25 июня 2001 г.
Источник: газета "Московская правда"
Автор: Андрей Краснов
Ложка мазута в бочке хмеля
Скандал с приватизацией "Чувашнефтепродукта" может приобрести политический оттенок
Как-то так исторически сложилось, что приватизация в России оказалась связана со множеством скандалов. За многими аукционами и коммерческими конкурсами по продаже того или иного российского предприятия тянется шлейф разоблачений, скандалов, судов. Особенно в нефтяной отрасли, которая, по данным правоохранительных органов, стоит на первом месте по разного рода злоупотреблениям и нарушениям. И справедливость, к сожалению, торжествует не всегда. В конечном счете, все зависит от важности сделки в масштабах страны, состава участников и активности "четвертой власти".
В прошлом году правительство Чувашии решило продать находящийся в республиканской собственности пакет акций ОАО "Чувашнефтепродукт" - крупной нефтебазы, одного из бюджетообразующих предприятий региона. Причиной тому стало, судя по всему, бедственное положение предприятия, в котором оно оказалось буквально за полгода. Но обо всем по порядку.
Весной 2000-го в кресло генерального директора "Чувашнефтепродукта" сел некто Лев Симунов. Он сразу же разорвал договоры со всеми старыми партнерами предприятия и нашел нового в лице компании "Татнефть". "Татнефть" - солидная и уважаемая в нефтяных кругах компания, и все бы было хорошо, если бы не одно "но". Татарские нефтяники всегда страдали от недостатка нефтеперерабатывающих мощностей, а одним из прежних поставщиков бензина в Чувашию был крупнейший в регионе нефтеперерабатывающий завод "НОРСИ". Однако других поставщиков Лев Николаевич искать не стал, и "Татнефть" фактически получила монополию на чувашском рынке. Однако при этом к осени "Чувашнефтепродукт", в прошлом один из самых крупных и аккуратных налогоплательщиков региона, оказался на грани банкротства. В этой ситуации и был объявлен коммерческий конкурс с инвестиционными условиями по продаже блокирующего пакета (25 процентов плюс одна акция) открытого акционерного общества "Чувашнефтепродукт". Его проведение было назначено на 18 декабря 2000 года.
Первый участник определился практически сразу -"Татнефть". Однако на этом дело как-то застопорилось, и одно время конкурс был даже под угрозой срыва - по закону, чтобы такой конкурс состоялся и результаты были признаны действительными, в нем должны участвовать, как минимум, два претендента. И вот за 11 дней до объявленной даты второй потенциальный участник все-таки появился. 7 декабря антимонопольное ведомство выдало свое согласие на участие в конкурсе 000 "Навигатор-2000" из Нижнего Новгорода, представлявшему интересы крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и нефтеперерабатывающего комбината -компании "НОРСИ-Ойл". В этом документе указывалось, что, по состоянию на 15:00 7 декабря 2000 года, "Навигатор" предоставил все нужные документы и оплатил задаток. Тем не менее нижегородцев к конкурсу не допустили, руководствуясь какими-то формальными соображениями, кстати, позже признанными судом незаконными.
Дальше ситуация развивалась совсем уж непредсказуемым образом. В самый последний момент, когда конкурс почти готовы были отменить, в него включилась ЗАО "Волжская топливная компания" - мало кому известная структура, не имеющая, как утверждают специалисты-нефтяники, ни особых финансовых запасов, ни собственного топлива. Но конкурс выиграла именно она, предложив за "Чувашнефтепродукт" аж 4 миллиона 600 тысяч рублей. К слову, оставшийся за бортом "Навигатор" собирался заплатить 56 миллионов рублей. Нетрудно подсчитать, что в результате государство недополучило более 50 миллионов. Есть еще одна интересная деталь: по сведениям информированных источников, одним из учредителей "Волжской топливной компании" является все тот же господин Симунов. Так что можно предположить, что выиграть конкурс ему было не очень сложно.
Специалисты говорят, что блокирующий пакет акций "Чувашнефтепродукта" на самом деле стоит в десятки раз больше, чем за него заплатила "Волжская топливная компания". Поэтому очевидно: если она решит его перепродать, это будет крайне выгодная сделка.
Тем временем "Навигатор-2000" сдаваться не собирается. В апреле нынешнего года он уже выиграл в Арбитражном суде Чувашии дело о признании результатов конкурса недействительными. Но вот тут-то представители "Волжской топливной компании" и заявили в суде, что приобретенные ею акции уже проданы третьему лицу! Затем Фонд федерального имущества Республики Чувашия подал жалобу на действия "Навигатора" в суд, и, видимо, судебные разбирательства продолжатся еще долго. Надеемся, что законность и здравый смысл в конце концов восторжествуют, а бюджет республики получит причитающиеся ему миллионы от приватизации госсобственности.
Однако настораживает другое. Открытый скандал с участием крупных финансово-промышленных групп, начинающийся всего за полгода до выборов главы Чувашии, может принести ощутимый вред действующему президенту Николаю Федорову. В ряде изданий уже вспомнили про неудачные попытки найти в Чувашии нефть, про обещания вывести республику в экономические лидеры благодаря хмелеводческой программе "Зеленое золото республики" и т.д. А реальные успехи и достижения действующего президента на фоне скандала могут остаться в тени. Может быть, кто-то в руководстве республики просто не желает, чтобы у действующего главы региона сложились ровные отношения со всеми хозяйствующими субъектами, ведь этого можно добиться, лишь максимально честно и открыто проводя собственную экономическую политику, в том числе и приватизационные конкурсы.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены