Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker

А-Б

В-Г

Д-Е

Ж-З

И-К

Л-М

Н-О

П-Р

С-Т

У-Ф

Х-Ц

Ч-Ш

Щ-Э

Ю-Я



Окончание доклада "АссоСПнефть" по итогам 1998 г.
(в сокращении)
 
Доступ к системе магистральных нефтепроводов (МНП)
Ограниченная пропускная способность системы магистральных нефтепроводов, провозглашение принципа равнодоступности в условиях экономической необходимости максимального экспорта нефти, делает приоритетный доступ в системе МНП крайне важным "внеэкономическим" параметром производственно-хозяйственной деятельности нефтедобывающих предприятий с иностранными инвестициями.
Необходимо отметить, что создание механизма окупаемости иностранных инвестиций в нефтедобычу должно включать порядок получения совместными предприятиями дополнительных возможностей для экспорта нефти, что является для "АссоСПнефть" приоритетным направлением деятельности.
Однако, отсутствие нормативной базы, регламентирующей возможность предоставления дополнительного экспорта на основании ранее действующих тарифных льгот, исключает регулярное применение данного нетарифного метода, направленного на достижение окупаемости иностранных инвестиций.
Следует подчеркнуть, что получение предприятиями с иностранными инвестициями приоритетного доступа к системе МНП согласно постановлению Правительства РФ от 28 февраля 1995 года № 209 "О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации" напрямую зависит от наличия тарифной льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства РФ №497 от 19.05.1994 г. "О тарифных льготах в отношении вывозимых из РФ нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятий с иностранными инвестициями", в соответствии с которым (распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1994 г. N 1611-р) тарифные льготы в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти собственного производства были предоставлены сроком на три года следующим предприятиям с иностранными инвестициями: обществам с ограниченной ответственностью:
  • "АмКоми";
  • "Компания "Полярное сияние";
  • "Сибирско-американская нефтяная компания";
  • "Черногорское";
  • "Белые ночи";
  • ЗАО "КомиАрктикОйл".
Указанная тарифная льгота предоставлялась акционерному обществу закрытого типа "КомиАрктикОйл" с 1 января 1994 г., а другим предприятиям - с 1 сентября 1994 года.
Далее, распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 282-р была предоставлена тарифная льгота в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти собственного производства следующим предприятиям с иностранными инвестициями:
ЗАО "Татойлгаз", совместным предприятиям ЗАО "Татех", ЗАО "Татольпетро", обществам с ограниченной ответственностью "Геойлбент", "Нобель Ойл", "Комикуэст" - сроком на один год; ООО "Мекаминефть" - сроком до шести месяцев.
Указанная тарифная льгота предоставлялась с 1 января 1995 года.
Во исполнение ранее достигнутой межправительственной договоренности исключение было сделано для трех предприятий.
Распоряжением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. N 983-р в целях компенсации дополнительных затрат, понесенных предприятиями с иностранными инвестициями в связи с изменением налогового режима в течение срока окупаемости иностранных инвестиций, обеспечен в установленном порядке первоочередной доступ к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации для предприятий с иностранными инвестициями - обществ:
  • "Компания "Полярное Сияние" и "КомиАрктикОйл" - с 1 августа 1998 г. до 1 мая 1999 г.,
  • "Черногорское" - с 1 августа 1998 г. до 1 июня 1999 г. и "Белые ночи" - с 1 августа 1998 г. до 1 июля 1999 г.
Однако, несмотря на это, условия, взятые за основу в начале реализации совместных проектов, оказались существенно ухудшены, в результате чего срок окупаемости иностранных инвестиций так и не наступил. Поэтому, право приоритетного доступа к системе магистральных нефтепроводов является единственной гарантией для кредиторов и инвесторов.
При безусловной заинтересованности России в привлечении иностранных инвестиций потребуется восстановление доверия к государству через возобновление действия:
- механизма окупаемости иностранных инвестиций, вложенных в нефтедобычу, в сочетании с получением совместными предприятиями дополнительных возможностей для экспорта добываемого углеводородного сырья.
Проблемы замещения нефти производителями из некоторых регионов РФ при ее поставках на экспорт
К концу 90-х годов отчетливо обозначилась проблема замещения нефтяных потоков в рамках схемы нормальных грузопотоков нефти в системе магистральных нефтепроводов АК "Транснефть" при ее поставках на экспортные направления.
Разделение в 1996 году функций взимания акциза между Госналогслужбой РФ (при внутренних продажах) и Государственным таможенным комитетом РФ (при поставках нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации) привело к ситуации сложившейся на сегодняшний день, когда при замещении нефти из одного региона России на нефть из другого, ставка акциза изменяется в соответствии с местом добычи фактически поставляемой нефти.
Важно отметить, что система магистральных нефтепроводов, сложившаяся еще в СССР, не была рассчитана на индивидуального пользователя. Она строилась как единая магистраль, обслуживающая нефтедобывающие регионы Западной Сибири, Центральной России, Республики Коми, Поволжья, Татарстана. В трубопроводной системе формируются безадресные смеси нефти, а за рубеж уходит единая российская экспортная смесь.
Вместе с тем, в связи с установлением конкретных ставок акциза для каждого недропользователя, у таможенных органов постоянно возникали вопросы по взиманию ставок акциза при пересечении таможенной границы России. При этом таможенные органы, выполняя свою фискальную функцию по наполнению бюджета реальными денежными поступлениями, зачастую неоправданно применяли максимальные ставки акцизов, мотивируя свои действия невозможностью оформления грузовых таможенных деклараций.
Аналогичная ситуация складывается при заключении договоров между нефтедобывающими компаниями и рядом акционерных обществ - управлений магистральными нефтепроводами, входящими в систему АК "Транснефть".
В настоящее время транспортная система МНП исключает возможность непосредственной поставки нефть по ряду направлений, в т. ч. и в страны дальнего и ближнего зарубежья (из Республики Коми по направлениям: Дружба, Вентспилс, НПЗ Белоруссии, Литвы, Пермский регион - Дружба).
В связи с этим некоторые предприятия с иностранными инвестициями вынуждены производить оплату услуг по замещению.
Проблемы предприятий, осуществляющих свою деятельность на основании договоров с владельцами лицензий на право пользование недрами ("привлеченных предприятий")
Как было отмечено выше, среди предприятий с иностранными инвестициями существует определенная группа малых предприятий, осуществляющих деятельность на основе договоров с недропользователем (владельцем лицензии) и при этом не имеющих лицензий. Они - фактически являются нефтедобывающими предприятиями в силу того, что в результате их производственной деятельности добыча углеводородного сырья по месторождению увеличивается. Группа привлеченных предприятий выполняет работы при использовании собственных и арендуемых основных средств.
В настоящее время работа данной группы предприятий фактически блокирована в связи с отсутствием необходимых положений в законодательстве о недропользовании.
Действующее законодательство о недрах не позволяет использовать формы договорных отношений лицензедержателя с третьими лицами, за исключением подрядных отношений (см. ст. 17-1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах")
Права на пользование недрами, имеющие серьезный потенциал в гражданских правоотношениях, ограничены. При отсутствии исчерпывающих определений в Законе "О недрах" сегодня остро ощущается необходимость дополнительных положений, касающихся статуса недропользователя.
В настоящее время неопределенность статуса привлеченных предприятий как недропользователей по-прежнему оставляет нерешенными вопросы:
  • порядка расчетов между предприятиями;
  • уплаты ресурсных налогов привлеченными предприятиями;
  • отражения добытого углеводородного сырья в бухгалтерской и статистической отчетности;
  • таможенного оформления экспортируемого углеводородного сырья.
Возможность передачи и переуступки прав на пользование отдельными участками месторождений позволит:
  • привлечь к недропользованию дополнительные материальные и рабочие ресурсы;
  • в полном объеме использовать созданные основные средства;
  • сохранить коллективы капремонтных и других организаций нефтяников;
  • получить для государства дополнительные налоги и платежи за счет введения в действие с помощью привлекаемой организации простаивающего фонда скважин;
  • получить из введенных в действие скважин дополнительные объемы углеводородного сырья и осуществлять наибольшую выработку запасов нефти из недр;
  • за счет увеличения объемов добычи создать дополнительную налогооблагаемую базу;
  • за счет применения некоторыми привлекаемыми предприятиями экологических технологий (рекуперирование, УЛФ, сбор нефтешламов) предотвратить загрязнение окружающей среды и получить дополнительные объемы нефти, которые без применения таких технологий были бы безвозвратно потеряны;
  • при отсутствии в настоящее время у организаций свободных денежных средств, предотвратить неплатежи при расчетах между юридическими лицами.
При обсуждении вопроса привлечения предприятий к пользованию недрами без предоставления индивидуальной лицензии на право пользование недрами необходимо отметить, что превалирующее значение имеет принцип наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых и соблюдение требований технического проекта, не допущение разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 г. №2395-1).
Таким образом, привлечение организаций к пользованию недрами для проведения подземного капитального ремонта, мероприятий по увеличению дебитов скважин (перебуривание стволов, в том числе горизонтальных, проведение гидроразрыва и др.) позволяет обеспечить непрерывность процесса добычи углеводородного сырья и оставаться в рамках технологической проектной системы разработки объектов эксплуатации.
Выводы и рекомендации
Приветствуя курс Правительства РФ на поддержку реального сектора экономики путем привлечения прямых инвестиций, в т.ч. и иностранных, участники Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями в нефтедобыче и нефтепереработке также осознают острую потребность Правительства РФ в поступлениях в бюджет в ближайшей перспективе.
Однако сейчас возможности для привлечения инвестиций, необходимых для поддержания уровня добычи нефти, обеспечения своевременных платежей государству и выплаты заработной платы, а также погашения кредитов, весьма ограничены.
Сокращения добычи и налогооблагаемой базы можно будет избежать если государство примет решительные меры в двух ключевых областях - в регулировании налогообложения и сдерживании роста тарифов на транспортировку нефти.
Предложения по совершенствованию налогового режима
С момента начала работы большинства СП налоги выросли примерно на 250 процентов. Непомерное налоговое бремя, прежде всего платежей, основанных на валовом доходе, а также чрезмерное число налогов сделали добычу нефти невыгодной, а новые инвестиции нецелесообразными. С учетом этих факторов действующие и потенциальные инвесторы воздерживаются от вложения средств в нефтяные проекты.
От имени совместных предприятий Ассоциация предлагает:
  • перейти на налоги, обусловленные прибыльностью производства, в частности заменить акциз на сырую нефть более гибким налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов. Любые новые налоги должны создавать возможность возмещения осуществленных ранее инвестиций и стимулировать новые вложения в производство;
  • восстановить на основании действующего законодательства механизм, который обеспечил бы предприятиям с иностранными инвестициями возмещение возврата прямых инвестиций в сопоставимые с проектными сроками. Восстановить деятельность Межведомственной комиссии по окупаемости иностранных инвестиций в нефтедобыче, предположительно под руководством заместителя Министра топлива и энергетики Российской Федерации, с включением в нее представителей Минэкономики, МНС, ГТК РФ;
  • ввести специальный режим налогообложения нефти, добываемой из малодебитных скважин и низкорентабельных месторождений;
  • ограничить действие таможенных пошлин на нефть сырую согласно постановлению Правительства РФ от 23 января 1999 года № 83 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории Российской Федерации" 6 месяцами без дальнейшего их применения;
  • продлить время переноса убытков при начислении подоходного налога с пяти до пятнадцати лет, что согласуется с мировой практикой;
  • разрешить компаниям засчитывать невозмещенный НДС в счет задолженности по другим налоговым платежам;
  • отменить ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообложения средств, инвестируемых в развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники;
  • воздерживаться от применения существующей практики обязательной конвертации валюты по специальным курсам, устанавливаемым Центральным Банком РФ;
  • перенести основную налоговую нагрузку из сферы добычи нефти в сферу реализации нефтепродуктов;
  • свести к минимуму количество налогов, что позволит упростить процедуру их сборов и уменьшить административные расходы предприятий.
Предложения по регулированию транспортировки нефти
Когда в начале 90-х годов в российские СП производились первоначальные инвестиции, экономические расчеты проектов делались исходя из возможности экспорта добываемой предприятиями нефти в полном объеме и из разумного уровня тарифов на транспортировку. Однако, действующие предприятия столкнулись с трехкратным повышением тарифов, а также со значительными ограничениями доступа к экспортным трубопроводам. Резкие изменения условий регулирования экспорта и транспортировки были непредсказуемы и сделали работу СП исключительно трудной. Это особенно очевидно, если сравнивать структуру тарифов в России и в других нефтедобывающих странах.
Для решения проблем в области регулирования транспортировки нефти Ассоциация предлагает следующее:
  • уменьшить сборы на транспортировку по магистральным и внутрипромысловым трубопроводам;
  • рассмотреть возможность поощрения законопослушных производителей путем предоставления предприятиям, не имеющим задолженностей по налогам и зарплате, увеличенного доступа к экспортным трубопроводам;
  • обеспечить открытое и честное формирование тарифа на транспортировку нефти по трубопроводам;
  • приступить к применению антимонопольных мер по отношению к организациям, устанавливающим дискриминационные цены на предоставляемые услуги по подготовке нефти и ее транспортировке по внутрипромысловым трубопроводам.
Главной целью наших предложений является создание стабильного, предсказуемого, открытого и привлекательного климата для инвесторов.
Оперативные действия Правительства РФ в поддержку работающих в российской нефтяной отрасли СП станут для потенциальных инвесторов сигналом о том, что в России создаются предпосылки для восстановления экономической стабильности и развития международного сотрудничества в нефтяном секторе экономики.
Стр: 1, 2, 3

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены