|
|
30 октября
2006 г. |
Источник: журнал
"BusinessWeek Россия" |
Авторы: Анна
Скорнякова, Петр Орехин |
Дорога в никуда
|
Почему
в России, добывающей нефть и газ, цены на энергоресурсы растут не
по дням, а по часам? Чиновники зарабатывают. |
МИНИСТЕРСТВА
И НЕФтегазовые компании взяли жесткий курс на повышение внутренних
цен на газ. Цены на бензин и другие нефтепродукты уже сопоставимы
с мировым уровнем: они ниже, чем в Европе, примерно равны ценам
в США и гораздо выше, чем в странах ОПЕК и развивающихся странах.
При этом еще несколько лет назад, когда Россия была на начальной
стадии подписания двусторонних протоколов по вступлению в ВТО, власти
утверждали, что низкие внутренние цены на энергоресурсы - это наше
"естественное конкурентное преимущество", и мы его не сдадим. |
Прошло совсем
немного времени, и все сдали. Впору говорить о предательстве национальных
интересов в угоду отдельному сектору экономики. А точнее, учитывая
фактическую национализацию нефтегазовой отрасли, - в интересах отдельных
групп граждан. В то же время, по подсчетам экспертов, если газ для
промышленности будет стоить больше $100 за тысячу кубометров, то
в экономике могут начаться необратимые последствия. |
НЕЛЕГКИЙ
ГАЗ |
ГЛАВА Минпромэнерго
Виктор Христенко недавно сообщил, что к 2015 году цены на газ в
России должны приблизиться к европейскому уровню за вычетом логистики
и таможенных пошлин (Европа сегодня покупает у России газ по ценам,
превышающим $250). При этом министр "успокоил": населения повышение
цен на газ не коснется, речь идет только о промышленных потребителях
и энергопредприятиях (тот факт, что цены на продукцию отечественных
производителей, электроэнергию, услуги ЖКХ вслед за газом вырастут
в разы, видимо, населения тоже не касается). Компания "ЛУКОЙЛ" опубликовала
еще более "оптимистичный" прогноз: к 2010 году цены на газ вырастут
до $150 за тысячу кубометров. |
Президент Владимир
Путин утверждает, что рост внутренних цен на газ позволит сделать
естественным баланс энергоносителей внутри страны, заставляя предприятия
переходить с газа на уголь и топочный мазут. Продолжая эту мысль,
можно предположить, что государство собирается экспортировать дешевый
газ, дорого продавая его за рубежом, а страну подсадить на более
дорогие энергоносители. Таким образом, можно будет заработать и
на внутреннем, и на внешнем рынках. |
Что такое "европейский
уровень цен"? Это указанные $150 за тысячу кубометров. Между тем,
по мнению лидера "Деловой России", главы некоммерческого партнерства
"Координатор рынка газа" Бориса Титова, максимально приемлемая цена
для российской экономики - $100. "Мы провели огромную работу в рамках
КРГ по анализу ситуации на рынке, - сказал он в интервью "BusinessWeek
Россия". - При цене до $100 проблемы могут возникнуть лишь в некоторых
отраслях. Выше этого уровня может начаться системный кризис. Внутри
России окажется просто невыгодным производить много видов продукции".
Титов отметил, что в странах-производителях энергоносителей и во
многих развивающихся странах (скажем, в Китае) государство сознательно
дотирует цены на энергоресурсы для промышленности, дабы способствовать
развитию экономики. |
В России сегодня
все наоборот: страна работает на производителей нефти и газа, а
общественности внушают, что так и должно быть. Да, так должно быть,
если бы наша экономика была рыночной и конкурентоспособной. Но перед
нами стоят цели ускоренного развития, а повышение цен на энергоносители
до мирового уровня приведет лишь к инфляции, резкому падению конкурентоспособности
и снижению темпов экономического роста. |
Если с помощью
роста цен власти и компании хотят заставить потребителей обратить
внимание на энергосбережение, то это также весьма странный подход.
Значительная часть промышленности создана еще во времена СССР, оборудование
морально устарело и сберегать на нем энергию очень сложно. Внедрять
новые технологии нужно, но на это необходимы деньги, которых даже
сегодня, во времена внешнего благополучия, несырьевому сектору катастрофически
не хватает. |
Но вопрос с
ростом цен на газ, кажется, уже решен. Обсуждаются лишь параметры
этого роста: сразу в 2007 году поднять цены вдвое или повышать их
плавно - на 20-25%? Если представители бизнес-организаций подсчитывали
последствия скачков цен, то чиновники, вероятнее всего, нет. Тут
главную скрипку играют лоббистские возможности "Газпрома", а они,
как известно, пока безграничны. И все это обсуждение накладывается
на процесс взятия властями под контроль нефтегазового сектора. |
БДИТЕЛЬНОЕ
ГОСУДАРЕВО ОКО |
СТРЕМЛЕНИЕ
чиновников установить почти полный госконтроль над углеводородными
ресурсами России сегодня очевидно. "Газпром" в этом году практически
избавился от конкурентов (если их можно было так назвать) - независимых
производителей газа. Он купил почти 20% акций в "НОВАТЭКе" и приобрел
контрольный пакет в проекте по освоению Берегового месторождения
у "Итеры". |
Если в газовой
отрасли "Газпром" и раньше был признанным монополистом, то нефтянку
еще года два назад вполне можно было назвать рыночной отраслью экономики.
Еще бы: минимум госучастия, большое количество частных вертикально
интегрированных холдингов, не зависящая ни от одной добывающей компании
трубопроводная система. |
Более того,
еще в 2004 году госкомпания "Роснефть" отнюдь не была лидером рынка,
уступая первые места частным "ЛУКОЙЛу", ЮКОСу, ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу"
и "Сибнефти", однако сейчас государство все сильнее укрепляет свои
позиции в добыче нефти, а в ближайшие несколько лет роль госкомпаний
станет определяющей для развития отрасли. |
Эксперты уверены,
что все оставшиеся после продажи "Юганскнефтегаза" добывающие активы
ЮКОСа будут поделены между государственными "Роснефтью" и "Газпромом".
Одна из этих компаний, очевидно, получит и "Башнефть" в качестве
довеска к группе Уфимских НПЗ, в покупке которых заинтересованы
и "Роснефть", и "Газпром". Участники рынка обсуждают также вероятность
перехода "Татнефти" под контроль одной из все тех же госкомпаний
в ближайшие несколько лет. Кроме того, ходят упорные слухи о возможности
смены российских акционеров ТНК-ВР - опять же на "Роснефть" или
"Газпром". Одним из последствий этой смены, кстати, станет контроль
государства над 75% акций "Славнефти": в настоящее время ее акции
поделены между "Газпром нефтью" (бывшая "Сибнефть") и ТНК-ВР. |
Если в ближайшие
годы произойдет все, что сейчас обсуждают на рынке (а вероятность
этого весьма велика), по-настоящему частными компаниями в России
останутся лишь "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и небольшая "Русснефть"
Михаила Гуцериева. При этом на рынке регулярно ходят слухи о возможном
поглощении или слиянии "Сургутнефтегаза" с "Роснефтью" (эксперты,
впрочем, в это не верят), а до "Русснефти" у государства, похоже,
пока просто не дошли руки. Но даже если предположить, что эти три
компании останутся частными, а ВР так и будет владеть половиной
ТНК-ВР, государство будет контролировать более половины всей добычи
нефти. Если бы все сделки, о которых идет речь выше, произошли в
2005 году, госкомпании добыли бы 225 млн. тонн из 470 млн. тонн
нефти, произведенных в России. |
Будущее и подавно
за госкомпаниями. Самые перспективные лицензии на разведку в последнее
время достаются "Роснефти" (иногда, правда, "Сургутнефтегазу").
"Роснефть" к тому же планирует существенно увеличить добычу за счет
ввода в промышленную эксплуатацию уже открытых месторождений, в
частности крупного Ванкорского месторождения. И "Роснефть", и "Газпром"
стремятся всеми силами укрепиться на Сахалине: "Роснефть", по слухам,
за счет увеличения своей доли в "Сахалине-1", "Газпром" - за счет
вхождения в "Сахалин-2". Между тем глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов
признает, что в ближайшее время темпы роста добычи нефти его компанией
в России замедлятся из-за отсутствия новых лицензий. А "Русснефть"
увеличивает свою добычу в основном за счет мелких нефтяных компаний
и потому не портит госкомпаниям статистику. Поэтому можно не сомневаться:
в течение ближайших трех-четырех лет "контрольный пакет" в российской
нефтянке, как и в газе, будет принадлежать государству. |
АРАБСКИЙ
РАЙ |
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
граждане России должны этому только радоваться, глядя на опыт стран,
в которых добыча нефти полностью подчинена государству. Взять, к
примеру, Саудовскую Аравию, которая делит с Россией первое и второе
места в мире по объему добычи нефти. Саудовской госкомпании Saudi
Aramco принадлежит более 90% всех нефтяных и газовых запасов страны.
Нефть составляет около 90% экспорта Саудовской Аравии и обеспечивает
75% доходов бюджета. Другие отрасли экономики от налогов практически
освобождены. В частности, в Саудовской Аравии нет налога на прибыль,
налога на добавленную стоимость и налога с продаж. При этом государство
щедро делится нефтяными доходами со своими гражданами, получая за
это полную лояльность. Образование, в том числе высшее, и медицина
в Саудовской Аравии абсолютно бесплатные. На рождение ребенка выдают
пособия в десятки тысяч долларов, каждый житель страны имеет право
получить эквивалент $80 тыс. на строительство собственного дома,
а выпускникам местных учебных заведений выплачивают $13 тыс. "подъемных".
В общем, рядовым саудовцам можно только позавидовать. |
Конечно, не
все так просто. В такой щедрой социальной политике больше негативных
сторон, чем позитивных. Окончив престижные университеты, коренные
саудовцы не хотят начинать работать на низших должностях, а высших
на всех не хватает. Поэтому многие из них предпочитают жить на социальные
пособия, пожизненно становясь иждивенцами на шее государства. Высокий
уровень жизни безработных саудовцев приводит к демографическому
росту, и государство вынуждено тратить на социальные пособия все
больше. При этом около 75% занятых в экономике Саудовской Аравии
составляют рабочие из Юго-Восточной Азии, которые ежегодно отправляют
на родину до $17 млрд. своих заработков. Поэтому можно было бы только
порадоваться, что российские власти при всем желании не смогут обеспечить
такую же жизнь своим гражданам: при сопоставимом уровне добычи нефти
население Саудовской Аравии составляет всего 18 млн. человек, а
России - 143 млн. |
Но какой "энергетической
безопасностью" обусловлены российские внутренние цены на энергоносители,
которые стремятся к мировым, понять практически невозможно. В Саудовской
Аравии литр бензина стоит 2,8 рубля. И это совершенно нормально
- использовать внутри страны наиболее доступный и дешевый для нее
энергоноситель, отправляя на экспорт лишь его излишки. Россия же
движется в совершенно противоположном направлении. Среди стран-производителей
нефти она прочно лидирует по уровню внутренних цен на бензин, которые
в разы выше, чем в странах ОПЕК. И даже среди стран-потребителей
нефти Россия по уровню цен на бензин занимает не последнее место:
в Китае, втором по величине мировом импортере энергоносителей, цены
на бензин ниже, чем в нашей стране. |
ОСОБЫЙ ПУТЬ |
РОССИЯ вновь
идет своим путем. Мы не следуем примеру нефтегосударств, официально
не национализируем нефтегазовую промышленность и не субсидируем
собственную экономику, поддерживая низкий уровень цен на энергоресурсы.
Власти де-юре сохраняют видимость рынка и конкуренции в отрасли.
Акции госкомпаний торгуются на фондовых биржах, а в числе их акционеров
много иностранцев. Это позволяет чиновникам с чистой совестью объявлять
задачей компании получение прибыли, а вовсе не реализацию интересов
граждан России. |
Отсюда и высокие
цены на бензин, и намерение установить соответствующие мировым внутренние
цены на газ. Население будет, кряхтя, платить за дорогое топливо
на заправках и наблюдать за ростом цен на товары отечественных производителей
- а он ускорится в результате повышения цен на газ. Госкомпании
же станут тем временем экспортировать сырую нефть и природный газ,
получая за это сверхприбыли и выплачивая в бюджет лишь налоги. При
этом степень контроля за их деятельностью, их прозрачность оставляют
желать лучшего. Фактически в России строится не модель развития
экономики и даже не модель развития сырьевого сектора, а система,
отстаивающая финансовые интересы госкомпаний - компаний, контролируемых
чиновниками. |
Поэтому неправильно
говорить, что "контрольный пакет" в добыче нефти и газа через несколько
лет будет принадлежать государству: он будет принадлежать чиновникам,
и то всего нескольким, преимущественно из администрации президента.
Чем эта система отличается от олигархического капитализма 90-х годов?
Только возможностью некриминальной ротации кормящегося от "трубы"
лица. |
|
|