|
|
|
17 мая 2001
г. |
Источник:
газета "Правда Севера" (г. Архангельск) |
Морфлот несет большие потери
|
Передача
"ЛУКОЙЛУ" контрольного пакета акций ОАО "Северное морское пароходство",
о чем сообщила на днях "Правда Севера", вызывает тревогу, и не напрасную,
как у руководства, так и у всех жителей области. Ведь только в местный
бюджет пароходство отстегивало 90,8 процента налогов, что составляло
120 миллионов рублей. (Конечно, хорошо, что контрольный пакет акций
остался в России, но жаль, что не в области). |
Большие
потери понесло пароходство с 1992 года - времени акционирования.
Транспортный флот сократился более чем в четыре раза и в настоящее
время насчитывает всего 35 судов. Полностью исчез пассажирский морской
флот. В результате население Поморья осталось без связи с областным
центром. Зато успешно выполнена программа списания судов. Ссылка
на то, что списывались устаревшие суда, мягко говоря, вызывает сомнение.
Так, проданы на Дальний Восток построенные на "Красной кузнице"
суда-снабженцы "Вавчуга" и "Варандей", срок списания которых, согласно
программе, истекает соответственно в 2002 и 2008 годах. Бесследно
исчез единственный танкер усиленного ледового класса "Котлас", обеспечивавший
завоз топлива в северные районы. Загадочно пропал лесовоз "Павлин
Виноградов", построенный в 1987 году. И эти примеры не единичны.
Так, четыре судна типа "Советский воин" подлежали списанию в этом
году, а их уже давно нет. |
Все
это вскоре приведет к тому, что для арктических и субарктических
перевозок Россия будет вынуждена фрахтовать суда ледового класса
у иностранных перевозчиков. А это обойдется государству чрезвычайно
дорого. Что касается перевозок народно-хозяйственных грузов в каботаже,
то их планировалось на 2001 год всего 10 тысяч тонн, или полпроцента
от всего объема перевозок, осуществляемых пароходством. А ведь раньше-то
северный завоз превышал нынешний более чем в сто раз! |
Сокращается
и численность работающих - с 1999 по 2000 год из пароходства уволено
539 человек, из них 414 моряков. Входившие ранее в систему СМП порты
Севера, технический флот, судоремонтные заводы, база технического
обслуживания флота, экспедиционный отряд аварийно-спасательных и
подводно-технических работ, отдел материально-технического снабжения
и другие службы стали отдельными организациями и постепенно умирают.
Например, бывший "Торгмортранс" сначала превратился в "Морсервис",
а потом рассыпался на кучу "Снежков". Умер порт Амдерма. Кто следующий?
А дивиденды акционерам пароходство не выплачивает "ввиду отсутствия
чистой прибыли". Это я почерпнул из годового отчета генерального
директора ОАО "СМП" А. Гагарина. |
|
|