7 февраля 2001 г.
Источник: "Финансовая Россия"
Автор: Сергей Сорокин
Россия все прорубает и прорубает окна
После очередного этапа реконструкции Новороссийский порт увеличил транспортные мощности России на южном направлении
В январе 2001 года в Новороссийском порту начал свою работу новый универсальный перегрузочный комплекс, способный пропускать до 2 млн тонн сухих сыпучих грузов ежегодно. Комплекс будет специализироваться на перевалке минеральных удобрений. Судя по высокому мировому спросу на этот продукт, простаивать новому терминалу не придется. Уже сейчас производится перегрузка первой партии удобрений Невиномысского химкомбината на суда, отправляющиеся в Латинскую Америку. Ввод в действие комплекса частично снизит существующую сегодня "транспортную зависимость" России от соседних стран. Сегодня в портах Украины и стран Балтии, по различным оценкам, обрабатывается от четверти до трети российской грузовой базы. За бывшие всесоюзные порты, ставшие чужими, приходится платить, это повышает цену экспортируемой российской продукции, да и портовые доходы уходят из России.
Экспорт грузов через северные замерзающие порты тоже требует значительных издержек. Поэтому с 1994 года основные экспортные грузопотоки из Центральной России начали постепенно переориентироваться на порты Черноморского бассейна. Пик интенсивности был достигнут в 1998 году, когда общая потребность в перевалке грузов более чем на четверть стала превосходить суммарные возможности южных портов. Так, порт Новороссийска использовал имеющиеся комплексы для наливных грузов на 108 процентов, а порт Туапсе использовал комплексы для перегрузки навалочных грузов на 126 процентов. Чтобы удовлетворить растущий спрос на транспортные услуги, планируется построить с нуля новый порт в окрестностях Туапсе. Будут реконструированы даже малые порты Азовского моря, имевшие ранее исключительно местное транспортное значение. Но основной зоной развития является новороссийский портовый узел, который сохранит лидерство в Азовско-Черноморском бассейне.
В прошлом году через АО "Новороссийский морской торговый порт" прошло свыше 50 млн тонн грузов, валовая выручка порта составила около 4 млрд рублей. Но эти впечатляющие цифры в будущем должны существенно возрасти. Как предусматривает разработанная в 1998 году "Концепция развития портов Краснодарского края", в перспективе годовой грузооборот Новороссийского порта должен составить более 34,0 млн тонн сухих и до 70,0 млн тонн наливных грузов. Для этого в ближайшее время здесь будет реализован целый комплекс строительных мероприятий. Программа предусматривает строительство причала № 1А для нефтеналивных грузов в районе Шесхариса; комплекса по переработке минеральных удобрений (причал № 5); контейнерного терминала (причалы № 39-41); угольного перегрузочного комплекса; автопаромного комплекса. Предусмотрена также реконструкция существующих пристаней с целью создания комплекса для пищевых грузов.
Техническое перевооружение и реконструкция затронут не только действующие производственные мощности. В значительной мере должна видоизмениться и транспортная инфраструктура порта. Будет построен второй железнодорожный въезд в порт. Существующая пропускная способность железной дороги суммарным объемом 17 млн тонн в год давно уже недостаточна для растущих потребностей порта. В конце прошлого года экономический отдел МПС заявил о планируемых капиталовложениях в размере 200 млн рублей в реконструкцию и строительство подъездных путей в Новороссийске.
Еще больше возрастает значение местного порта в связи с реализацией проекта Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Этот проект сам по себе превращает Новороссийск в крупнейший нефтяной порт России. В ходе эксплуатации объектов КТК на начальном этапе предполагается экспортировать 20,0 млн тонн нефти в год с последующим доведением объема экспорта нефти до 67,0 млн тонн в год. Только в I квартале 2001 года через Новороссийский порт планируется отправить 7 млн тонн нефти. В общем, в ближайшие годы Новороссийску предстоит стать главными транспортными воротами на юге России.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены