10 августа 2001 г.
Источник: газета "Россiя"
Нефтяные гиганты соперничают за наш карман
Для большинства россиян, не искушенных в тонкостях экономики, реформы нефтяной отрасли заметны по появлению на дорогах страны многочисленных современных автозаправочных комплексов. На многих из них - логотип ЛУКОЙЛа - крупнейшей российской нефтяной компании. О том, какие реформы происходят сегодня в нефтяном бизнесе, мы попросили рассказать вице-президента ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагита Шарифова, руководящего сбытовой деятельностью этой компании.
- В каком направлении развивается сегодня рынок нефтепродуктов в России? Каковы, на ваш взгляд, его основные особенности?
- Анализ показывает, что процесс вертикальной интеграции у многих крупных нефтяных компаний не полностью доведен до замыкающего звена - реализации нефтепродуктов конечному потребителю на мелкооптовом и розничном рынке. Так, например, только в семи основных регионах, где расположены сбытовые мощности. компании, из 2040 действующих АЗС свыше 1200 принадлежат коммерческим структурам (58%), работающим в отрыве от интеграции с нефтяными компаниями. В результате все эти коммерческие АЗС нестабильно обеспечиваются нефтепродуктами, часто торгуют горючим невысокого качества, а страдает от этого в первую очередь потребитель..
Анализируя российский внутренний рынок, приходишь к выводу, что он все еще недостаточно развит и малопривлекателен. Глубоко деформированные цены, недобросовестная конкуренция, господство посреднических услуг превращают его, как правило, в чисто спекулятивный механизм, что существенно сужает его роль в производственном процессе. Поэтому сегодня у нас на первый план выдвигается чрезвычайно важная и трудная задача по организации цивилизованного внутреннего рынка, где центральной фигурой является потребитель с его интересами.
Решить эту задачу, на наш взгляд, можно двумя способами. Первый - это активное внедрение франчайзинга. А второй связан с организацией торговли нефтепродуктами через специальные биржи под пристальным контролем государственных органов. Только при таких условиях коммерческие структуры, не имеющие собственного производства нефтепродуктов, могут быть обеспечены качественным товаром и избавлены от соблазна "поэкспериментировать" с приобретаемым бензином.
- Вы упомянули франчайзинг. Что привлекает к такого рода сотрудничеству с нефтяной компанией российских предпринимателей, коммерсантов?
- Развитие рынка розничной продажи нефтепродуктов является для нас одним из приоритетов. Объясняется это как логикой развития бизнеса, так и самой структурой вертикально интегрированной компании ЛУКОЙЛ, охватывающей весь процесс - от добычи нефти до реализации нефтепродуктов через розничную сеть.
Еще в 1998 г. ЛУКОЙЛ, изучив мировой опыт, первым в России разработал и стал осуществлять программу реализации нефтепродуктов на условиях франчайзинга. Смысл этого проекта заключается в передаче от одной организации (франчайзера) к другой (франчайзи) права на использование своего товарного знака, фирменной услуги, идеи, технологического процесса, патента или специализированного оборудования, а также связанной со всем вышеперечисленным деловой репутации.
Такая форма отношений позволяет головной компании освоить новые сегменты рынка и увеличить объемы сбыта при минимальных затратах. Компании не надо строить новые объекты, она берет под крыло уже готовые после приведения их в соответствие с фирменным стилем. В свою очередь, коммерсанты-собственники АЗС, заключая договор франчайзинга, становятся звеньями единой системы сбыта компании, получают право на использование раскрученного торгового знака и гарантии бесперебойных поставок качественных нефтепродуктов. Другими словами, франчайзи покупают готовый бизнес, технологии которого уже всесторонне опробованы на практике, что минимизирует предпринимательский риск. Это для мелкого бизнеса весьма важно, ведь, по данным статистики, в США, например, в сфере услуг обычно распадается до 75% организованных предприятий, а в системе франчайзинга - 85% выживает.Привлекая независимых участников рынка сбыта нефтепродуктов к совместной деятельности на условиях франчайзинга, компания ЛУКОЙЛ накладывает на них определенные обязательства, которые компенсирует со своей стороны льготными ценами на нефтепродукты. Естественно, что цена для франчайзи устанавливается ниже рыночной, предлагаемой независимыми трейдерами.
Другой несомненный плюс - это возможность значительно снизить издержки франчайзи на рекламу. Фирма, купив право использования товарного знака головной компании, получает возможность гораздо шире рекламировать свой товар, не вкладывая при этом собственных средств.
- Насколько эффективен контроль со стороны ЛУКОЙЛа за франчайзи, особенно в вопросах гарантии качества реализуемой ими продукции? При сегодняшней высокой степени конкуренции, казалось бы, практика шельмования на АЗС, когда низкосортный бензин и масла выдаются за высококачественные, должна прекратиться. Но этого не происходит. Когда, на ваш взгляд, и каким образом можно обезопасить автомобилистов от порчи техники подделками?
- Специалисты компании в соответствии с действующим российским законодательством разработали специальный документ - "Концепцию развития франчайзинга", который регламентирует подготовку, согласование, подписание и исполнение договоров франчайзинга и других связанных с ними соглашений, а также определяет права и обязанности сторон.Следует отметить, что еще на этапе рассмотрения заявки на участие в бизнесе потенциальный франчайзи обязан раскрыть все карты - указать опыт работы на розничном рынке нефтепродуктов, наличие квалифицированных кадров, возможность предоставления дополнительных услуг потребителям, знание соответствующей нормативно-технической документации, назвать свой банк, представить сведения о задолженности и т. д.
Контроль со стороны ЛУКОЙЛа за деятельностью предпринимателей, работающих по договорам франчайзинга, является одним из обязательных аспектов деятельности по коммерческой концессии. Учитывая специфику рынка нефтепродуктов России и менталитет отечественных коммерсантов, системе и механизму контроля уделяется самое пристальное внимание.Отлаженный механизм контроля приносит пользу и самому франчайзи, помогает сделать его работу более технологичной, технически и экологически безопасной, что в результате ведет к увеличению прибыли. Компании невыгодно обманывать партнеров по франчайзингу, и она сама не хочет быть обманутой. Поэтому основной смысл системы контроля и регулирования прав и обязанностей состоит в том, чтобы в процессе сотрудничества коммерсанты, реализуя лукойловскую продукцию и зарабатывая деньги, не нарушали договор, соблюдали стандарты, поддерживали имидж компании ЛУКОЙЛ, а тем самым - и свой собственный.
Прямо скажу: честно работать получается пока не у всех. По причине невыполнения договоров франчайзинга компания вынуждена была досрочно расторгнуть примерно 15% договоров. Цифра высокая, но, как полагаю, объективно обусловленная' особенностями российского рынка. При этом ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Желающих сотрудничать с ЛУКОЙЛОМ с каждым годом все больше.
- Что вы можете сказать о качестве топлива и масел "ЛУКОЙЛ"? Насколько удалось вашей компании реконструировать, переоснастить свои предприятия для выпуска высококачественной продукции?
- На наших нефтеперерабатывающих заводах отбор светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) почти на 15% выше, чем в среднем по России. В реконструкцию и техническое перевооружение заводов мы вложили более 1, 5 млрд. долларов, в результате чего качество нефтепродуктов компании стало соответствовать самым строгим международным стандартам.Смею вас заверить: ЛУКОЙЛ постоянно повышает качество и конкурентоспособность вырабатываемой продукции, старается поддерживать имидж компании мирового уровня. Одним из направлений такой работы является борьба с производителями недоброкачественных нефтепродуктов.
Для того чтобы автовладельцы могли быть уверены в подлинности покупаемого горючего, ЛУКОЙЛ со второго квартала 2001 года стал окрашивать два наиболее популярных у потребителей вида бензинов: А-76(80) - в красный, АИ-92 - в голубой цвет. Кроме того, в состав этих видов топлива теперь вводятся скрытые биологические маркеры иммунного свойства. Испытательный центр Госстандарта РФ провел испытания опытных образцов окрашенных бензинов, выработанных на НПЗ компании в Волгограде, Перми, Ухте и подтвердил их безвредность для систем питания как карбюраторных, так и инжекторных двигателей. Теперь по цвету топлива и результатам реакции со специальным тестером можно будет отличать не только этилированный бензин от неэтилированного, но и "обычный" российский бензин от хорошего, то есть лукойловского.
Специальными комплексами для контроля качества бензинов будут оснащены все нефтебазы, оптовики и крупные дилеры. А клиенты АЗС будут иметь возможность визуально контролировать цвета топлива. Данная практика может распространиться и на Москву, где компания будет маркировать бензины, вырабатываемые по договору процессинга на Московском НПЗ.Другим важнейшим направлением нашей работы по улучшению качества продукции являются организация и систематизация дилерской сети по реализации фасованных масел. Такая деятельность позволяет проследить за движением товарных и финансовых потоков от завода до прилавка магазина. Мы полностью завершили кодификацию и сертифицирование участников дилерской сети, которая насчитывает более 200 фирм, и их (свыше 1500) торговых точек.
Как и в популярные марки топлива, с третьего квартала нынешнего года в фасованные моторные и трансмиссионные масла ЛУКОЙЛ будут вводиться скрытые маркеры для защиты продукции от фальсификации и разбавления. Кстати, огромное число подделок, с которыми мы неустанно боремся, является косвенным подтверждением качества и популярности нашей продукции. Хочу напомнить, что компания является признанным российским лидером по изготовлению высококачественных масел. Ежегодно ЛУКОЙЛ производит около 800 тысяч тонн подобной продукции, или 36% от общероссийского объема производства масел. В 1999 году масло "ЛУКОЙЛ-Люкс" стало лауреатом конкурса "100 лучших товаров России", а в 2000 году это звание получил "ЛУКОЙЛ-Синтетик". Оба масла сертифицированы Американским нефтяным институтом и имеют допуск к применению от таких гигантов мирового автомобилестроения, как "Мерседес", БМВ, "Фольксваген" и других.
- С чем связано в нынешнем году снижение цен на нефтепродукты?
- Рынок нефтепродуктов достаточно конкурентен, и цены на нефтепродукты во многом зависят от соотношения между спросом и предложением. В настоящее время в связи с избытком нефтепродуктов на внутреннем рынке происходит снижение цен на них. Так, за последние два месяца, несмотря на летний период, обычно сопровождающийся дефицитом, цены на бензины и дизельное топливо в среднем снизились на 4-6%.Для контроля за ценами и их стабилизации правительство Российской Федерации активно использует рычаги управления данным сектором. Балансовые задания нефтяных компаний, экспортные квоты и пошлины позволяют регулировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. Кроме того, значительно влияют на цены ставки налогов, устанавливаемые на законодательном уровне, в частности акцизы. Безусловно, влияют на уровень цен и мировые цены на нефть и нефтепродукты, общее состояние отечественной экономики, платежеспособный спрос населения и целый ряд других факторов.
- Сколько нефти перерабатывается у нас в стране, сколько вывозится? Чем объясняется это соотношение?
- Доля экспорта нефти в 2000 году составила 40% от объема добычи. Такое соотношение объясняется тем, что экспорт нефти - самая прибыльная часть деятельности нефтяных компаний. В частности, стоимость нефти в Западной Европе (с учетом транспортировки до места потребления, пошлины, акциза и сбора за таможенное оформление) на конец мая нынешнего года была примерно на 45% выше внутренней цены. И доля экспорта от общего объема добычи могла бы существенно увеличиться, если бы не существовало таких государственных ограничений, как экспортные квоты и балансовые задания на переработку нефти внутри России.
- Сегодня из России экспортируется преимущественно нефть. Может быть, выгоднее экспортировать нефтепродукты?
- Для нефтяных компаний выгоден как экспорт сырой нефти, так и экспорт продуктов переработки. Мы, например, экспортируем мазут, дизельное топливо, масла и другие нефтепродукты. Но сейчас российские стандарты, регламентирующие характеристики нефтепродуктов, по некоторым параметрам не соответствуют требованиям европейских стран, что до некоторой степени ограничивает внешнеторговые возможности российских компаний. Мы, конечно же, стремимся к европейским стандартам и будем проводить сертификацию наших нефтепродуктов на соответствие тамошним требованиям.
Экономика России последнего десятилетия характеризовалась усиленной экспортной ориентированностью. В начальный период именно увеличение экспорта помогло избежать обвала промышленного производства и более мощного финансового кризиса. Сейчас ориентация нефтяной промышленности на внешний рынок уже не выглядит столь однозначно, как раньше. Все очевиднее проявляются негативные последствия чрезмерной экспортной ориентированности российской экономики в целом и нефтяной отрасли в частности. В чем они выражаются?
Во-первых, в том, что дальнейший рост экспорта нефти и нефтепродуктов без существенного увеличения объемов их производства возможен только на очень коротком временном отрезке - 2-3 года. Кроме того, нужно принять во внимание ограничения по пропускной способности российских трубопроводов.Во-вторых, в том, что ориентация экономики на экспорт как основной источник валютных и налоговых поступлений содержит элементы риска, так как мировые цены на нефть отличаются высокой амплитудой колебаний и нестабильностью.Наконец, компаниям необходимо удовлетворять потребности внутреннего рынка для удержания темпов экономического роста в условиях высокой энергоемкости производства и отсутствия технологий и механизмов энергосбережения.Все эти факторы вынуждают нефтяные компании все сильнее переориентироваться с внешнего рынка на внутренний.
- Меняется ли в России количество нефтяных компаний? Если да, то с чем это связано?
- В настоящее время в России происходит постепенное сокращение числа нефтяных компаний. В течение двух последних лет на нефтяном рынке страны произошли следующие изменения: ЮКОС приобрел Восточную нефтяную компанию (добывающее предприятие - "Томскнефть", перерабатывающее - "Ачинский НПЗ"); ЛУКОЙЛ купил региональную компанию "КомиТЭК"; ТНК приобрела 85% акций ОНАКО, "Сибнефть" стала обладательницей контрольного пакета добывающей структуры ОНАКО - "Оренбургнефти". В будущем государство готовит продажу 85, 36% акций компании "НОРСИ-Ойл", в которую входят "Нижегороднефтеоргсинтез" и три предприятия нефтепродуктообеспечения.Сокращение числа субъектов отрасли объясняется процессами интеграции, происходящими в нефтяном бизнесе, так как на конкурентном рынке могут успешно работать только крупные компании. По оценкам аналитиков из правительства и нефтяных компаний, процесс укрупнения будет продолжаться - и через несколько лет в стране может остаться всего 5-7 нефтяных компаний.
- Насколько интересы компании ЛУКОЙЛ совпадают с интересами России, ее граждан?
- Эти интересы полностью совпадают, и они практически неразделимы. ЛУКОЙЛ является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. Судите сами: в 2000 году его предприятия выплатили в бюджеты всех уровней свыше 87 млрд. руб. Компания обеспечивает различные социально-экономические программы путем предоставления нефтепродуктов на льготных условиях, например, предприятиям агропромышленного комплекса. ЛУКОЙЛ и его дочерние компании обеспечивают занятость более 120 тысяч работников в 42 регионах страны. За 10 лет компания инвестировала в производство более 14 млрд. долларов США. А ведь эти средства помогли создать еще и мультипликативный экономический эффект - вызвали оживление в смежных отраслях экономики. Не говорю уж об активной спонсорской и благотворительной деятельности компании.
- Существует тенденция некоторого сокращения доли нефти в структуре потребления первичной энергии в мире. Что это может означать, например, для ЛУКОЙЛа?
- Действительно, в развитых странах в связи с резким ужесточением экологических стандартов крупные нефтяные компании столкнулись с реальными пределами использования нефти в качестве энергоносителя. Чтобы обеспечить свое будущее, предприятия вынуждены начинать переориентировать свою деятельность на альтернативные источники топлива. Но нефть остается доминирующим топливом с долей 40% среди всех первичных источников энергии. Ее ежегодный рост составляет 1, 9-2, 0%, поэтому для ЛУКОЙЛа существуют реальные перспективы роста и долговременного присутствия на российском и зарубежном рынках нефтепродуктов.Природный газ - второй по скорости роста популярности источник первичной энергии. Для ЛУКОЙЛа выход на данный рынок при условии либерализации путей транспортировки в ближайшей перспективе является приоритетным направлением. Так что по какому бы сценарию ни пошла эволюция топливного бизнеса, заправочные комплексы компании ЛУКОЙЛ своей популярности и высокой репутации в глазах многочисленных клиентов не растеряют.
- Какова на сегодня цифра разведанных в России запасов нефти?
- Величина разведанных запасов жидких углеводородов в России достигает 12 млрд. тонн. По оценкам экспертов, только нефти в подземных кладовых страны имеется около 6, 7 млрд. тонн, из которых ЛУКОЙЛ обладает более чем 2 млрд. - самыми большими запасами среди всех мировых негосударственных нефтяных компаний. В перспективе доля России в мировых разведанных запасах нефти возрастет с 4, 6 до 12-13%.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены