Поиск:
События
Black Submarine
Ляп-Петролеум
Криминал

Госструктуры
Компании
Персоналии
Проекты
Трубопроводы

Законы
Словарь
Нефть в мире
История
Экология

Дискуссия
Интервью
Консультации
Нам пишут

Aport Ranker
 
"Российские нефтяные компании в зеркале центральной прессы"
Выпуск # 1
8 декабря 1999 г.
Автор: Александр Бурый
© "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА"
Не тормози! Индексни!...
Со статистикой, как говорится, не поспоришь. А она свидетельствует о том, что интерес столичной прессы к деятельности российских нефтяных компаний далеко не всегда обусловлен информационными войнами и громкими скандалами с публичным выяснением отношений между холдингами.
Абсолютным лидером по количеству упоминаний в московских газетах и журналах по итогам 9 месяцев текущего года является "ЛУКОЙЛ". Иного результата ожидать было бы сложно. Крупнейшая российская нефтяная компания, каковой, безусловно, является "ЛУКОЙЛ", объективно привлекает к себе наибольшее внимание прессы. К тому же, в минувшем году компания давала немало поводов для стимулирования и без того не ослабевающего интереса московских журналистов.
Причем, как показывает поквартальная динамика изменения пресс-индексов нефтяных компаний, максимальный интерес к деятельности "ЛУКОЙЛа" проявлялся во втором и третьем кварталах 1999 года.
Впрочем, подобная тенденция характерна для подавляющего большинства остальных холдингов. По всей вероятности, это объясняется тем, что основные события как в нефтегазовой отрасли в целом, так и по отдельным компаниям происходили во второй половине года. Ведь в начале любого года публичная активность практически всех компаний сводится лишь к подтверждению или небольшой корректировке итогов работы за предыдущий год.
График 1:
© С. Никулин, А. Казик, А. Моченов, Е. Ляховецкая, 1999 г
Возвращаясь к "ЛУКОЙЛу", заметим, что резкое увеличение количества упоминаний компании в прессе во втором и третьем кварталах связано, по всей вероятности, с процессом поглощения НК "КомиТЭК", скандалом, связанным со сменой руководства ОАО "Транснефть" (президентом компании вместо Дмитрия Савельева был назначен вице-президент "ЛУКОЙЛа" Семен Вайншток), продажей очередной части госпакета акций холдинга и приращением собственности за пределами РФ (нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы в Румынии, Молдавии и Болгарии).
Следующая за "ЛУКОЙЛом" "Сибнефть" в текущем году не привлекала интереса журналистов с точки зрения производственной деятельности. Однако столь высокий пресс-индекс объясняется известностью и популярностью владельцев самой компании - Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Имена этих людей прочно ассоциируются с "Сибнефтью", являющейся одной из основных составляющих российского бизнеса "сладкой парочки".
Третью позицию по количеству упоминаний в столичной прессе занимает компания "ЮКОС". Отметим, что большинство публикаций, связанных с нефтяным "хозяйством" г-на Ходорковского, носило, скорее, скандальный характер. Переуступка значительного пакета акций западным банкам из-за невозможности погасить кредиты, громкие и длительные скандалы с миноритарными акционерами дочерних предприятий компании, а также противостояние "ЮКОСа" и Минтопэнерго в немалой степени способствовали поддержанию постоянного интереса журналистов.
Ненамного уступает "ЮКОСу" по частоте упоминаний еще одна крупная российская нефтяная компания - "Сургутнефтегаз" (СНГ). Отметим, что возглавляемый Владимиром Богдановым холдинг не является активным игроком на PR-рынке. Компания не ассоциируется со скандалами и сколько-нибудь заметными лоббистскими акциями. Однако, объективно говоря, у "Сургутнефтегаза" сложилась репутация образцово-показательного нефтяного холдинга, что на фоне беспрестанно жалующихся на жизнь "коллег" СНГ само по себе не может не привлекать повышенного внимания.
График 2:
© С. Никулин, А. Казик, А. Моченов, Е. Ляховецкая, 1999 г
Расположившиеся далее на графике компании можно отнести к разряду "середнячков", чьи пресс-индексы недалеко ушли друг от друга. Сюрпризом стали не самые высокие показатели нефтяных компаний "СИДАНКО" и "ТНК", которые весь прошедший год усердно выясняли отношения друг с другом на полосах московских газет и журналов.
В роли аутсайдеров по пресс-индексам выступают две небольшие региональные компании - "ОНАКО" и "Башнефть". И если к деятельности первой журналисты проявляли хоть какой-то интерес, обусловленный намерениями правительства включить "ОНАКО" в состав планируемой государственной нефтяной компании, то показатели "Башнефти" говорят сами за себя.
Гораздо более интересным с точки зрения определения пресс-индексов оказался ноябрь нынешнего года. Как видно из графика, позиции компаний претерпели значительные изменения в сравнении с показателями предыдущих трех кварталов.
График 3:
© С. Никулин, А. Казик, А. Моченов, Е. Ляховецкая, 1999 г
Лидирующие позиции сохранил лишь "ЛУКОЙЛ", что опять-таки не вызывает удивления. Наиболее интенсивно компания упоминалась в прессе в течение третьей и четвертой недель ноября, что связано как с подведением предварительных итогов работы в 1999 году, так и с возросшим количеством публикаций по каспийским проектам, в крупнейших из которых задействован "ЛУКОЙЛ".
Несмотря на первую позицию "ЛУКОЙЛа", которая по большей части все же объясняется масштабами деятельности холдинга, безусловным "гвоздем" ноябрьской программы стало противостояние "Тюменской нефтяной компании" и "СИДАНКО". Интересно, что недельные показатели обоих холдингов довольно близки по значениям. Что неудивительно: основным событием минувшего ноября стал скандал вокруг покупки ТНК бизнеса второго по счету дочернего предприятия "СИДАНКО" - ОАО "Черногорнефть". Многочисленные заявления и обращения в суды (причем, не только российские) враждующих сторон резко взвинтили интерес столичных печатных СМИ к обеим компаниям в третьей и четвертой неделях ноября. Небольшой перевес ТНК по пресс-индексам, судя по всему, связан с объявлением коммерческого конкурса по продаже 49% акций компании, о проведении которого было объявлено во второй половине ноября.
Перечислять события ноября, перетасовавшие остальных фигурантов сводного графика пресс-индексов за ноябрь по разным местам, вряд ли имеет смысл. По большей части упоминания этих компаний в прессе не связаны с какими-либо серьезными событиями. Исключение на общем фоне представляет, пожалуй, лишь "Сибнефть", вновь привлекшая внимание столичных журналистов в связи с предвыборной кампанией Романа Абрамовича, баллотирующегося в Государственную Думу от Чукотского автономного округа.
(Продолжение следует...)
Примечание: При составлении графиков было использовано более 300 тыс. публикаций в центральной прессе.
Контактные e-mail: pr@fpg.fpb.ru; prt@ane.ru; skv@nefte.ru

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независмое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены