|
Январь-февраль
2004 г. |
Источник: журнал
"Деловые люди", №154-155 |
Автор: Евсей
Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной
группы, кандидат физико-математических наук. |
Бюджет
берет свое
|
Насколько
обоснованы рассуждения о том, что Россия "сидит на нефтяной
игле"? Анализ бюджетных поступлений позволяет утверждать: не
совсем правы те, кто говорит, что Россия - сугубо сырьевая страна.
Но не меньше лукавят и нефтяники, когда пытаются занизить свою роль
в экономике. В подобных спорах лучшие аргументы - объективные факты.
Так пусть говорят цифры. |
Все относительно
|
Разумеется,
распределить все поступающие налоги по отраслям можно только с некоторой
долей условности. В особенности это относится к налогам на потребление.
Расчеты показывают, что налоговая нагрузка, измеряемая соотношением
между уплачиваемыми налогами и добавленной стоимостью, резко различается
по секторам. Это объясняется сочетанием нескольких причин. |
Прежде всего,
концентрацией специальных налогов в добывающем секторе. Особенно
это характерно для нефтегазодобычи. |
Вторая причина
- сохраняющаяся дифференциация отраслей по уровню рентабельности.
|
Третья - значительная
доля нерегистрируемой деятельности в некоторых секторах. Особенно
этим грешат строительство и торговля. |
И, наконец,
четвертая и весьма немаловажная причина - использование в отдельных
секторах специальных налоговых режимов. Например, один из них действует
в агропромышленном комплексе, где применяется единый сельскохозяйственный
налог. В результате этого сельское хозяйство несет наиболее слабую
налоговую нагрузку по сравнению со всеми другими секторами экономики.
Также невелика нагрузка на цветную металлургию, где используется
режим толлинга (обработки давальческого сырья). А для малого бизнеса
вообще установлен упрощенный режим налогообложения, что должно создавать
дополнительные стимулы для ускоренного роста этого, пока довольно
слабо развитого в России сектора. |
|
Явные лидеры
|
Абсолютные
цифры по результатам налоговых поступлений по отраслям за 2003 год
можно получить не раньше, чем в середине 2004 года. Впрочем, по
данным 2002 года и ориентировочным показателям прошлого года можно
уже сейчас составить более менее внятную "отраслевую картину".
|
Как и следовало
ожидать, наибольший вклад в налоговые доходы в прошлом году внес
топливный сектор. На его долю приходится почти четверть (21,5%)
сборов. Эта величина еще несколько вырастет (до 23% суммарных налоговых
сборов, или 7,8% ВВП), если добавить к ней поступления от трубопроводного
транспорта, фактически являющегося частью нефтегазового комплекса.
|
|
Роль
нефтегазового комплекса особенно велика в доходах федерального
правительства: доля налогов, связанных с производством и транспортировкой
углеводородов превышает треть всех налогов, поступающих в
федеральный бюджет. При этом колебания мировых цен на нефть
(и связанная с этим корреляция цен на газ) приводят к изменению
федеральных доходов примерно на 0,3% ВВП. Правда, стоит отметить,
что эти показатели относятся к текущим условиям сравнительно
высоких цен на энергоресурсы, которые сохраняются в течение
последних двух лет. |
|
При "стандартных"
ценах на углеводороды доля этого сектора в налогах была бы ниже.
Как из-за уменьшения налога на прибыль, так и за счет сокращения
налогов, напрямую привязанных к мировым ценам (экспортной пошлины
и налога на добычу полезных ископаемых в нефтедобыче). В целом налогообложение
нефтяного сектора уступает уровню, характерному для основных нефтедобывающих
стран. |
Следующий по
значению вклад в налоговые поступления вносит торговля - 20,1%.
Однако, это во многом связано с полным отнесением к этому сектору
некоторых налогов на потребление (импортных пошлин, акцизов на потребительские
товары, налога с продаж). |
Третье место
(7,7% общих сборов) занимает транспорт. Далее идут машиностроение
и строительство (6,7% и 5,9%). Вклад же каждой из оставшихся отраслей
не превышает 5% суммарных налоговых поступлений. |
Сочетание
продолжающейся налоговой реформы и макроэкономических тенденций
приводит и к другим существенным сдвигам в структуре налоговой
системы. Прежде всего важно отметить, что зависимость российской
экономики от нефти и газа постепенно ослабляется из-за укрепления
рубля, которое в целом означает снижение роли экспорториентированных
отраслей. Если в 2000 году стоимость экспортируемых нефти
(включая продукты переработки) и газа составляла 20% ВВП,
то сейчас эта доля, несмотря на быстрый рост объема торговли,
снизилась до 15% ВВП. Соответственно сокращается и вклад таких
отраслей в налоговые поступления. Параллельно повышается относительная
нагрузка на добывающие отрасли, где механизм налогов на добычу
полезных ископаемых обеспечивает более полное изъятие природной
ренты. Это приближает налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор
к уровню, типичному для других нефтедобывающих стран. |
|
|
Последовательно
растет удельный вес подоходного налога, налогов на потребление.
В то же время снижается вклад налога на прибыль предприятий. Тем
самым структура налогов приближается к стандартам, характерным для
других стран. В целом можно констатировать, что снижение налоговых
ставок в рамках реформы в значительной мере компенсируется расширением
базы основных налогов, что позволяет планировать дальнейшее снижение
налоговой нагрузки. |
Свой путь
|
Российская
налоговая система существенно отличается не только от фискальной
структуры ведущих стран Европейского Союза и Организации экономического
сотрудничества (ОЭСР), но и переходных экономик Центральной и Восточной
Европы. Прежде всего потому, что в РФ значительно меньшую роль,
чем где либо, играет налог на личные доходы. |
Правда, благодаря
большим поступлениям налога на прибыль, в целом доля налогов на
доходы оказывается такой же как в Восточной Европе. |
|
Второе
отличие заключается в очень низком удельном весе социального
налога. Наконец, третья особенность состоит в том, что существенная
часть сборов обеспечивается платежами за пользование природными
ресурсами и экспортными пошлинами (которые практически не
применяются другими странами). Это оправдано ведущей ролью,
которую играет в экономике добывающий сектор, и значительным
отклонением обменного курса от паритета покупательной способности
(особенно усилившимся в результате обесценения рубля в 1998
году). В таких условиях использование экспортных пошлин
приближает соотношение внутренних цен на энергетические
и неэнергетические товары к международным стандартам. А
привязка пошлин к мировым ценам сглаживает воздействие колебаний
внешней конъюнктуры на внутренние цены.
|
|
Налоги на потребление
(НДС, акцизы, налог с продаж) занимают меньшее место, чем в других
переходных экономиках, их уровень - ближе к принятому в западных
странах. |
|