|
|
4 декабря
2006 г. |
Источник: журнал
"BusinessWeek Россия" |
Автор:
Анна Скорнякова |
А бензин-то рязанский
|
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ
СЕТИ ВР и Shell начинают экспансию на традиционные рынки друг друга:
ВР собирается работать на рынке Санкт-Петербурга, а Shell - в Москве.
Автомобилистов это может только радовать: считается, что и на тех,
и на других заправках продают качественный бензин. Однако единственное
настоящее преимущество АЗС с иностранными брендами - своими заправками
они управляют сами. Но практически все топливо на иностранных заправках
с российских заводов. А москвичам и вовсе негде заправиться настоящим
импортным бензином. |
КАЧЕСТВО
БЕНЗИНА - В ГОЛОВАХ |
ГОДА ДВА назад
на горячей линии сбытовой сети "Сибнефти" раздался звонок: клиент
жаловался на низкое качество бензина на заправках компании. Обсудив
эту проблему с покупателем, оператор горячей линии поинтересовался,
на каких же АЗС клиенту нравится топливо? И получил ответ: на заправках
Московской топливной компании (МТК). Стоит ли описывать удивление
оператора: ведь и "Сибнефть", и МТК продают в Москве бензин Московского
нефтеперерабатывающего завода. Такие случаи не единичны. Фармпредставитель
Ирина, которой по долгу службы приходится много ездить на автомобиле,
искренне считает, что самое лучшее топливо продают на заправках
ВР, а самое плохое - на ТНК. Она не знает, что в обоих случаях в
баке ее машины оказывается бензин Рязанского НПЗ. |
Поэтому качество
топлива в России, на которое не устают жаловаться и владельцы автомобилей,
и чиновники, вещь во многом субъективная. На восприятие клиента
влияют и известность бренда АЗС, и ее внешний вид, и количество
представленных на ней услуг, а также предыдущий опыт. Один раз заправившись
некачественным бензином на фальшивой "Сибирьнефти" или сине-белой
НК (вместо ТНК), автомобилист будет "дуть на воду" и объезжать стороной
настоящие заправки уважаемых компаний. |
По оценке МВД,
до 40% бензина, продаваемого в Московском регионе, не отвечает стандартам
качества. Можно предположить, что ситуация в регионах еще более
печальная. Наиболее вероятно нарваться на суррогатный бензин на
неизвестных одиноких заправках или же на фальшивых АЗС, создающих
впечатление принадлежности к известному бренду. На заправках с громкими
брендами такие случаи тоже бывают, потому что название крупной компании
на АЗС еще не говорит о том, что станция ей принадлежит. |
Это, кстати,
одна из причин, по которым многие водители Москвы и Санкт-Петербурга
выбирают заправки с иностранными брендами: они не практикуют франчайзинг
- предоставление права пользования брендом другим юридическим лицам,
а значит, имеют возможность тщательно контролировать качество топлива,
предлагаемого покупателям. Но есть ли другие объективные отличия,
выделяющие иностранные заправки среди массы прочих? |
В РОССИЮ
СО СВОИМ БРЕНДОМ |
ИСТОРИЯ появления
в России современных автозаправочных комплексов с иностранными брендами
полна драматизма. Итальянская Agip (входит в известный концерн ENI)
открыла такую заправку в Москве на Ленинградском шоссе еще в 1991
году. Но в первый же день ее работы автомобилисты, не привыкшие
к подобной роскоши, растащили с территории комплекса все движимое
имущество, включая противопожарное оборудование. Принцип оплаты
бензина по факту заправки также пришлось отменить: слишком много
было желающих заправиться бесплатно. Видимо, по этой причине АЗС
Agip на Ленинградке так и осталась единственной точкой этой компании
в России. В Санкт-Петербурге практически одновременно с Agip были
открыты первые заправки под финским брендом Neste. Сейчас в Питере
работают 32 АЗС этой компании. |
Наверное, московский
опыт Agip напугал других мировых нефтяных гигантов. Лишь через пять
лет практически в одно время на российский рынок розничной торговли
топливом пришли британская ВР и англо-голландская Shell. Они сразу
(утверждают, что случайно) поделили рынки. В 1996 году ВР начала
строительство и ввод в эксплуатацию сети многофункциональных автозаправочных
комплексов в Москве и Московской области, а в 1997 году на рынок
Санкт-Петербурга вышла Shell. Именно эти компании начали постепенно
внедрять культуру АЗС в России, превращая пыльные бензоколонки в
красивые автозаправочные комплексы с мини-маркетом, подкачкой шин
и заправщиками. Сейчас в Москве и области работают 46 АЗС ВР, а
в Санкт-Петербурге - 18 АЗС Shell, еще пять готовятся к вводу в
эксплуатацию. |
Странно, но
после почти десяти лет работы на разных рынках ВР и Shell вдруг
одновременно начали взаимную экспансию. ВР приобрела около десяти
участков под АЗС в Санкт-Петербурге, а Shell уже открыла три автозаправочных
комплекса в Москве, до конца года заработают еще четыре, а в следующем
году общее количество АЗС Shell в Москве достигнет 17. ВР утверждает,
что ей просто интересен динамично развивающийся рынок Санкт-Петербурга,
Shell - что Москва и Питер являются для компании стратегическими
регионами. Обе компании говорят о перспективах развития в других
крупных городах, однако конкретных планов по строительству там АЗС
нет пока ни у одной из них. Несмотря на то, что заправки ВР и Shell
рассчитаны на одних и тех же состоятельных покупателей, между собой
они никак не договорились (по крайней мере, так утверждают их представители).
Видимо, сказывается западная корпоративная культура. |
Пока два гиганта
завоевывали столичные рынки и доверие придирчивых московских и питерских
автолюбителей, норвежская Statoil развивала свой бизнес в Мурманской
области. Она пришла в Россию еще в 1993 году: словно предчувствуя
будущий тендер на участие в освоении Штокмановского газоконденсатного
месторождения, компания расположила свои АЗС как раз поблизости
от него. За пределы Мурманской области Statoil пока не выходит.
Здесь у нее уже работают семь заправок, скоро будет открыта восьмая,
а в перспективе компания намерена довести количество АЗС в Мурманской
области до десяти. Отметим: если ВР и Shell с их десятками заправок
занимают лишь по 4-5% своих рынков, то Statoil рассчитывает на 20%
рынка Мурманской области. |
Надо сказать,
что некоторые иностранные компании не считают российский розничный
рынок таким уж привлекательным или не могут найти на нем место для
себя. У французской Total, например, нет ни одной заправки в России,
и, надо полагать, вряд ли они появятся, учитывая проблемы компании
на Харьягинском месторождении и ее резкую реакцию на решение "Газпрома"
самостоятельно разрабатывать Штокмановское месторождение. По данным
"BusinessWeek Россия", американская Chevron изучала возможность
развития собственной розничной сети в России, однако так и не отважилась
на этот шаг. "У Chevron есть АЗС только на Западном побережье США,
где расположены добывающие и перерабатывающие активы компании, -
объясняет представитель "Шеврон Нефтегаз Инк" Ирина Рыбальченко.
- Располагать заправочные сети вдали от добычи и переработки компания
считает нецелесообразным, поэтому наших АЗС нет даже в Европе". |
МОСКВИЧАМ
НЕ ПОВЕЗЛО |
ОТМЕТИМ, что
в смысле происхождения топлива больше всех повезло жителям Санкт-Петербурга
и, как ни странно, мурманчанам: они имеют возможность купить настоящее
импортное топливо. Специально для своих заправок Statoil автоцистернами
завозит в Мурманск небольшое количество качественного дизельного
топлива и бензина Аи-95. Впрочем, особым спросом эти продукты там
не пользуются: их доля составляет всего 1,5-2% от общего объема
реализации топлива на заправках. Причина в цене: литр обычного дизтоплива
в Мурманске стоит 20 рублей, а норвежского - 27 рублей. Все остальное
топливо Statoil покупает на Ярославском НПЗ ("Славнефть") и Киришском
НПЗ в Ленинградской области ("Сургутнефтегаз"). |
А финская Neste
завозит на свои питерские заправки совсем небольшое количество высококачественного
бензина Аи-98 - его доставляют по железной дороге из Финляндии с
НПЗ компании в городе Порво. 97% реализуемого на заправках топлива,
по словам руководства "Несте СПб", компания покупает у "Сургутнефтегаза"
и "ЛУКОЙЛа". А популярные в Санкт-Петербурге бензин и дизтопливо
Futura, производимые путем добавления в российский бензин импортных
моющих присадок, являются "ноу-хау" Neste. |
Что касается
ВР, то компания не скрывает: бензин на ее московских заправках рязанский,
то есть тот же самый, что продают на заправках ТНК. Бренд ВР принадлежит
ЗАО "Петрол Комплекс Эквипмент Кампани", которое входит в ТНК-ВР.
Представитель ТНК-ВР Александр Шадрин сообщил "BusinessWeek Россия",
что на заправки компании в Санкт-Петербурге также будут завозить
рязанское топливо. Справедливости ради следует отметить, что топливо
с рязанского завода соответствует экологическому стандарту Евро-3.
А представленный недавно ВР бензин Ultimate, как и Futura в Питере,
производят путем добавления в то же рязанское топливо немецких моющих
присадок. |
Комментарии
Shell на тему поставщиков топлива на свои заправки весьма расплывчаты.
Представители компании утверждают, что бензин для собственных заправок
Shell завозит и будет завозить "не только со своего производства",
она станет покупать его у "ЛУКОЙЛа", ТНК-ВР и "Сургутнефтегаза".
При этом Shell обещает, что все топливо будет соответствовать международным
экологическим классам Евро-3 и Евро-4. Если с российскими поставщиками
все понятно, то с какого именно завода Shell будет завозить топливо
и какие транспортные схемы при этом будут использованы, компания
не поясняет. Остается только догадываться, почему. Отметим, что,
открывая свои заправки на Украине, компания не скрывала, что будет
продавать на них российский, украинский и белорусский бензин. |
Таким образом,
бензин на заправках иностранных компаний практически полностью российский
(за девять месяцев этого года в страну было завезено всего 5,9 тыс.
тонн высокооктанового бензина). В лучшем случае в него добавлены
качественные моющие присадки. Но и тут иностранцы не исключение:
на своих АЗС "ЛУКОЙЛ" также продает дизтопливо Евро-4 и бензины
Аи-93 и Аи-95 под маркой "ЭКТО" с моющими присадками. |
Пожалуй, отсутствие
франчайзинга остается единственным неоспоримым достоинством иностранных
заправочных сетей в России, ибо заправляясь на ВР, Shell или Statoil,
вы уверены, что компания, заботясь о своей репутации, все же следит
за качеством топлива, в отличие от некоторых джобберов и франчайзи
российских компаний, для которых своя прибыль все же важнее чужой
репутации. Иностранцы хорошо это понимают: ни одна из компаний не
собирается развивать франчайзинговые схемы работы. |
|
|