|
|
11 декабря
2006 г. |
Источник: журнал
"BusinessWeek Россия" |
Авторы:
Петр Орехин |
Несите ваши денежки
|
"Газпром"
хочет, чтобы независимые производители газа платили за новые газопроводы.
Независимым в ближайшие годы это может обойтись в $11 млрд. |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИмонопольная служба (ФАС) может до конца года внести в правительство
предложения по недискриминационному доступу независимых производителей
газа (НПГ) к газотранспортной системе (ГТС). Между тем "Газпром"
разработал концепцию и регламент участия НПГ в реконструкции, модернизации
и расширении ГТС. Эти документы фактически обязывают независимых
инвестировать в ГТС, в противном случае их газу может не найтись
места в трубе. В ФАС говорят, что предложения "Газпрома" не согласованы
с государственными органами и противоречат действующим правовым
нормам. Впрочем, в последнее время "Газпром" добивался почти всего,
что хотел, и надежды на то, что ФАС сумеет выстоять перед монополистом,
немного. |
"Предложения
"Газпрома" в нашу службу не поступали, но мы запросили компанию,
поэтому какой-то официальной позиции пока нет, - сказал "BusinessWeek
Россия" начальник управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом
комплексе ФАС России Александр Пироженко. - На первый взгляд предлагаемый
"Газпромом" порядок доступа независимых производителей газа к газотранспортной
системе противоречит и действующему постановлению правительства
о порядке доступа, и разработанному ФАС новому положению о недискриминационном
доступе независимых производителей к ГТС. Условием доступа не может
быть обязательство по инвестированию в развитие ГТС, это не соответствует
не только антимонопольному законодательству, но и законодательству
о регулировании тарифов, так как расходы на инвестиции в ГТС включаются
в тариф на транспортировку газа. Официальная позиция ФАС может быть
сформирована по итогам рассмотрения предложений "Газпрома". Могу
сказать точно, что в нашем документе положений об инвестиционных
надбавках к тарифу или обязательствах финансировать реконструкцию
ГТС нет". |
В Федеральной
службе по тарифам (ФСТ) "BusinessWeek Россия" комментировать инициативы
"Газпрома" отказались. |
ИНВЕСТИЦИИ
И НЕУСТОЙКИ |
"ГАЗПРОМ" предлагает
следующий алгоритм участия НПГ в реконструкции и расширении газотранспортной
системы. Все начинается с подачи независимым производителем заявки
на подключение (доступ) к ГТС. После этого "Газпром" оценивает наличие
свободных мощностей для транспортировки указанного объема и принимает
при необходимости решение о расширении ГТС на конкретном участке.
Если такое решение принято, это значит, что независимый производитель
"попал на деньги". С него возьмут письменное согласие "на участие
в инвестиционном проекте и проведение предынвестиционных исследований
с привлечением проектной организации". Зная текущую ситуацию с проектными
организациями, можно с уверенностью сказать, что проектировщик будет
также газпромовский. |
Дальше "Газпром"
принимает решение по проекту, стороны подписывают соглашения, закрепляющие
обязательства. После этого газовый монополист предполагает утрясти
с ФСТ вопрос о включении инвестиционных расходов в сумму взимаемого
тарифа за прокачку газа на новом участке ГТС. Затем и происходит
собственно строительство новой трубы. Делается это "Газпромом" либо
за собственные средства, либо за средства НПГ, которые в материалах
компании называются заемными. |
Очень важный
момент: все построенные объекты оформляются в собственность "Газпрома".
В компании это обосновывают "требованиями законодательства РФ о
неделимости ЕСГ". ЕСГ - это единая система газоснабжения, в газовой
монополии этот термин используют наряду с ГТС. |
Но вернемся
к газпромовскому алгоритму. Там еще немало интересного. После того
как новый участок газопровода будет построен и оформлен в собственность
газовой монополии, НПГ должен заключить с "Газпромом" договор на
транспортировку газа на условиях "транспортируй и плати". То есть
плату за транспортировку "Газпром" возьмет независимо от того, будут
ли реально прокачаны заявленные НПГ объемы голубого топлива. При
этом тариф за прокачку будет включать газпромовскую инвестиционную
надбавку. А если же НПГ не захочет заключать договор на транспортировку,
то "Газпром" возьмет с него неустойку в размере того дохода, который
монополист получил бы при прокачке газа по новому участку ГТС. Если
же НПГ должен был предоставить "Газпрому" заем, но отказался заключать
такой договор, то он заплатит неустойку в размере расходов монополии
на проектные работы. |
ВСЕ РУКОПЛЕЩУТ |
КАКОЙ во всем
этом интерес для независимых, неизвестно. Официальные комментарии
они давать не спешат - тоже не получали документов от "Газпрома",
наверное. Но вообще говорят, что приветствуют новые правила, благодаря
которым они могут увеличить объемы добычи газа. То же самое повторяют
и аналитики: подобная схема развития ГТС весьма перспективна. Отмечается,
что "Газпром" поднимает цену, по которой он покупает газ у независимых.
При этом как-то упускается из виду, что предложенная "Газпромом"
схема позволяет монополисту вернуть себе эти деньги. |
В общем-то
у НПГ и нет возможности оспорить газпромовскую идею. Альтернативных
способов доставки газа по территории России нет. Кроме того, "Газпром"
в текущем году приобрел почти 20% акций в крупнейшем независимом
производителе газа, НОВАТЭКе, и получил возможность участвовать
в управлении компанией. Нефтяники же ссориться с монополистом не
будут: им надо продать газ, да и побоятся они лезть на рожон. |
Но на деле
то, что предложил "Газпром", - верх монополизма. Представьте себе,
что "Транснефть", строящая нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий
океан", говорит нефтяникам: "Так, сбросились мне на трубу - быстро!
И если у вас нефти на заполнение ВСТО не хватит, вы все равно будете
платить мне так, как будто в трубе не только 30 млн. тонн первой
очереди, а все запланированные 80". |
Вообще, эти
газпромовские инициативы - еще один элемент политики топ-менеджмента
монополиста по выравниванию доходности бизнеса внутри страны и за
рубежом. Принцип "транспортируй и плати" - калька с условия "бери
и плати", которое используют при реализации экспортных проектов.
|
С точки зрения
акционеров "Газпрома" такая политика абсолютно верна, поскольку
позволяет нарастить доходность компании и найти средства для инвестиций,
не прибегая к заимствованиям. Но с точки зрения экономики страны,
а также принципов антимонопольного законодательства это "беспредел".
На официальном уровне даже после того, как выяснилось, что "Газпром"
не может обеспечить растущий спрос и нарастить добычу, а также то,
что мощности ГТС недостаточны, меры к повышению эффективности расходования
средств газовой монополией не приняты. Зато принято решение об увеличении
тарифов на газ почти в три раза к 2011 году (до $125 за тысячу кубометров). |
Пока неизвестно,
когда начнет работать новый регламент. Также неизвестно, где предполагается
строить и реконструировать ГТС. Но уже сейчас можно предположить,
сколько придется выложить НПГ. |
В справочных
материалах "Газпрома" указывается, что необходимо увеличить пропускную
способность ГТС на 35 млрд. кубометров. Исходя из заявленной оценки
стоимости инфраструктурных проектов, строительство газопроводов
такой пропускной способности обойдется примерно в $10 млрд. Плюс
программа газификации российских регионов, на которую предполагалось
потратить $1,3 млрд. Формально ее реализация должна завершиться
в 2007 году, но не факт, что удастся уложиться в эти сроки. Да и
ничто не мешает "Газпрому" компенсировать и эти затраты за счет
НПГ, по крайней мере часть средств, запланированных на 2006 год,
и примерно $450 млн. на 2007-й. Итого около $11 млрд. только исходя
из существующих потребностей. Если же учесть, что прогнозируется
рост добычи газа, платить независимым придется постоянно. |
Новый механизм
позволяет монополисту переложить все эти расходы на независимых,
оставив за собой лишь некоторые проекты магистральных газопроводов,
имеющих прежде всего экспортное значение. Может, все-таки главе
Минэкономразвития Герману Грефу стоит вернуться к идее "расчленения"
"Газпрома" и поднять вопрос о выделении из него газопроводов в отдельную
государственную компанию? |
|
|