской администрации порта Новороссийск. А это - ключевой государственный объект, вокруг которого вершились и праведные, и неправедные дела. Главное решение мы приняли. Так будет и дальше, до полного наведения порядка во всех портах Южного федерального округа. Предложения по наведению порядка в южнороссийских портах направлены в администрацию президента, премьер-министру Михаилу Касьянову, руководителям Минимущества и Минтранса.
Дырявые ворота России
Через Новороссийский морской порт проходит почти треть всей российской экспортной нефти. Это мощные валютные средства. В общем, лакомый кусок для криминала и нечистоплотных чиновников. Хищения приняли столь масштабный характер, что администрация края была вынуждена принять постановление "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово-Черноморского побережья Кубани" и обратиться за помощью к федеральным силовым структурам. Москва оперативно откликнулась на просьбу очистить город и порт от бандитов и коррумпированных чиновников. Тому были свои резоны. Федеральные силовые структуры располагали информацией о злоупотреблениях на Черноморском побережье. В частности, данные МВД свидетельствовали, что на Кубани действуют более 300 организованных преступных группировок (ОПГ), 20 воров в законе и более ста преступных авторитетов. Из этих структур непосредственно на побережье и в портах имеют свои интересы более 200 ОПГ и 15 воров в законе, то есть более двух третей преступного сообщества края".
Начались масштабные проверки коммерческих предприятий, которые были созданы криминальными структурами или находились под их контролем. Одновременно пожинались плоды "прихватизации". По данным бывшего депутата Госдумы от Новороссийска, члена парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Нины Зацепиной, почти три десятка причалов порта в начале 90-х годов были переданы в частную собственность по остаточной, а не рыночной стоимости. Незаконно эксплуатируя все эти годы федеральную собственность, они получали баснословные прибыли.
Было установлено, что с разрешения мэра города Валерия Прохоренко 14 теплоходов осуществляли нелегальную перевозку челноков и коммерческих грузов в Турцию и обратно. Ежемесячно эксплуатация судов приносила до $1 млн. прибыли. Причем хозяева судов значительную ее часть отдавали местному вору в законе по кличке Шоколадка. Ему платили и с нефтяных сделок. Однако эти отчисления не шли ни в какое сравнение с доходами самой крупной из здешних преступных группировок - чеченской. Та контролировала незаконный нефтяной бизнес, обирала челноков, распоряжалась контрабандными морскими перевозками и широкомасштабным рэкетом. Именно по ней нанесли силовой удар бойцы спецназа.
Следствие закончено. Забудьте
Один за другим возбуждались уголовные дела, начались аресты. Был, в частности, разыскан и арестован бывший начальник морской администрации порта Новороссийск Александр Михайличенко, по вине которого ушли налево немалые бюджетные средства. Несколько лет он находился в федеральном розыске, в последнее время жил в Ростовской области по поддельному паспорту.
Был арестован заместитель начальника Новороссийской таможни Александр Свиридов, с помощью которого стоимость декларируемых грузов занижалась в десять раз. Это позволило одному из преступных сообществ увести от налогообложения миллионы рублей. Такая же участь постигла мздоимцев из городской администрации, позволивших коммерческим структурам завладеть $2 млн. В растрате и присвоении $3 млн. из кредита Минфина уличены руководители ЗАО "Абрау-Дюрсо"...
Тогдашний первый зам-главы МВД Владимир Рушайло заявил: "В преступной связи с коммерсантами оказались некоторые влиятельные чины портовой администрации, местной таможни. Вот почему понадобился комплексный подход к раскрытию незаконных махинаций". Позже он сообщил некоторые подробности операции. Установлен факт вывоза металла по поддельным документам в адрес турецкой фирмы одним из акционерных обществ на сумму $1, 5 млн. Организатор преступления задержан, контрабандный груз арестован. Продолжается проверка материалов о злоупотреблениях должностных лиц Новороссийской морской академии, где фигурирует $500 тысяч. Организовав российско-греческое предприятие, они для перевозки контрабанды использовали учебно-производственные суда, принадлежащие академии... Но плоды многотрудной работы федеральных и краевых силовых структур, органов исполнительной власти, межведомственной группы, многочисленных следственных бригад оказались ничтожны. Одно за другим дела рассыпались либо перешли в разряд неперспективных в судебном плане.
Упомянутый выше Михайличенко, который так и не признал своей вины, получил 5 лет условно. За отсутствием состава преступления были закрыты еще несколько громких дел, в частности в отношении бывшего директора государственного предприятия "Нефтепровод" Гридасова, в котором фигурировали значительные суммы, а также дело, связанное с предоставлением инвестиционного налогового кредита размером в 129 млрд. неденоминированных рублей. Порой происходили парадоксальные ситуации. В отношении начальника морской администрации порта Новороссийск (МАПН) Виктора Попова было возбуждено три уголовных дела, а Минтранс награждает его юбилейной медалью общественного фонда адмирала Кузнецова!
Точку ставить рано
Как считает экс-депутат Госдумы Нина Зацепина, которая была одним из инициаторов проверки портов бассейна, "черту подводить рано. Расследование экономических преступлений, как правило, растянутый во времени, трудоемкий процесс, приходится поднимать "дела давно минувших дней". В нашем случае правоохранительным органам противостоят хорошо организованные преступные группы, у которых есть свои защитники, причем в самых высоких эшелонах власти. За спиной тех, кто делал темные делишки в наших портах, просматриваются фигуры федерального масштаба. Среди них есть даже бывшие министры". Тем временем криминалитет предпринимает все усилия для того. чтобы оставить за собой контроль в портах. На смену топорным способам совершения преступлений приходят новые, интеллектуальные аферы: лжеэкспорт, ложный транзит, хищение с использованием подставных фирм-однодневок.
А деньги тем временем уходят налево. Сегодня флоту пароходства приходится работать на чужие страны, в портах других государств, чтобы не обанкротиться на родине. Портовые сборы в отечественных портах для российских судов в несколько раз выше, чем для иностранных.Еще несколько лет назад Новороссийский порт располагал нефтеналивным флотом, состоящим из 169 кораблей, сейчас их осталось всего 8, все остальные ходят под флагами иностранных государств. Только на этом государство ежегодно теряет до $4 млрд. в год. Вот почему заместитель полпреда президента в Южном федеральном округе Виктор Крохмаль считает, что начинать надо с экономики. В частности, власти должны сделать все, чтобы вернуть нефтеналивной флот под российский флаг, для чего должны быть сделаны соответствующие законодательные шаги. Необходимо критически взглянуть на результаты приватизации. Крайне важен закон о морских портах. В общем, проблем хватает, однако без них "морскую болезнь" не только Новороссийска. но и России в целом не вылечить.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены