23 мая 2001 г.
Источник: газета "Комсомольская правда"
Автор: Николай Черников
Черное надежное золото
"ЛУКОЙЛ" добрался до края земли и покорил нефтяное месторождение Варандей
Я стою на мостике океанского танкера. Океана пока что не видно, так как "Калининград" ошвартован у заводского причала - знаменитых Адмиралтейских верфей, где достраиваются и закладываются новые нефтевозы. Здесь, в Петербурге, "ЛУКОЙЛ" строит свой танкерный арктический флот, готовясь к осуществлению самого дерзкого проекта российской экономики XXI века. Проект, с которым России не стыдно начинать новое столетие своей истории. В иные времена об этом бы трубили во всех газетах и на всех телеканалах. Но компания развертывает свои новые работы без труб и барабанов.
Собственно, так готовятся к военным операциям стратегического масштаба - без лишней шумихи, обстоятельно и с размахом. И военная терминология здесь уместна - десант, плацдарм, фронт работ. Речь идет об освоении Тимано-Печорской нефтяной провинции - обширнейшего края меж двух великих северных рек - Тимана и Печоры. Нефтяная история России началась на Апшеронском полуострове, продолжилась в Поволжье, затем в Западной Сибири... В этом есть своя закономерность: на смену выработанным нефтеносным районам приходят новые. Даже такие суровые, как ненецкая тундра и арктический шельф.
Разумеется, и до прихода компании здесь работали нефтяники. Первая большая нефть пошла на реке Колва (Усинское месторождение) еще в 1962 году. Но в основном в этом суровом регионе шли изыскательские работы, бурились разведочные скважины. Не покривив душой, можно сказать: "ЛУКОЙЛ" спас сорокалетний труд советских геологов, которые десятилетиями вели разведку нефти в Тимано-Печорской провинции, оконтуривая (юно месторождение за другим. Спас эту титаническую сверхчеловеческую работу, которая в годы гайдаровских реформ оказалась никому не нужной, ибо не было средств претворить начертания геологов в реальные скважины, вышки, резервуары, трубопроводы. "ЛУКОЙЛ" взялся это сделать.
Что такое Варандей?
Варандейская нефть стояла у Богдана Васильевича Малицкого на столе в двух коньячных бутылках. Сначала я подумал, что это кто-то привез замдиректору ОАО "Севергеолдобыча" (СГД) в подарок пару бутылок экзотического бальзама. Ошибся только насчет подарка. Это были геологические образцы нефти. А вот насчет того, что бальзам - так это точно. Варандейская нефть -бальзам для любого мотора. Нефть пахнет моторами, машинами, бабушкиной керосинкой, гаражом, мопедом, аэродромным ангаром... Нефть пахнет древностью девона и мезозоя.
На столе Малицкого среди бумаг я увидел эту справку на одну из ненецких скважин: "Скважина - поисковая. Цель бурения - поиск залежей нефти и газа. Проектный горизонт - нижний девон. Скорость бурения - 610 метров в месяц. Продолжительность бурения -199 суток".
Геологи - люди основательные: время меряют не в часах, а в сутках. Пространство - квадратными километрами. Да и глубину тоже - только погонными, точнее, проходческими. На глубине двух с половиной километров здесь пошли известняки. Только геологи могли придумать этому невзрачному веществу столько определений и характеристик: плотные, крепкие, мелко- и скрытокристаллические, местами окремненные, глинистые, трещиноватые, кавернозные и, наконец, самое главное - нефтенасыщенные.
До этой встречи я, как и многие далекие от промыслового дела люди, считал, что в недрах земли находятся некие пустоты с нефтяными озерами, из которых насосы-качалки и откачивают нефть, если она сама не бьет фонтаном. Однако думать так -все равно, что верить в молочные реки с кисельными берегами. Геолог при словах "нефтяное озеро" улыбнется так же, как крестьянин, услышавший про буханки, которые растут в поле на колосьях. Мало собрать зерно. Надо его смолоть и напечь хлебов.
Мало добыть нефть. Надо ее переработать и "выгнать" из нее превеликое множество продуктов: бензин, керосин, соляр, мазут... Была такая веселая песня -"Что такое Манжерок? ". Ну, узнала вся страна про алтайский поселок, где собиралась молодежь на международные тусовки. А вот что такое Варандей? Главный геолог СГД Ахмад Кургулиевич Ахмадов сказал мне, что это ненецкое слово. "Варандей" означает "край земли".
Он же рассказал кое-что и о варандейской нефти. Говорил о ней деликатно - так говорят о женщине, опасаясь неосторожным словом уронить ее достоинство.
- Она у нас малосернистая и малопарафинистая, с низкой температурой замерзания, что очень важно в наших арктических условиях. Не надо подогревать, легче перекачивать. При минус 40 - замерзает. Правда, легкой ее не назовешь. Средняя нефть. Хороша по компонентному составу. Высокий выход бензина.
На северах Ахмад Ахмадов, сын Дагестана, вот уже более двадцати лет.
- Душой примерзли к Северу?
- Нет, не примерз. - Прикипел.
- А можно в Варандей слетать? Ахмадов снял трубку и набрал номер вертолетной площадки.
Полет на Варандей
Даже для ненцев, детей бескрайней тундры, земля обрывалась именно здесь - в Варандее. Добраться до него можно только на вертолете. Даже зимники к Варандею не проложены - далеко. Вертолет стоял, свесив лопасти, словно раскидистая пальма. Одна из них - перед лобовым стеклом - раскачивалась на ветру. Обещали скорое и резкое усиление ветра до штормового. Но не это тревожило экипаж Ми-8: с запада надвигались тучи, которые несли будущий снег. Пурга обещала быть знатной - с белой замятью, тогда как для вертолетчиков главное - видимость. Поэтому пилоты всячески торопили нефтяников, загружавших грузовой отсек освежеванными оленьими тушами, бурами, трубами, табуретками и своим личным скарбом - одна вахта летела менять другую, отработавшую в Варандее свои тридцать геройских суток.
Полет на вертолете да к тому же против сильного встречного ветра меньше всего можно назвать полетом. Небесная машина рыскала, ерзала, подтанцовывала, ее потряхивало и подбрасывало, но тем не менее тундра медленно уходила ей под брюхо. А вот и ровные рядки крыш Варандея. Их не больше двух дюжин. Некоторые раскрыты, проломаны, прожжены. Поселок в годы "перестройки" был попросту брошен геологами. Хозяйничал здесь кто хотел. Но вот снова сюда вернулась жизнь, пусть хотя бы в вахтенном режиме. Пройдет время, и Варандей станет единственным в мире арктическим нефтеналивным портом... Он уже - порт с единственной в мире рейдовой заправкой. танкеров среди льдов, с подводным нефтепроводом, проложенным в глубинах Ледовитого океана.
Пока разгружали вертолет и меняли вахты, начальник БРП (берегового резервуарного парка) Сергей Филиппов повез показывать свое хозяйство. Он торопился, потому что начиналась пурга, а круговерть здесь такая, что скроет и высоченные сварные баки-десятитысячники.Они стоят на берегу Печорского моря, как называют здесь огромный залив от мыса Русский Заворот до Святого Носа. Четыре огромных нефтяных резервуара, отливающих "космическим" серебром на весеннем солнце, уже стоят на окраине Варандея, уже принимают первые тонны ненецкой нефти. Всего их будет шесть. Это - завязь будущего арктического нефтяного порта. Рядом - на стальных сваях, вбитых в вечную мерзлоту, - уже заложены днища двух последних накопительных "башен". Над ними вспыхивали иссиня-яркие электрозвезды. Сварщики и в двадцатиградусный мороз наращивали стальные стенки резервуара.
Мы вышли с Филипповым из вахтового автобуса и двинулись, согнувшись в три погибели, против режущего ледяного ветра, к одному из серебристых цилиндров, на котором горделиво чернела посреди арктической пустыни эмблема "ЛУКОЙЛа". Эти двести шагов дались мне, как два километра. Я не совсем понимал, куда и зачем ведет меня "начальник Варандея". Ведь гигантские сооружения хорошо видны и из салона уютного "вахтовоза". Но, право, надо было проделать этот истязательный путь. Филиппов подвел меня к одной из задвижек и приложил ухо к толстой трубе. Дико выл ветер, я только по губам да по жестам разобрал, что и мне нужно сделать то же самое. Я припал к трубе полуотмороженным ухом.
- Булькает? - прокричал мне Филиппов, сложив ладони рупором.
- Булькает, - кивнул я ему в ответ.
- Нефть идет! - радостно проорал он.
Я все понял: это шла промысловая нефть Варандея. Она уже накапливалась в этом резервуаре в ожидании танкера, может быть, и "Калининграда", который я излазил сверху донизу в Питере. В трубе действительно тихо, но размеренно взбулькивала нефть. Для Филиппова это было посильнее, чем музыка Гуно из "Фауста". Надо пожить в этих местах с 1978 года, чтобы радоваться этим непритязательным звукам, как он, надо было положить здесь полжизни, чтобы так гордиться этим "соло на трубопроводе" в сопровождении буранного ветра.
Греться мы пошли в вагончик-бытовку, стоявший неподалеку и тоже на сваях. Я ожидал войти в прокуренно-натопленное логово настоящих мужиков, но дверь открыл паренек в очках в белом халате и валенках. На столе у него стоял - я глазам не поверил -компьютер, новехонький "пентиум". И это в такой-то медвежьей глуши! На краю света, мира, цивилизации! А парень-оператор, как ни в чем не бывало, поглядывал на монитор, отслеживая, как наполняется резервуар нефтью, которую мы только что слышали. Оказывается, под крышей "бака" установлен небольшой радар, посылки которого и дают расстояние до поверхности нефти. По ним компьютер и определяет уровень наполнения резервуара, температуру нефти и другие необходимые параметры. А вертолетчики торопили с выгрузкой - пурга набирала силу. В снег летели оленьи туши, рюкзаки, табуретки... Скорей! Скорей! ..
Я впервые видел, как зарождается буран: пустыня заметенной тундры открывалась во всю свою ширь до самого солнца, висевшего над горизонтом. Пурга поднималась именно оттуда - с юга, точнее, приподнималась, нехотя отрывая от земли свои первые снежные пряди. Гребни белых барханов курились серебристой на солнце пылью все враз и по всему окаему. Их холодный "дым" стлался низко и волнисто. Белые плети выметывало прямо из-под низкого вечернего солнца. Будто не снег, а его лучи, свитые в белые протуберанцы, змеились по слепящему насту. Они летели, не припадая к земле ни на секунду, вздымались по всей доступной глазу шири белой пустыни, змеились уверенно неостановимо, величественно и зловеще, невольно навевая мелодию "Полета валькирий". Они плавно перелетали через широкий припай и исчезали в черном взморшенном просторе студеного океана. Было в этом странном белом дымлении под слепящим солнцем нечто космическое, инопланетное. Одно слово - Арктика.
Тем временем с запада, из "гнилого угла", уже подходили первые тучи, которые вот-вот должны были высыпать сверху свой небесный снег, и тогда пурга взвихрилась бы бураном, смешав тундру, океан, небо в одно белое клокочущее месиво не на один день, не на одну ночь... Тут уже не мело, тут уже колесило. Буран носился белыми колесами... Мы все же улетели, а вахта осталась перемогать буран, который по самым радужным прогнозам разыгрался дня на три. Кончался апрель. Тундра терпеливо ожидала свою стотысячную, а может, стомиллионную весну.
Ключ от "Северных ворот"
Суммарные запасы Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, по самым общим прикидкам, составляют более 380 миллионов тонн. Добыть-то их рано или поздно добудут, в том сомнений нет. Проблема в другом - как вывезти добытое из непроходимо гиблой тундры, объятой Полярным кругом? Ведь сырую нефть придется поставлять и на экспорт - в Европу, и она должна быть конкурентоспособной с той, что поставляется из более ближних регионов Северного моря. "Жизнь упорно убеждает, что секрет освоения печорских и вообще всех северных богатств заключен в транспорте", - утверждает летописец здешнего края. И это так.
Специалисты предлагают несколько вариантов решения транспортной проблемы. Наиболее вероятны два, скорее всего, взаимодополняющих друг друга: по северному направлению и южному. Южный - это проложить 154-километровый нефтепровод от промысловой зоны до начала БТС - Балтийской трубопроводной системы. Стоимость его, по предварительным прикидкам, - 150 миллионов долларов, хотя в условиях тундры такое строительство наверняка влетит в еще большую копейку. Северный вариант, или, как его еще называют, "Северные ворота", - это морской путь. Его начнет несравнимо более короткий трубопровод к береговому терминалу, от которого проляжет по дну моря недлинная магистраль для выносного пункта загрузки танкеров в виду поселка Варандей.
Строго говоря, подводный нефтепровод уже проложен (по крайней мере его первая нитка), и уже состоялась первая рейдовая заправка танкера. На подходе - второй нефтевоз. Пусть еще не так часто швартуются у рейдового причала корабли. Главное - всему миру (а сколько экспертов предрекали неудачу) доказана реальная возможность морского вывоза нефти из мелководного и забитого льдами Печорского моря.
"ЛУКОЙЛ" пришел в Арктику не только вывозить. Компания уже взяла на себя обязательства по завозу в отдаленные города сибирского Заполярья произведенного им топлива. Так, уже в 1999 году "ЛУКОЙЛ" поставлял бензин и соляр не только для Якутии, но и для поселков Чукотского автономного края. Впервые подобную морскую операцию осуществляли танкеры под российским бело-сине-красным флагом. Вот и минувшую зиму в Архангельске впервые не знали перебоев с теплом и горячей водой. Потому что город отапливался лукойловским мазутом.
- Сегодня Тимано-Печора и Восточная Сибирь, - говорит президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, - составляют резерв мощностей по добыче, который будет обеспечивать в ближайшие 15 - 20 лет энергетическую безопасность России.
Программа освоения Тимано-Печорской нефтегазовой провинции является программой государственного значения. Поэтому для ее успешной реализации необходимо максимальное участие государства, которое может выражаться не только в прямом выделении средств из федерального бюджета, но и в гибком подходе к налогообложению предприятий - участников освоения региона. Также потребуются крупные совместные инвестиции коммерческих структур российского топливно-энергетического комплекса и заинтересованных иностранных инвесторов. Только при поддержке правительства России, руководства Республики Коми, Ненецкого национального округа и администрации Архангельской области освоение Тимано-Печоры станет реальностью.
А реальность проекта подразумевает общие поступления в бюджеты всех уровней за годы двух тимано-печорских "пятилеток" 417, 9 миллиарда рублей. Кто сказал, что у России нет денег? Они там - на Севере - в нефтеносных пластах, как в самых надежных банках мира.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены