17 мая 2001 г.
Источник: газета "Правда Севера" (г. Архангельск)
Морфлот несет большие потери
Передача "ЛУКОЙЛУ" контрольного пакета акций ОАО "Северное морское пароходство", о чем сообщила на днях "Правда Севера", вызывает тревогу, и не напрасную, как у руководства, так и у всех жителей области. Ведь только в местный бюджет пароходство отстегивало 90,8 процента налогов, что составляло 120 миллионов рублей. (Конечно, хорошо, что контрольный пакет акций остался в России, но жаль, что не в области).
Большие потери понесло пароходство с 1992 года - времени акционирования. Транспортный флот сократился более чем в четыре раза и в настоящее время насчитывает всего 35 судов. Полностью исчез пассажирский морской флот. В результате население Поморья осталось без связи с областным центром. Зато успешно выполнена программа списания судов. Ссылка на то, что списывались устаревшие суда, мягко говоря, вызывает сомнение. Так, проданы на Дальний Восток построенные на "Красной кузнице" суда-снабженцы "Вавчуга" и "Варандей", срок списания которых, согласно программе, истекает соответственно в 2002 и 2008 годах. Бесследно исчез единственный танкер усиленного ледового класса "Котлас", обеспечивавший завоз топлива в северные районы. Загадочно пропал лесовоз "Павлин Виноградов", построенный в 1987 году. И эти примеры не единичны. Так, четыре судна типа "Советский воин" подлежали списанию в этом году, а их уже давно нет.
Все это вскоре приведет к тому, что для арктических и субарктических перевозок Россия будет вынуждена фрахтовать суда ледового класса у иностранных перевозчиков. А это обойдется государству чрезвычайно дорого. Что касается перевозок народно-хозяйственных грузов в каботаже, то их планировалось на 2001 год всего 10 тысяч тонн, или полпроцента от всего объема перевозок, осуществляемых пароходством. А ведь раньше-то северный завоз превышал нынешний более чем в сто раз!
Сокращается и численность работающих - с 1999 по 2000 год из пароходства уволено 539 человек, из них 414 моряков. Входившие ранее в систему СМП порты Севера, технический флот, судоремонтные заводы, база технического обслуживания флота, экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ, отдел материально-технического снабжения и другие службы стали отдельными организациями и постепенно умирают. Например, бывший "Торгмортранс" сначала превратился в "Морсервис", а потом рассыпался на кучу "Снежков". Умер порт Амдерма. Кто следующий? А дивиденды акционерам пароходство не выплачивает "ввиду отсутствия чистой прибыли". Это я почерпнул из годового отчета генерального директора ОАО "СМП" А. Гагарина.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены