|
|
|
5 апреля
2001 г. |
Источник: "Общая
газета " |
Автор: Виталий
Авениров |
Общий друг
|
Последние месяцы
отмечены крупными переменами в топливно-энергетическом секторе Петербурга.
На место приоритетного партнера городской администрации неожиданно
выдвинулась компания "Балт-Трейд" - структурное подразделение Балтийской
финансово-промышленной группы (БФПГ). Эта структура получила право
снабжения ряда муниципальных служб, прежде всего ГП "Пассажиравтотранс". |
Странный
тендер |
Такой поворот
дел выглядит довольно странно. Финансовое положение БФПГ сегодня
весьма неустойчиво. Практически все ее автозаправки заложены, новые
строятся под залог основных средств. Чтобы поправить свои денежные
дела, БФПГ выставила на продажу две нефтяные скважины в Коми, лишившись
потенциального ресурса для работы с городскими службами. При этом
БФПГ не имеет ни одного стабильного партнера - ни "Славнефть", ни
ЮКОС, ни ЛУКОЙЛ, ни "Сургутнефтегаз" таковыми не являются. Руководители
БФПГ не раз откровенно заявляли: "Мы никогда не будем сотрудничать
с ЛУКОЙЛом, мы обойдемся без закупок у "Сургута". Непонятно, где
в таком случае будет браться топливо для питерских автобусов. Во
всяком случае, сейчас "БалтТрейд" занят лихорадочным поиском. |
Впрочем, вице-губернатор
Петербурга, председатель Комитета по экономике и промышленной политике
городской администрации (КЭПП) Анатолий Алексашин смотрит на вещи
реальнее. За его подписью в "Сургутнефтегаз" было направлено уведомление
о назначении "Балт-Трейда" уполномоченной компанией администрации
Санкт-Петербурга. Одновременно с этим уведомлением "Сургутнефтегаз"
получил заявку "Балт-Трейда" на 36 тысяч тонн топлива - это после
самонадеянных заявлений руководства БФПГ. Впрочем, из Сургута пришло
письмо в администрацию Петербурга с просьбой "принять меры к выполнению
"Балт-Трейдом" своих обязательств" - уполномоченная компания выбирает
менее одного процента от заявленного объема, причем это топливо
используется не для заправки городских автобусов, а для заправки
самолетов самого "Балт-Трейда". Например, того, на котором летал
в Сургут Алексашин, убеждая сургутских нефтяников поставлять в Петербург
топливо, которое руководители "Балт-Трейда" публично объявили ненужным.
Остается добавить, что никакого тендера на статус уполномоченной
компании Алексашин не проводил. |
Городские условия
тендера, составленные в аппарате Алексашина, изначально формулировались
как невыполнимые. Однако после "победы" "Балт-Трейда" задним числом
начался пересмотр условий в приемлемом для поставщика духе. Главной
же сенсацией стало выступление президента БФПГ Виталия Рюзина, выразившего
готовность организовать собственный конкурс на обслуживание автопарков.
Прямо говоря, БФПГ облегчает себе жизнь, отказываясь от части поставок
в нарушение условий тендера, однако о предусмотренных в таких случаях
штрафных санкциях Алексашин не сказал ни слова. Зато интенсивно
поработал со своим непосредственным подчиненным, гендиректором "Пассажиравтотранса".
Результатом стало подписание договоров с льготными для "Балт-Трейда"
условиями. |
Хотя после
проведенных проверок начался пересмотр заключенных договоров, нарушения
фиксируются регулярно. В частности, вместо зимнего топлива поставлялось
более дешевое летнее, не компенсируются холостые автопробеги и т.д.
Город несет миллионные убытки, но гендиректор "Пассажиравтотранса"
Александр Дацюк словно не замечает этого. Молчит и вице-губернатор
Алексашин, повесивший на город проблему взаимодействия с БФПГ Виталия
Рюзина. Впрочем, только ли Рюзина? |
Могильная
крыша |
Виталий Рюзин
возглавил БФПГ после убийства Павла Капыша в августе 1999 года.
Если Капыш, один из столпов питерского нефтебизнеса, был самодостаточной
фигурой, то Рюзин нуждался в "крыше". Формально этой "крышей" стал
Анатолий Алексашин. Но за его спиной просматриваются тени более
серьезных людей. |
Чиновник не
имеет права заниматься частным бизнесом. Однако легко проследить,
каким именно предпринимателям Алексашин оказывает протекцию. Номером
один среди них является известный предприниматель Константин Карольевич
Яковлев, которого по каким-то причинам принято называть Костей Могилой. |
Алексашин и
Яковлев не выступают соучредителями предприятий, но это не мешает
им вести общий бизнес. Один обеспечивает неформальное силовое прикрытие,
другой - государственное. Например, по некоторым сведениям, именно
Алексашин содействовал Косте Могиле в получении новых акцизных марок
для завода алкогольной продукции. Яковлев обеспечил себе важное
преимущество на алкогольном рынке, переиграл конкурентов, после
чего попытался ликвидировать свое предприятие. Эта история получила
драматичное продолжение. 28 января питерский каталог заказных убийств
пополнил Юрий Кислицкий, заместитель директора фирмы "Хологрэйт",
распространявшей эти марки. По имеющейся информации, сотрудничество
Кислицкого с тандемом Алексашина и Могилы вызывало недовольство
других его партнеров - например, авторитетных питерских бизнесменов
Владимира Голубева и Александра Ебралидзе. Им удалось отчасти переубедить
Кислицкого, но сделать практические выводы тот не успел. Убийство
произошло сразу после его последней встречи с Голубевым и Ебралидзе...
|
Следы ведут
наверх Коллизии на топливном рынке отражают более масштабные общегородские
процессы. Резкое изменение политики и статуса БФПГ заставляет рассматривать
убийство Капыша иначе, чем это делалось раньше. Так или иначе, смена
первого лица компании заметно усилила экономические позиции бизнес-группы
Константина Яковлева. В Петербурге конкурируют несколько мощных
бизнес-систем, среди которых выделяются группа Кости Могилы и "клан
Мирилашвили", связанный с НК "ЛУКОЙЛ". Сегодня Михаил Мирилашвили
арестован, а северо-западный филиал "ЛУКОЙЛа" был отстранен от тендера,
выигранного "Балт-Трейдом" (в этом свете неудивительны заявления
руководителей БФПГ о невозможности сотрудничества с "ЛУКОЙЛом" по
причинам "личного характера"). В итоге "на трубе" остается одна
крупная группировка, возглавляемая Костей Могилой. Делается очевидная
попытка установить монопольный контроль над энергетическим сектором
Петербурга. Примерно по той же схеме, которая в свое время применялась
на рынке алкогольной продукции. |
Деловое сотрудничество
Константина Яковлева с вице-губернатором Алексашиным - лишь один
из примеров тесной связи в городской администрации. К этому остается
добавить, что ни одна из питерских коммерческих или управленческих
структур не может принимать серьезных решений без одобрения однофамильца
Константина Яковлева - губернатора Петербурга. |
|
|