|
|
|
20 апреля
2001 г. |
Источник:
газета "Красная звезда" |
Авторы:
Алексей Лященко |
Наука защиты бизнеса
|
И
этому можно поучиться у США
|
Влиятельный
американский сенатор Джесси Хелмс - председатель комитета по иностранным
делам сената США, "возмущенный поведением российского нефтеконцерна
"Лукойл" в Литве", вновь пытается предотвратить приход этого концерна
на американский рынок ценных бумаг. |
Как
известно, этой осенью правительство России намерено выставить свою
часть акций "Лукойла" на биржевые торги в Нью-Йорке. Это отвечает
интересам как самого "Лукойла", так и российского правительства,
намеревающегося получить дополнительные доходы в бюджет за счет
продажи ценных бумаг "Лукойла". Сенатор же написал несколько специальных
писем, например председателю Нью-Иоркской фондовой биржи и председателю
Комиссии США по ценным бумагам. В своих творениях он без обиняков
говорил: "Причиной моего беспокойства являются сообщения о недопустимом
поведении российского "Лукойла" на рынках других стран, самым враждебным
и неоправданным образом покушающегося на интересы американских фирм".
Катализатором "недопустимого поведения "Лукойла" на рынках других
стран" для сенатора стали неудачные попытки российского нефтеконцерна
получить контроль над Мажейкяйским нефтеперерабатывающим заводом
в Литве. При этом он подчеркивает, что "литовцы предпочли видеть
оператором этого предприятия американскую компанию Williams". |
Еще
до распада СССР в Литве был построен достаточно современный по тем
временам и мощный НПЗ. Его загрузку сырьем традиционно обеспечивали
российские нефтяные объединения, а после приватизации - частные
компании. При этом Мажейкяйский НПЗ всегда был зоной ответственности
"Лукойла", который с начала 90-х годов претендовал на участие в
приватизации литовского нефтяного комплекса. Однако в 1999 году
33 процента акций, а также право управления нефтеперерабатывающим
комплексом президент Литвы Валдас Адам кус (бывший гражданин и высокопоставленный
чиновник США, к слову) с подачи правившей тогда в республике партии
консерваторов во главе с известным русофобом Витаутасом Ландсбергисом
отдает американской трубопроводной компании Williams. История с
приватизацией НПЗ вызвала в Литве политический кризис, приведший
к отставке премьер-министра. А через полгода конституционный суд
Литвы признал, что передача фактически всего нефтяного комплекса
республики в управление американцам нарушила несколько законов страны. |
Между
тем это событие заставило "Лукойл", для которого Мажейкяйский НПЗ
был "особым случаем", пересмотреть свое отношение к литовским партнерам.
Завод был переведен в разряд любых других европейских получателей
российской нефти. Это привело к существенному повышению цен на поставляемое
заводу сырье, а также к сокращению поставок нефти на Мажейкяй. "Лукойл"
продолжает поставлять нефть на завод, но делает теперь это "на общих
основаниях", то есть тогда, когда поставки нефти в Литву более выгодны,
чем на других направлениях. |
Именно
этот факт дал повод литовским СМИ поднять шумиху относительно "монополизма"
"Лукойла", на которую сразу откликнулись заокеанские партнеры Вильнюса.
Одним из проявлений "поддержки интересов Литвы", а на самом деле
- американской компании, и стали письма сенатора Хелмса. Конечно,
Джесси Хелмс - личность, известная своим негативным и жестким отношением
к России. Должность его - очень и очень влиятельная: одним своим
решением он может начать или прекратить "оказание помощи" любому
иностранному государству, "провести" различного рода санкции и вообще
доставить массу неприятностей. Тем не менее его действия по отношению
к "Лукойлу" и России (он считает, что "Лукойл" поступает в отношении
Литвы "неэтично", а поэтому его акции недостойны размещаться на
фондовой бирже Нью-Йорка) вполне укладываются в общую стратегию
внешнеэкономической деятельности США в мире. |
Нефть,
как известно, - сырье стратегическое. И все вопросы, связанные с
"черным золотом", также являются стратегическими, а значит, вопросами
"большой политики". В этом плане торговлю сырьем вполне можно сравнить
с торговлей вооружениями и военной техникой. Еще в начале 1995 года
тогдашний президент США Билл Клинтон издал специальную директиву,
регламентирующую и по сей день сферу экспорта американского оружия.
В документе признавалась "важность такого экспорта для национальных
интересов США", а поэтому предписывалось правительству официально
оказывать поддержку американским компаниям в острой конкурентной
борьбе, развернувшейся на мировом рынке в последние годы. Директива
предусматривала содействие компаниям-экспортерам вооружений и военной
техники со стороны американских дипломатических и торговых миссий
за рубежом, привлечение американских официальных лиц к работе с
иностранными фирмами во время работы различных выставок вооружений,
а также активное участие представителей правительства США в деятельности
по продаже оружия. Более того, наиболее крупные и масштабные сделки
лоббирует сам президент. Все это в полной мере относится не только
к оружейному экспорту, но и другим сферам внешнеэкономической деятельности
США. |
Примеров
этому более чем достаточно, кстати, не только по отношению к России.
Вспомним хотя бы "торговые войны" между США и Европой, в том числе
и странами-союзниками по НАТО, периодически возникающие "разборки"
между американскими и, к примеру, японскими компаниями, чьи экономические
и финансовые интересы схлестнулись на какой-то одной стране. И с
той, и с другой стороны в дело немедленно вступает государство.
И нередко вопросы частной американской, японской, европейской компаний,
столкнувшихся с трудностями на рынке какого-либо государства и острой
конкурентной борьбой, становятся предметом переговоров на серьезном
политическом уровне. Причем со стороны, в частности, США борьба
за мировые рынки все чаще приобретает характер дипломатической интриги,
экономического нажима и политического шантажа. |
Конечно,
у Вашингтона есть для этого все средства - и экономические, и финансовые,
и политические... США могут выдавать долгосрочные кредиты, проводить
обширные офсетные программы, но все это идет вкупе с реальной государственной
поддержкой. И здесь нам есть чему поучиться у американцев. Конечно,
сейчас Россия, возможно, не в силах предоставлять серьезные экономические
"льготы" и политические посулы. Но у нас есть свои ниши, которые
мы обязаны отстаивать, иначе и их потеряем. Тезис о защите интересов
российского бизнеса за рубежом задекларировали в Москве лишь относительно
недавно - в концепции внешней политики России, подписанной президентом
летом прошлого года. В послании главы государства Федеральному Собранию
об этом также сказано особо. Но всегда ли выполняется это? |
|
|