|
|
Июнь-июль
2004 г. |
Источник: журнал
"Деловые люди", №159-160 |
Автор: Михаил
Делягин, руководитель Института проблем глобализации,
д.э.н. |
Нефтяная
передозировка
|
Уже пять
лет мир живет в условиях удорожания нефти из-за уверенного роста
энергоемких экономик Китая, Индии, Бразилии и Юго-Восточной Азии,
потребности которых в перспективе превысят возможности по добыче
нефти, и неудач США на Ближнем и Среднем Востоке. |
Только провал
в Ираке и страх перед "Аль-Каидой" повышает цену барреля
нефти практически на четверть - на $8-10. Играет свою роль и системный
кризис мировой экономики (отчасти вызванный дорогой нефтью): ненадежность
финансовых вложений заставляет спекулянтов всего мира инвестировать
в контракты на товары с гарантированным спросом, - в первую очередь
на ту же нефть. |
За 2004 год
мировая цена нефти выросла еще более чем на треть. Приблизившись
к "историческому максимуму", она создала серьезные трудности
для развитых стран и усугубила системный кризис мировой экономики.
Но с учетом долларовой инфляции нынешняя цена нефти составляет менее
половины от установившейся после исламской революции 1979 года в
Иране и, соответственно, не является для развитых стран чем-то новым
и смертельно опасным. Скорее, она создает проблемы для успешно развивающихся
стран, еще не имеющих сил для установления прямого контроля за источниками
нефти, но уже нуждающихся в значительных ее количествах, оплата
которых по рыночным ценам является для их экономик разорительной.
|
В то же время
национально-освободительная война иракского народа и усилия исламских
фундаменталистов, как ни парадоксально, спасают других фундаменталистов
- либеральных, всецело одобряемых Западом и с приходом президента
Путине вновь захвативших всю полноту власти (по крайней мере, экономической)
в России. |
Время не
ждет |
Дополнительная
выручка от высоких цен на нефть и связанного с этим расширения экспорта
энергоносителей с начала 2000 по первый квартал 2004 года превысила
115 млрд.долл. Это только прямые дополнительные доходы экспортеров
нефти, нефтепродуктов и газа, без учета эффекта оживления внутренней
конъюнктуры из-за распространения нефтедолларов по экономике: они
идут на расширение закупок, в частности, нефтегазового оборудования,
выдаются в виде кредитов, увеличивают спрос населения. Совокупный
эффект от удорожания нефти сопоставим с годовым ВВП России, и именно
он является основным источником экономического роста: повышение
эффективности управления бизнесом, особенно средним, и обновление
оборудования играют второстепенную роль. Однако этот рост не сопровождается
развитием. |
|
"Либеральные
фундаменталисты" даже не пытались использовать колоссальные
дополнительные доходы для модернизации экономики и оздоровления
общества. |
Как и 10 лет
назад, они со вкусом рассуждают о необходимости снижения налогового
бремени. Приток нефтедолларов создает для этого все условия: и,
действительно, ставки налогов снижаются. Но каждое разрекламированное
снижение сопровождается молчаливыми энергичными мерами по гкомпенсации
выпадающих доходов бюджетах, из-за чего реальное налоговое бремя
сокращается незначительно, а с учетом роста взяток и иных поборов
со стороны правящей бюрократии, пожалуй, даже растет. |
Разговоры о
необходимости стимулирования обрабатывающей промышленности и высоких
технологий на деле свелись к снижению ставки НДС с 20 до 18%. Может,
это действительно стимулирует обрабатывающие производства больше,
чем сырьевые, но на деле не поддается иной характеристике, кроме
как "мертвому припарки". |
|
Более
того: экономика жестко разделилась на два сектора. Предприятия,
так или иначе, связанные с экспортом сырья, не знают, куда
девать деньги, а остальное хозяйство деградирует. Даже нефтяная
промышленность при незащищенности собственности и отсутствии
стимулов к модернизации направляет основную часть своих дополнительных
доходов отнюдь не на собственное развитие (инвестиции в основной
бизнес выросли в 2003 году лишь на $2 млрд., или на 20%).
Быстрее всего растут расходы на потребление, включая выплату
дивидендов, увеличившуюся на $2,6 млрд. (в 1,9 раза) и покупку
непрофильных активов (выросшую вдвое - на $2,7 млрд.). То
есть происходит перенос бизнеса в иные отрасли. |
|
Нефтедоллары
не для бедных |
Выигрыш обычных
людей от дорогой нефти невелик и сводится в основном к наличию некоторого
минимального порогового благополучия. |
В то же время
удорожание нефти способствует ускорению инфляции. Прежде всего,
рост цен связан с удорожанием бензина, которое, похоже, вызвано
массовым злоупотреблением монопольным положением нефтяных компаний,
во многом ориентирующихся при ценообразовании на мировые цены. То,
что эти цены не имеют отношения к внутреннему российскому рынку,
не имеет значения: если цены можно повысить, в отсутствии антимонопольной
политики они будут повышены, а оправдание найдется. Конечно, безумие
лета 1999 года, когда в ходе "бензинового кризиса" цены
были безнаказанно увеличены втрое, не повторится, но тот механизм
работает по-прежнему, хотя и более мягко. Так, в апреле бензин в
среднем по стране подорожал почти на 2% - при нулевом росте в марте.
|
Но главная
причина ускорения роста цен - незащищенность собственности в России,
из-за которой заработанные экспортерами сырья деньги просто некуда
вкладывать. В результате деньги теснятся на рынках недвижимости
Москвы и еще нескольких городов, а также на потребительском рынке,
чудовищно взвинчивая цены. Именно нефтедоллары - причина безумной
дороговизны многих городов, и в первую очередь Москвы, ставящей
на грань выживания треть относительно бедных москвичей. |
Разговоры о
дополнительных доходах бюджета не имеют отношения к обычным гражданам,
так как эти дополнительные доходы до них гарантированно не доходят.
Страна буквально захлебывается от нефтедолларов, но реальная политика
сводится к новому этапу свертывания и без того ничтожных социальных
гарантий. |
На этом фоне
особенно трогательна забота о повышении зарплат высокопоставленным
чиновникам. Премьер-министр Сингапура как-то заметил: "Если
платить орешками, министрами будут обезьянки". Но кто сказал,
что рост оплаты осуществит обратное превращение? Тем более, что
на самом деле обезьяну в человека превратил то ли труд, то ли палка
в лапах другой обезьяны. |
Стабилизационный
фонд: убитые деньги |
Нефтедоллары,
попадающие в бюджет, гзамораживаютсях либеральными фундаменталистами
в Стабилизационном фонде. За январь-апрель 2004 года он вырос в
1,6 раза п со 106,3 до 171,3 млрд.руб., к концу года вырастет еще
более чем вдвое, но сама его идея абсолютно порочна. Вместо направления
средств на модернизацию экономики и снятие ее с "нефтяной иглы"
реформаторы предпочитают копить деньги на "черный день",
не желая и думать о своих действиях, когда запасенные деньги кончатся,
а "черный день" (то есть низкие цены на нефть) будет продолжаться.
|
Их мотивация
проста: с одной стороны, использование денег может ускорить инфляцию
(хотя экономика не чувствует разницы между инфляцией в 10 и 20%,
а государство должно служить не формальной статистике, а реальной
модернизации общества), с другой п от них постоянно приходится слышать,
что направленные на модернизацию деньги будут украдены. Зная личности
глиберальных фундаменталистовх с последним, действительно, трудно
спорить. Но что мешает доверить деньги честным и по-настоящему эффективным
менеджерам, выросшим-таки в недрах воровской греформых? |
Важно, что
на деле замораживаемые либералами средства значительно больше Стабилизационного
фонда. С учетом неиспользуемых остатков бюджетов и избыточной части
золотовалютных резервов Центробанка, даже без колоссальных активов
пенсионной системы, они составляют не менее $45 млрд., что сопоставимо
с ресурсами СССР. |
Однако кипучее
бездействие глиберальных фундаменталистовх способствует разложению
и обессиливанию общества. После падения цен на нефть даже до $22
за баррель у России есть лишь 2-3 года до вползания в разрушительный
кризис, связанный с девальвацией. |
Сейчас ясно,
что нефть останется дорогой по меньшей мере до весны следующего
года. Но даже при благоприятной внешней конъюнктуре нерешенность
фундаментальных проблем - незащищенность собственности, произвол
монополий, массовая нищета, разложение госаппарата - оставляет нам
до кризиса 5-7 лет. |
Это много.
Чтобы избежать кризиса, у нас есть и время, и деньги, и даже понимание
ситуации. Однако либеральная бюрократия блокирует все попытки модернизации
общества и делает условием его выживания глубокое оздоровление всей
политической системы. |
|
|
|