Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker

А-Б

В-Г

Д-Е

Ж-З

И-К

Л-М

Н-О

П-Р

С-Т

У-Ф

Х-Ц

Ч-Ш

Щ-Э

Ю-Я



Продолжение доклада "АссоСПнефть" по итогам 1998 г.
(в сокращении)
Производственно-хозяйственная деятельность
СП с самого начала своей деятельности образовали сегмент нефтяного сектора, связанный с разработкой и сервисным обслуживанием месторождений со сложными горно-геологическими условиями и небольшими запасами. 84% открытых в 1991-1995г.г. нефтегазовых залежей - это именно мелкие месторождения с объемом извлекаемых запасов менее 5 млн.т. Во всем мире освоение и разработку таких месторождений ведут только сравнительно небольшие высокотехнологичные и высокоэффективные нефтедобывающие предприятия.
В целом по отрасли ресурсная база ухудшается. Ресурсы категории С3+D1+D2 приурочены к меньшим по размерам месторождениям и более сложно построенным по сравнению с разведанными. Основная часть прогнозных ресурсов сосредоточена в Западной Сибири и отдаленных слабоизученных районах, на шельфах арктических и дальневосточных морей. Снижается качество текущих запасов, что обусловлено прогрессивным ухудшением вводимых в разработку месторождений. За последние 20 лет дебиты новых скважин в основных нефтедобывающих районах снизились в 4-7 раз, а начальная обводненность нефти новых скважин превысила 30%. Доля трудноизвлекаемых запасов в структуре активных запасов неуклонно растет (к 1996 году по РФ - 48%).
Ухудшение качества запасов нефти, уменьшение размеров вовлекаемых в разработку залежей и месторождений являются основными причинами возрастания роли и значения СП, осваивающих такие месторождения. Освоение подобных месторождений невозможно без принятия мер стимулирующего характера в области налогообложения с учетом требований обеспечения возврата вложенных средств. Поэтому перевод СП на национальный режим функционирования должен сопровождаться формированием механизма стимулирования деятельности компаний по разведке и разработке небольших по размеру и худших по качеству месторождений.
СП работают на месторождениях, приуроченных, главным образом, к низко проницаемым коллекторам, к залежам высоковязких нефтей, нефтегазовым залежам, имеющим сложные геологические условия залегания углеводородов или высокую степень истощения запасов. Доля трудноизвлекаемых запасов на месторождениях, разрабатываемых СП, в общих объемах извлекаемых запасов по различным регионам - Тимано-Печорской, Волго-Уральской, Западно-Сибирской нефтегазоносным провинциям составляет более 50%.
Разработка таких месторождений требует применения нетрадиционных способов повышения нефтеотдачи, новых технологических приемов и оборудования. Изменения в структуре запасов вызывают снижение рентабельности добычи нефти. Из-за того, что налоговая система не учитывает конкретные горно-геологические и общеэкономические условия разработки отдельных месторождений, большое количество объектов разработки перешло в разряд бесприбыльных, т.е. по ним экономические показатели опустились до неприемлемых для предприятий значений.
Несмотря на трудные условия добычи, СП продемонстрировали "повышенную живучесть", т.е. способность привлекать необходимый инвестиционный капитал и оборотные средства в сочетании с применением самых передовых технологий и оборудования (гидроразрыв и другие методы стимуляции продуктивных пластов, повторное разбуривание старых скважин, горизонтальное бурение, детальная доразведка и др.). Можно констатировать, что СП являются своего рода "венчурными" предприятиями.
Приведем несколько примеров:
ООО СП "Ваньеганнефть" было создано в 1992 году. За годы деятельности в проект было инвестировано $265 млн. и осуществлено $500 млн. налоговых выплат. Несмотря на наличие чистой прибыли инвестиционный капитал так и не был возвращен.
К началу 1998 года добыча предприятия составила 1000 тонн/сутки, а в течение года ее объемы удалось рекордно увеличить до 2 млн. 771,7 тыс.тонн, из которых экспортировало 1 млн. 280 тыс. тонн.
Предприятие разрабатывает Ван-Еганское и Ай-Еганское месторождения, 89,5 % запасов которых относятся к категории трудно извлекаемых. По геологическим условиям месторождение включает залежи, характеризующиеся высокой степенью неоднородности и низкой проницаемостью пластов, имеющие обширные водонефтяные и подгазовые зоны. С начала деятельности СП пробурило 101 скважину, выполнило 93 капитальных и 444 подземных ремонтов пробуренных скважин с использованием западного ремонтного оборудования и технологий.
ЗАО "КомиАрктикОйл" образовано в 1991 году. Иностранными партнерами предприятия было инвестировано $150 млн. С начала деятельности пробурено 30 скважин, которые принесли компании с момента образования более 6 млн. тонн. Увеличение добычи год от года происходило равными темпами от 0,2 млн. тонн/год до 1,6 млн. тонн/год. К началу 1999 года добыча за год составила 1 млн. 458,4 тыс. тонн.
Предприятие работает в Республике Коми и разрабатывает Верхневозейское месторождение со сложными горно-геологическими условиями.
ООО "Компания Полярное сияние" разрабатывает Ардалинскую группу месторождений с запасами более 16 млн. тонн нефти на территории Ненецкого Автономного округа (север Европейской части России). В отличие от других СП, "Полярное сияние", созданное в декабре 1991 года, освоило и разрабатывает новые месторождения. Первая нефть получена в августе 1994 года. Иностранные инвестиции в проект оцениваются в $480 миллионов. Активно ведется бурение новых скважин, построен нефтепровод, соединивший Ардалинское месторождение с системой магистральных нефтепроводов, проводятся широкомасштабные природоохранные мероприятия.
В 1998 году ООО "Компания Полярное Сияние" осуществило добычу 1 млн. 729,3 тыс. тонн.
ООО "Кама-нефть" разрабатывает ряд месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Предприятие было создано в 1994 году и за время существования успело провести ряд мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна. Практически все СП осуществляют работы, в том числе нефтедобычу, при строгом соблюдении природоохранных правил, применяют передовые проектные и технические решения экологической защиты. Но ООО "Кама-нефть" внедряет самые современные с экологической точки зрения технологии.
Одним из обязательных условий создания ООО "Кама-нефть" являлось выполнение программы мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки, которая в районе деятельности предприятия на момент его создания была на грани катастрофы и обуславливалась рядом факторов, а именно:
  • наличием скважин с негерметичными эксплуатационными колоннами;
  • наличием естественных нефтепроявлений на акватории Камского водохранилища на Полазненском месторождении;
  • аварийным состоянием дюкерных переходов на реке Кама, через которые ведется транспортировка добываемых на Шереметинском и Полазненском месторождениях нефти;
  • большой протяженностью трубопроводных сетей (более 300 км), изношенных более чем на 90%;
  • наличием неограниченной площади хранения нефтешламов и разливов от старых порывов нефтепроводов.
С целью улучшения экологической обстановки проектом мониторинга геоэкологической среды предусматривается ряд мероприятий, из которых уже многое сделано:
  • созданы передвижная и стационарная экологические лаборатории;
  • приобретены боновые заграждения и скиммерная установка;
  • ликвидировано 55 разливов нефти общим объемом собранной нефти 916м3;
  • также ликвидировано 30м2 нефтяных котлованов со сбором 50м3 нефти;
  • приобретен и смонтирован факельный оголовок типа"голубая свеча;
  • рекультивировано 52 га земель и ликвидировано 42 скважины
Необходимо также отметить, что на все проведенные мероприятия было затрачены значительные средства из бюджета предприятия.
ЗАО "Татойлгаз" успешно занимается реализацией природоохранных программ Республики Татарстан. С 1989 года осуществляет капиталоемкие природоохранные программы, приоритетной задачей которых является обеспечение современных стандартов в области экологии и соблюдения норм рационального природопользования.
Компания занимается переработкой нефтяных шламов, образующихся в процессе нефтедобычи, нефтепереработки и ликвидации аварийных разливов нефти и с начала своей деятельности переработала 900 тыс.тонн нефтешламов и ликвидировала 74 шламовых амбара на площади более 24 га. В настоящее время работы ведутся при помощи двух нефтешламовых установок на Карабашском товарном парке АО "Татнефть" и НГДУ "Туймазанефть" АНК "Башнефть" и ежегодно извлекается до 40 тыс.тонн такой нефти, которая реализуется потребителям.
И хотя подобная деятельность убыточна из-за высоких технологических затрат предприятие продолжает изыскивать средства для поддержания начатой программы.
Основные проблемы развития
Окупаемость инвестиций и налоговое бремя
Нынешнее финансово-экономическое состояние предприятий с иностранными инвестициями является своего рода "лакмусовой бумажкой" для инвестиционного сообщества. Ухудшение экономических показателей действующих в России совместных проектов не может не оказывать негативного влияния на планы размещения финансовых средств иностранными инвесторами.
Важнейшие факторы, сдерживающие приток зарубежных капиталов - это сохраняющаяся экономическая и политическая нестабильность в российской экономике, отсутствие отлаженного механизма страхования иностранных инвестиций от коммерческих рисков, ужесточение налогового режима, рост издержек, главным образом, за счет неконтролируемого роста тарифов на услуги естественных монополистов (транспорт, электроэнергия), проблемы с экспортом в условиях негарантированной оплаты поставок нефти на внутренний рынок, отмена ранее предоставленных тарифных льгот.
На основании технико-экономической информации за 1992-1998 гг. был проведен анализ окупаемости инвестиций по группе совместных предприятий: ООО СП "Ваньеганнефть", ООО СП "Геойлбент Лимитед", АКЗТ "Корпорация Югранефть", ЗАО "Нобель Ойл", ООО "Компания Полярное Сияние", ЗАО "Татойлгаз", ООО СП "Волгодеминойл". Данные компании расположены в различных регионах России (Республика Коми, Западная Сибирь, Поволжье) и различаются по объему уставного фонда и капитальных вложений, имеют месторождения с различными характеристиками запасов. Однако, на их долю приходится 25% добычи углеводородного сырья по всей группе предприятий с иностранными инвестициями.
За указанный период общий объем добычи нефти вышеперечисленных СП составил 19,5 млн. тонн, из которых было экспортировано 15,1 млн. тонн.
В указанный период возросли расходы на транспортировку, налоги, текущие затраты, в то время как капитальные вложения с 1995 года по 1998 год резко сократились.
Общая выручка от продажи нефти этих предприятий составила 1441,7 млн. долл., в то время как капитальные и эксплуатационные затраты - 980,8 млн. долл., затраты на транспортировку 203,6 млн. долл., а налоги - 418,4 млн. долл., Таким образом, основным источником средств для совместных предприятий явились привлеченные средства.
Для оценки отдачи вложенных инвестиций использовалась концепция дисконтирования потока реальных денег.
Выручка от реализации незначительно превышает как текущие затраты предприятий, так и коммерческие расходы, связанные с реализацией нефти в период с 1995-1998 г.г., однако в период с 1992-1994 годы выручка от реализации была существенно меньше всех затрат и общий накопленный поток за период 1992-1998 годы отрицателен. Большая отрицательная величина накопленного денежного потока (- $480,84 млн.) приводит к тому, что при уровне чистого дохода 1998 года ($87,6 млн.) для окупаемости проектов по добыче нефти потребуется еще 11 лет. Вместе с тем, прогноз цен на нефть, скорректированный с учетом падения в 1998 году, не позволяет надеяться на достижение даже такого срока окупаемости (11 + 5 = 16 лет).
В результате, в действующих ценовых и налоговых условиях добыча нефти совместными предприятиями не удовлетворяет требованиям коммерческой эффективности и приводит к убыткам иностранных и российских учредителей СП.
По указанной группе СП общее количество привлеченных средств, составило 1136,7 млн. долл., из которых $721,3 млн. (63%) привлечено в форме вкладов в уставный капитал, а $415,4 млн. в форме кредитов. На конец 1997 года выплачено в форме дивидендов $4,4 млн. и возвращено кредитов на сумму $274,5 млн.
Рассматривая в совокупности источники денежных средств СП, можно сказать, что основную часть полученных средств (55,8%) составляет выручка от продажи нефти. Доля акционерного капитала также очень высока (27,9%). Третьей основной составляющей являются полученные кредиты (16,1%). Данная ситуация свидетельствует о том, что СП "проедают" свой уставный капитал, используя в том числе и предоставленные кредиты. Объем полученной выручки явно недостаточен для покрытия всех затрат.
Говоря о непомерной доле налоговых изъятий, нельзя не отметить проблему возврата выплаченных или незаконно удержанных налогов в Федеральный и местные бюджеты.
Прежде всего, речь идет о возврате НДС при экспортных поставках. Согласно статье 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 года №1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" по которому от НДС освобождаются экспортируемые товары собственного производства.
До настоящего момента ряд СП не имеет возможности своевременного возмещения вовремя перечисленного налога на добавленную стоимость при экспорте углеводородного сырья из-за отсутствия денежных средств в местных бюджетах.
Таким образом, складывается система безвозмездного кредитования бюджета, что является нарушением права налогоплательщика на своевременный возврат уплаченного налога.
Сегодня взносы СП в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды колеблются, в зависимости от характера их производственной деятельности, от 45 до 50 % от валовой выручки. Для сравнения укажем, что в других нефтедобывающих странах (Канада, США, Великобритания и Норвегия) фактические выплаты нефтяных компаний государству не превышают 25-30% от валовой выручки.
В результате у совместных предприятий, как и у всех российских компаний, резко сократились возможности привлечения новых инвестиций, поскольку в первую очередь снизились возможности по обслуживанию кредитов за счет чистой прибыли. Уместно напомнить, что в начале 90-х годов допускалось покрытие процентов по долгосрочным кредитам за счет прибыли до налогообложения. Сегодняшняя система налогообложения негативно влияет на окупаемость капитальных вложений иностранных инвесторов. Многие действующие СП до сих пор не рассчитались за кредиты, полученные от иностранных партнеров или международных финансовых институтов.
Следует отметить, что большинство действующих предприятий освоили основной объем инвестиций еще в 1993-1994 гг. К 1997 году они достигли относительно стабильного уровня нефтедобычи. При этом источником средств помимо акционерного капитала и привлекаемых заемных средств являлись также амортизационные отчисления, реинвестиции из прибыли после налоговых выплат, иные поступления (например, доля отчислений на ВМСБ).
В середине 90-х гг. в среднем по группе СП привлекались $2,5-4 иностранного капитала на тонну добытой нефти. Прирост добычи обеспечивался преимущественно за счет инвестиций, произведенных в 1993-1995 гг. В 1996-1998 гг. приток инвестиций в действующие проекты отмечался на низком уровне.
При этом реинвестирование прибыли в работающие предприятия, начальное финансирование новых проектов, стартовавших в 1996-1997 гг., могли бы привлечь к началу 1999 года в нефтедобывающую отрасль РФ до $150 млн.
Однако, обвальное падение мировых цен на нефть в конце 1997 года и разразившийся в российской экономике банковско-финансовый кризис резко снизили интерес инвестиционного сообщества к российскому рынку.
Характеризуя финансово-экономические условия деятельности СП к концу 90-х годов, можно отметить следующее:
1. Ужесточение налогового режима за последние пять лет привело к почти полному прекращению образования новых компаний с иностранным капиталом и ухудшению показателей производственно-хозяйственной деятельности действующих СП.
2. Повышение ставок акциза и введение дополнительных сборов за трубопроводную транспортировку нефти резко изменили условия и сроки погашения кредитов. Рост налогов и транспортных тарифов привел к тому, что, несмотря на снижение издержек и реструктуризацию задолженности, объемы инвестиций для разработки месторождений, имеющих значительный естественный спад добычи, сократились ниже предельного уровня.
3. Неоднократные изменения финансово-экономических условий привели к тому, что практически ни одно СП не имеет возможности работать на уровне проектных показателей ТЭО, заложенных в начале реализации проекта. Это касается как финансовой стороны, так и программ освоения месторождений. Совокупная доля налогов, транспортных тарифов и иных сборов в выручке СП, как и у всех нефтедобывающих компаний, устойчиво повышается год от года.
Введение экспортных пошлин
Начало 1999 года было отмечено ужесточением налогового режима.
В январе 1999 г. Постановлением Правительства РФ №83 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории РФ" были утверждены ставки таможенных пошлин на сырую нефть, которые, по расчетам предприятий уже в ближайшее время крайне негативно отразятся на производственно-хозяйственной деятельности компаний.
Введение экспортных пошлин мотивировалось Правительством РФ последствиями банковско-финансового кризиса 1998 года (обесценивание рубля более чем на 300%) для экономики народного хозяйства РФ и налогового режима для ТЭКа (не были проиндексированы ставки транспортных тарифов по поставкам нефти на экспорт). Не учитывалось, что при существующей налоговой системе нефтедобывающие компании были в состоянии производить уплату только 45% начисленных налогов.
Первоначально предполагалось установить фиксированные ставки на тонну вывозимого сырья.
Нефтяным компаниям консолидировано удалось добиться установления таможенных пошлин на шесть месяцев в зависимости от уровня мировых цен.
В результате Правительство РФ утвердило дифференцированные ставки на сырую нефть: при цене от 9,8 $/бар. до 12,3 $/бар. - 2,5 евро/бар., при цене свыше 12,3 $/бар. - 5 евро/бар.
Вывозные таможенные пошлины имеют важное значение для производственно-хозяйственной деятельности именно предприятий с иностранными инвестициями.
До 1 июля 1996 года экспортные пошлины на углеводородное сырье были установлены фиксировано для всех нефтедобывающих организаций.
Вместе с тем Правительством РФ был разработан комплекс мер, направленный на создание условий инвестиционной привлекательности для иностранных капиталовложений в ТЭК России.
В связи с этим Правительство РФ издало Постановление №497 от 19.05.1994 г. "О тарифных льготах в отношении вывозимых из РФ нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятий с иностранными инвестициями". Указанное Постановление утвердило новое Положение о порядке определения размеров и сроков действия тарифных льгот, предоставляемых в виде частичного или полного освобождения при вывозе с таможенной территории РФ нефти и нефтепродуктов, отнесенных к продукции собственного производства.
В Положении предусматривался механизм реализации тарифных льгот (освобождение от уплаты таможенной пошлины), которые предоставлялись на период до 3-х лет с учетом объема осуществляемых иностранных инвестиций для производства продукции и с учетом их фактической окупаемости. Предприятия должны были самостоятельно по утвержденной методике производить расчет периода окупаемости капитальных вложений для обоснования получения тарифных льгот. Данные расчетов должны были подтверждаться заключением Российской аудиторской организацией. Далее Межведомственная комиссия по предоставлению тарифной льготы на период окупаемости капитальных вложений, созданная для координации этой работы, представляет в Правительство РФ необходимые документы и свое квалифицированное заключение о возможности (невозможности) установления тарифной льготы (ее размере, сроке действия и т.д.).
В настоящее время предоставленная ряду предприятий тарифная льгота утратила силу, а окупаемость иностранных инвестиций так и не наступила.
Экспертами АссоСПнефть была проведена модельная оценка введения таможенных пошлин при действующей налоговой системе в расчете на 1999 год по данным 1998 года.
Возможности уплаты всех налоговых платежей и сборов при действующей налоговой системе (ДНС) (См. Таблицу 5 "Приложения") с учетом или без учета экспортных пошлин. При подсчете использовались следующие параметры:
Курс 1$ = 22,9руб., внутренняя цена = 670 руб./тонну, цена в точке экспорта = 1420 руб./тонну, курс евро для расчета экспортной пошлины 1евро = 25 руб.
Расчеты показывают, что при ДНС и экспортных ценах от 9,5 $/бар. до 12,5 $/бар. налоговая платежеспособность по группе СП составляет 62% - 88%. (по всему нефтяному комплексу 50% - 80% соответственно). Уплата экспортных пошлин еще больше усугубляет тяжелое финансовое положение добывающих компаний. Даже при цене на нефть 12,5 $/бар. возможность выплаты налогов в бюджет всех уровней снижается до 75%.
Механизм действия экспортных пошлин приведет к необходимости принятия нефтедобывающим комплексом крайне непопулярных мер по снижению расходов, прежде всего на капитальные вложения и социальные нужды. Это означает снижение уровня добычи нефти и сокращение рабочих мест.
По экспертным оценкам, в ближайшие 2 года производство нефти предприятиями с иностранными инвестициями может уменьшиться более чем на 30%. Сокращение производственной деятельности и увольнение персонала приведут в краткосрочной перспективе к дальнейшему снижению поступлений в бюджеты всех уровней и сужению в будущем налогооблагаемой базы.
Восстановление объема добычи нефти после их значительного падения будут делом исключительно трудным и дорогостоящим.
Стр: 1, 2, 3

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены