28 марта 2001 г.
Источник: газета "Трибуна"
Авторы: Петр Щербаков
Хороший бизнес растит патриотов
Нынешней зимой котельным многих российских регионов катастрофически не хватало мазута, да и восстановительные работы после зимних аварий в Приморье продолжаются до сих пор. Но проблема снабжения нефтепродуктами вовсе не отпадает сама собой со сменой холодного времени года на теплое. Когда отступают морозы, она просто переходит в другую плоскость. Весной сельскохозяйственным областям страны необходимо обеспечить запасы горюче-смазочных материалов перед посевной.
Загвоздка здесь еще и в том (и это ни для кого не секрет). что российские нефтяники львиную долю прибыли получают от экспорта, а вовсе не от снабжения отечественных потребителей. А те вынуждены терпеть перебои с поставками ГСМ, особенно в период, когда взлетают цены на нефть на мировом рынке. И все же, как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе ЛУКОЙЛа, в последние годы эта компания регулярно увеличивает объемы поставок нефтепродуктов российским потребителям. Например, по итогам прошлого года объем поставок для государственных нужд в целом увеличился на 33 проц. и составил 4, 9 млн. тонн общей стоимостью около 16, 5 млрд. рублей.
В частности, электростанции федерального уровня и энергосистемы РАО "ЕЭС России" в 2000 году получили от ЛУКОЙЛа 2, 4 млн. тонн топочного мазута, что в 1, 7 раза больше предыдущих поставок. Для нужд железных дорог России компания поставила 785 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 6 проц. больше, чем за 1999 год. Показатель объема поставок силовым структурам России в 1, 9 раза превысил показатель 1999 года. ЛУКОЙЛ в прошлом году также поставил 444 тыс. тонн нефтепродуктов потребителям Крайнего Севера на сумму 2, 6 млрд. рублей.
В компании обещают, что, как и по итогам 2000 года, в текущем году не останутся внакладе ни акционеры, ни государство, ни жители регионов, которые ЛУКОЙЛ снабжает нефтепродуктами. А это ни много ни мало - почти половина России. Достаточно сказать, что в минувшем году в рамках правительственной программы по обеспечению потребностей агрокомплекса России ЛУКОЙЛ поставлял нефтепродукты хозяйствам Волгоградской. Астраханской, Ростовской. Саратовской, Воронежской, Пермской. Челябинской, Кировской, Вологодской областей, республикам Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия, Марий Эл, Чувашия, Коми, в Краснодарский и Ставропольский края, Коми-Пермяцкий АО.
Стратегия ЛУКОЙЛа предполагает планомерное развитие и совершенствование своей деятельности по всем направлениям - от разведки и добычи нефти к ее переработке, транспортировке и сбыту. Такая политика компании позволяет сочетать собственные коммерческие интересы, интересы акционеров и государственный подход к поставкам нефтепродуктов российским потребителям. Добывая более пятой части всей российской нефти, ЛУКОЙЛ практически ежегодно увеличивает объемы извлечения сырья. К примеру, по данным аналитиков "Интерфакса", с 1995 года лишь четыре компании по темпам роста нефтедобычи опережали среднероссийский уровень - это "Сургутнефтегаз", "КомиТЭК", "ОНАКО" и ЛУКОЙЛ. После приобретения ЛУКОЙЛом компании "КомиТЭК" его удельный вес в российской нефтедобыче еще более возрос.
Немаловажным фактором, позволяющим ЛУКОЙЛу и увеличивать экспорт, и не забывать про отечественного потребителя, является постоянная и кропотливая работа по реконструкции и развитию собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Сейчас компания по праву гордится самой значительной по России средней глубиной переработки нефти на своих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Глубина переработки -это процент выхода светлых нефтепродуктов из перерабатываемого сырья. Она прямо зависит от качества технологических процессов на предприятии и новизны оборудования. Так вот, при средней по России глубине переработки нефти около 60 проц. заводы ЛУКОЙЛа (Пермский и Волгоградский) обеспечивают 80-процентную глубину переработки. Другими словами, из каждой тонны нефти получается 0, 8 тонны светлых нефтепродуктов! А средняя по заводам компании глубина переработки вместе с недавно включенным в состав компании Ухтинским НПЗ превышает 76 процентов.
Развитие ЛУКОЙЛом собственной транспортной базы позволяет ему не только наращивать объемы поставок, но и существенно снижать их стоимость. Удивительно, но факт - нефтяная компания обладает на сегодня вторым по величине в нашей стране после МПС парком железнодорожных цистерн. ЛУКОЙЛ - единственная в России нефтяная компания, строящая собственный танкерный флот. Начиная с 1997 года компанией в рамках государственной программы возрождения торгового флота России введено в эксплуатацию восемь новых танкеров ледового класса общей грузоподъемностью 135 тыс. тонн и четыре танкера класса "река - море". До конца нынешнего года планируется завершить строительство еще двух танкеров ледового класса грузоподъемностью по 20 тыс. тонн каждый и шесть танкеров "река - море".
Таким образом, благодаря своим масштабам и поступательному развитию по всем Профильным и большинству смежных направлений ЛУКОЙЛ существенно сглаживает, казалось бы, непреодолимое противоречие между стремлением к максимальной прибыльности и интересами российских потребителей. Прибыль любой ценой не может являться долгосрочной стратегией, считают в ЛУКОЙЛе. Компания нацелена в будущее, поэтому она не вправе игнорировать потребности страны, в которой расположены ее основные производственные мощности, в которой живут и трудятся свыше ста тысяч сотрудников, а также их семьи, родные и близкие. Следовательно, о благе России и надо думать в первую очередь.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены