Совместный проект "Независимого нефтяного обозрения "СКВАЖИНА" и еженедельника "Компания"
Нефтяное обозрение "Петролеум Ко"
Выпуск # 3 от 23 октября 2000 г.

Автор: Ксения Янова
Мир под прицелом нефтяного пистолета
Несмотря на перемены, ОПЕК сохраняет свои регулирующие функции
Вряд ли какая-либо другая международная организации может похвастаться столь пристальным интересом к исходу своего очередного заседания, как Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Причем интерес явно выходит за пределы профессиональных - чисто нефтяных - кругов и все больше проявляется в обывательской среде. Почему? Ответ очевиден: решения, принимаемые министрами ОПЕК по поводу уровня добычи нефти на ближайший квартал, имеют мгновенный, а иногда и опережающий эффект, влияя на котировки ценных бумаг и национальных валют, цены на АЗС и прочие показатели, которыми определяется уровень жизни.
Факторы силы
Влияние стран, вошедших в организацию, проистекает главным образом из одного объективного, хотя и не слишком справедливого фактора, а именно из того, что залежи нефти на планете распределены крайне неравномерно, с большим перевесом в сторону Персидского залива и стран, его окружающих. Более того, этот крен продолжает увеличиваться: за 20 лет доля стран ближневосточного региона в мировых запасах нефти выросла почти на 10% (с 55,6% до 65,4%). За то же время вес бывшего СССР, например, в мировых запасах сократился почти вдвое - с 10% до 6%. В сумме страны - члены ОПЕК на начало 2000 года контролируют 77,6% мировых запасов. Таким образом, 11 стран владеют подавляющей частью доказанных запасов нефти. И этих запасов при текущем уровне добычи им хватит еще на 77 лет. Тот же показатель для России составляет 22 года, а для индустриально развитых стран - всего 12.
Можно обозначить еще один фактор силы ОПЕК, который, впрочем, можно расценивать и как слабость: сравнительно низкий уровень экономического развития большинства стран - членов организации предопределяет низкий внутренний спрос на нефть и соответственно их высокий экспортный потенциал. В большинстве стран - членов ОПЕК основная часть добычи вывозится за пределы страны. Исходя из своих экономических или политических целей, ОПЕК маневрирует уровнем добычи. В этом и состоит нефтяное оружие ОПЕК, которым она пользуется на протяжении уже 40 лет.
Великолепная пятерка
Объединение стран - экспортеров нефти в единую организацию произошло 40 лет назад, в сентябре 1960 года. Непосредственной причиной создания ОПЕК стали скидки с цены, по которой продавалась ближневосточная нефть. До того эксплуатацией месторождений стран Ближнего Востока и торговлей нефтью на мировом рынке занимались транснациональные нефтяные корпорации. На основании концессионных соглашений 50% прибыли от продажи нефти получали страны-производители. Эта выручка рассчитывалась исходя из официальной цены, специально установленной для этой цели. С небольшими отклонениями она практически соответствовала реальной рыночной цене.
В 50-е годы, по мере того как на Ближнем Востоке одно за другим открывались фантастические по размерам месторождения нефти, производство сырья - даже с учетом стремительного роста мировых потребностей в топливе - стало опережать спрос. В конкурентной борьбе за рынки нефтяные компании вынуждены были делать скидки с цены. Но эти скидки касались только рыночной цены, в то время как официальная цена, от которой зависели доходы государств - владельцев недр, оставалась постоянной. Они продолжали взимать свою 50-процентную долю на основе официальной цены, что фактически составляло 60 - 70% реальной прибыли. Со второй половины 50-х годов на мировой рынок стало поступать сырье из Советского Союза. К концу десятилетия ситуация усугубилась настолько, что рынок стал захлебываться нефтью. Тогда-то и было впервые нарушено табу: в начале 1959 года компания British Petroleum покусилась на официальную цену нефти, снизив ее на 10%. Государственным доходам стран-производителей был нанесен урон.
Второй удар был нанесен через полтора года, в августе 1960 года. Новое снижение официальной цены, осуществленное компаниями-монополистами без предупреждения и без консультаций с правительствами стран - хозяев недр, вызвало со стороны последних бурную реакцию. 10 сентября в Багдаде собрались делегации пяти крупнейших стран-экспортеров - Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Ирака и Ирана. 14 сентября совещание закончилось объявлением о создании Организации стран - экспортеров нефти. В ноябре 1960 года ОПЕК была зарегистрирована ООН как постоянная межправительственная организация. В последующие годы к пятерке основателей присоединились Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), Абу-Даби (1967; впоследствии ОАЭ), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), Габон (1975). В начале 90-х Габон, а затем и Эквадор покинули организацию. Таким образом, в настоящее время в состав ОПЕК входят 11 стран - экспортеров нефти: шесть ближневосточных, три африканские, одна латиноамериканская и одна азиатская. Президентом ОПЕК сейчас является венесуэльский министр нефти Али Родригес, генеральным секретарем - нигериец Рилван Лукман.
Власть над миром
Принципиальной целью ОПЕК, зафиксированной в ее уставе, являются координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и выработка оптимальных мер, направленных на защиту их интересов. ОПЕК определила своей задачей поддержание стабильных цен на нефть на мировом рынке. Организация взяла на себя обязательства по регулярным и непрерывающимся поставкам нефти странам-потребителям и обеспечению справедливых доходов субъектам-инвесторам, но при неукоснительном и приоритетном соблюдении постоянного притока доходов странам-производителям. Высшим органом управления организации является конференция, которая формируется делегациями стран-участниц во главе с министрами нефти соответствующих стран. Конференция собирается два раза в год.
Консультативным органом, создаваемым конференцией, является комитет министров. В его задачи входит разработка стратегических и тактических решений в соответствии со складывающейся конъюнктурой рынка и общей международной обстановкой. В первый период существования ОПЕК, между 1960 - 1973 годами, комитет министров направлял усилия на организационные мероприятия внутри организации и выработку системы взаимоотношений с иностранными нефтяными компаниями. В те годы были сформулированы и согласованы предложения по роялти, налогам, ценам и формам участия государств - хозяев недр в нефтяных проектах.
В последнем квартале 1973 года страны ОПЕК в одностороннем порядке повысили цены сначала до $5,12 за баррель, а затем до $11,65 за баррель, то есть практически в четыре раза по сравнению с существовавшим до того уровнем. Эти шаги означали переход власти над уровнем цен к странам-производителям. На протяжении 1974 - 1981 годов спрос на нефть, а соответственно и цены устойчиво росли. Кульминация наступила в 1979 году. Иранская революция на некоторое время прервала поставки нефти из этой страны. Цены стремительно взлетели еще в 2,5 раза - до $34 за баррель.
Однако с начала 80-х годов спрос на нефть начал падать. Чтобы сохранить цены на прежнем уровне, ОПЕК пришлось пойти на снижение добычи. В 1982 году впервые был введен общий лимит на добычу и установлены индивидуальные квоты для каждой страны. Постепенно к середине 80-х годов ОПЕК отошла от системы администрирования цены нефти. Выход на рынок значительного потока сырья из новых регионов, в первую очередь с месторождений Северного моря, сократил долю нефти стран - членов ОПЕК в мировом экспорте. Развитие фьючерсных контрактов постепенно сводило на нет смысл установленной официальной цены. Организация стала проводить более гибкую политику, в большей степени ориентированную на контроль за поведением рынка.
Семейные отношения
Институт квот, с помощью которых ОПЕК влияет на мировой рынок, действует и теперь. Вопрос в том, насколько эффективно. Устанавливаемые на совещаниях министров квоты редко соблюдаются всеми членами организации. Соблазн отправить на рынок побольше нефти и отхватить максимально возможные прибыли регулярно превалирует над необходимостью соблюдения дисциплины во имя стабильности рынка. Своя рубашка, как известно, ближе к телу. Фактически только одна страна - Саудовская Аравия неукоснительно соблюдает свои обязательства. Более того, эта страна нередко брала на себя роль замыкающего производителя, погашая сокращением собственной добычи излишки нефти, поступающие от коллег по организации. Характерно, что, как только Саудовская Аравия отказалась от этой роли (в том числе и с "воспитательной" по отношению к остальным членам организации целью) и перешла на новую систему определения своей цены, цены на мировом рынке рухнули. Это произошло в 1986 году.
В чем причина разлада внутри ОПЕК? Если не касаться политических и исторически сложившихся отношений, то в разнокалиберности ее участников с точки зрения запасов нефти, мощностей добычи, степени зависимости экономики от экспорта нефти. Например, в ОАЭ значения ВНП на душу населения в долларовом выражении в 100 раз выше, чем в Нигерии, а доходы от экспорта нефти на душу населения в 250 раз больше, чем в Индонезии. Соответственно от страны к стране разнятся приоритеты и амбиции, что, в свою очередь, порождает сложные, порой взрывоопасные взаимоотношения внутри ОПЕК.
Саудовская Аравия часто выполняет роль миротворца и этакой "большой мамы", стремясь - часто при сильном сопротивлении инакомыслящих членов организации - провести разумные решения, направленные на стабилизацию рынка. Так было, например, в начале 1998 года, когда цены впервые после 1986 года скатились на отметку около $10 за баррель. Базовой причиной ценовой катастрофы 1997 - 1998 годов был финансовый кризис в Азии. На этом фоне фактором, спровоцировавшим резкое перепроизводство нефти, было несвоевременное решение ОПЕК в конце 1997 года увеличить квоту добычи на 2,5 млн баррелей. Это вынудило экспортеров спустя полгода отойти на прежние позиции, но уже с большими потерями. И тогда именно Саудовская Аравия, на долю которой сейчас приходится 26% мировых доказанных запасов, 12% добычи и 20% мирового экспорта нефти, нажала всей своей мощью на коллег, убедив их в необходимости сократить добычу. Вообще значение Саудовской Аравии в ОПЕК было и есть настолько велико, что правомерно ставить вопрос: а возможно ли в принципе существование организации без нее?
Нужно ли членство в ОПЕК России?
В сентябре нынешнего года в столице Венесуэлы прошел второй за всю историю саммит глав стран - членов ОПЕК, приуроченный к 40-летию создания организации. Торжественное заседание происходило на фоне роста цен на нефть, продолжающегося и сейчас. Нынешняя ситуация радикальным образом отличается от той, которая существовала вокруг ОПЕК в первые десятилетия ее существования. Изменилась расстановка сил на мировом рынке нефти. На арене появились новые серьезные игроки. На передовые рубежи по объему экспорта нефти вышли такие страны, как Норвегия и Мексика, не являющиеся участниками нефтяного картеля. ОПЕК контролирует только 40% мирового экспорта нефти, а не 80%, как это было в период формирования организации. Мировые цены на нефть теперь в значительно меньшей степени определяются только физическим соотношением спроса и предложения, избытком или недостатком реально поставляемого на рынок сырья. Усилилось влияние финансовых рынков, выросла налоговая составляющая в конечной цене на нефтепродукты. Напряженное внимание, с которым мировая общественность ожидает итогов очередных совещаний министров ОПЕК, свидетельствует о сохранении роли организации на мировом рынке. Однако принятые на последних совещаниях министров решения об увеличении добычи носят чисто символический характер, что само по себе демонстрирует слабость ОПЕК.
По сути дела, члены организации постоянно решают одну и ту же задачу: поднять доходы за счет увеличения добычи (экспорта) или за счет роста цены? Мелкие производители - члены организации, обладая ограниченной ресурсной базой и работая практически на предельной мощности, лишены возможности расширить рынок сбыта своего сырья. Увеличить доходы они могут только через высокие цены. Другая группа стран, имеющих значительные запасы и свободные мощности (фактически к их числу относятся только Саудовская Аравия и Кувейт), в большей мере озабочены отдаленной перспективой. Как известно, высокие цены открывают приток нефти из менее рентабельных месторождений за пределами стран - членов ОПЕК, стимулируют поисково-разведочные работы в труднодоступных районах, разработку новых технологий, альтернативных источников энергоносителей, и в конечном счете сокращают вес ОПЕК на мировом рынке.
Страны-производители, составляющие ядро ОПЕК, обеспокоены своим будущим. Об этом говорилось на прошедшем в Каракасе саммите. Основная цель встречи заключалась в разработке новой стратегии ОПЕК, направленной на укрепление единства и координации между членами картеля, на поиск путей диалога с крупными потребителями и с независимыми экспортерами нефти.
В ходе саммита неоднократно звучало, что "двери картеля остаются открытыми" для новых членов. При этом подчеркивалось, что, например, Мексика могла бы существенно укрепить позиции ОПЕК в Западном полушарии, а Норвегия - в европейском регионе. Однако обе страны, выражая готовность сотрудничать с ОПЕК в период обострения ситуации, дальше этого не пошли и стремления влиться в организацию не проявили. Такую же позицию занимает и Россия. "Мы не предполагаем вступать в ОПЕК и удовлетворены нынешним уровнем сотрудничества с организацией", - отвечал на вопросы журналистов возглавлявший российскую делегацию на саммите министр энергетики Гаврин, подчеркивая, что Россия успешно сотрудничает с ОПЕК, постоянно контактируя как с организацией в целом, так и с ее отдельными членами на двусторонней основе. Одним из основных выводов саммита стало заключение о необходимости принципиально новой долгосрочной стратегии, учитывающей неизбежность наступления периода диверсифицированной и экологически чистой энергетики.
Ну а что касается нынешней ситуации с ценами, которые ползут и ползут вверх, то мировая общественность опять ждет, что решат на очередном заседании ОПЕК. Потому что, несмотря ни на что, дело ОПЕК живо.

На главную страницу



 

Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены