30 октября 2006 г.
Источник: журнал "BusinessWeek Россия"
Авторы: Анна Скорнякова, Петр Орехин
Дорога в никуда
Почему в России, добывающей нефть и газ, цены на энергоресурсы растут не по дням, а по часам? Чиновники зарабатывают.
МИНИСТЕРСТВА И НЕФтегазовые компании взяли жесткий курс на повышение внутренних цен на газ. Цены на бензин и другие нефтепродукты уже сопоставимы с мировым уровнем: они ниже, чем в Европе, примерно равны ценам в США и гораздо выше, чем в странах ОПЕК и развивающихся странах. При этом еще несколько лет назад, когда Россия была на начальной стадии подписания двусторонних протоколов по вступлению в ВТО, власти утверждали, что низкие внутренние цены на энергоресурсы - это наше "естественное конкурентное преимущество", и мы его не сдадим.
Прошло совсем немного времени, и все сдали. Впору говорить о предательстве национальных интересов в угоду отдельному сектору экономики. А точнее, учитывая фактическую национализацию нефтегазовой отрасли, - в интересах отдельных групп граждан. В то же время, по подсчетам экспертов, если газ для промышленности будет стоить больше $100 за тысячу кубометров, то в экономике могут начаться необратимые последствия.
НЕЛЕГКИЙ ГАЗ
ГЛАВА Минпромэнерго Виктор Христенко недавно сообщил, что к 2015 году цены на газ в России должны приблизиться к европейскому уровню за вычетом логистики и таможенных пошлин (Европа сегодня покупает у России газ по ценам, превышающим $250). При этом министр "успокоил": населения повышение цен на газ не коснется, речь идет только о промышленных потребителях и энергопредприятиях (тот факт, что цены на продукцию отечественных производителей, электроэнергию, услуги ЖКХ вслед за газом вырастут в разы, видимо, населения тоже не касается). Компания "ЛУКОЙЛ" опубликовала еще более "оптимистичный" прогноз: к 2010 году цены на газ вырастут до $150 за тысячу кубометров.
Президент Владимир Путин утверждает, что рост внутренних цен на газ позволит сделать естественным баланс энергоносителей внутри страны, заставляя предприятия переходить с газа на уголь и топочный мазут. Продолжая эту мысль, можно предположить, что государство собирается экспортировать дешевый газ, дорого продавая его за рубежом, а страну подсадить на более дорогие энергоносители. Таким образом, можно будет заработать и на внутреннем, и на внешнем рынках.
Что такое "европейский уровень цен"? Это указанные $150 за тысячу кубометров. Между тем, по мнению лидера "Деловой России", главы некоммерческого партнерства "Координатор рынка газа" Бориса Титова, максимально приемлемая цена для российской экономики - $100. "Мы провели огромную работу в рамках КРГ по анализу ситуации на рынке, - сказал он в интервью "BusinessWeek Россия". - При цене до $100 проблемы могут возникнуть лишь в некоторых отраслях. Выше этого уровня может начаться системный кризис. Внутри России окажется просто невыгодным производить много видов продукции". Титов отметил, что в странах-производителях энергоносителей и во многих развивающихся странах (скажем, в Китае) государство сознательно дотирует цены на энергоресурсы для промышленности, дабы способствовать развитию экономики.
В России сегодня все наоборот: страна работает на производителей нефти и газа, а общественности внушают, что так и должно быть. Да, так должно быть, если бы наша экономика была рыночной и конкурентоспособной. Но перед нами стоят цели ускоренного развития, а повышение цен на энергоносители до мирового уровня приведет лишь к инфляции, резкому падению конкурентоспособности и снижению темпов экономического роста.
Если с помощью роста цен власти и компании хотят заставить потребителей обратить внимание на энергосбережение, то это также весьма странный подход. Значительная часть промышленности создана еще во времена СССР, оборудование морально устарело и сберегать на нем энергию очень сложно. Внедрять новые технологии нужно, но на это необходимы деньги, которых даже сегодня, во времена внешнего благополучия, несырьевому сектору катастрофически не хватает.
Но вопрос с ростом цен на газ, кажется, уже решен. Обсуждаются лишь параметры этого роста: сразу в 2007 году поднять цены вдвое или повышать их плавно - на 20-25%? Если представители бизнес-организаций подсчитывали последствия скачков цен, то чиновники, вероятнее всего, нет. Тут главную скрипку играют лоббистские возможности "Газпрома", а они, как известно, пока безграничны. И все это обсуждение накладывается на процесс взятия властями под контроль нефтегазового сектора.
БДИТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРЕВО ОКО
СТРЕМЛЕНИЕ чиновников установить почти полный госконтроль над углеводородными ресурсами России сегодня очевидно. "Газпром" в этом году практически избавился от конкурентов (если их можно было так назвать) - независимых производителей газа. Он купил почти 20% акций в "НОВАТЭКе" и приобрел контрольный пакет в проекте по освоению Берегового месторождения у "Итеры".
Если в газовой отрасли "Газпром" и раньше был признанным монополистом, то нефтянку еще года два назад вполне можно было назвать рыночной отраслью экономики. Еще бы: минимум госучастия, большое количество частных вертикально интегрированных холдингов, не зависящая ни от одной добывающей компании трубопроводная система.
Более того, еще в 2004 году госкомпания "Роснефть" отнюдь не была лидером рынка, уступая первые места частным "ЛУКОЙЛу", ЮКОСу, ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Сибнефти", однако сейчас государство все сильнее укрепляет свои позиции в добыче нефти, а в ближайшие несколько лет роль госкомпаний станет определяющей для развития отрасли.
Эксперты уверены, что все оставшиеся после продажи "Юганскнефтегаза" добывающие активы ЮКОСа будут поделены между государственными "Роснефтью" и "Газпромом". Одна из этих компаний, очевидно, получит и "Башнефть" в качестве довеска к группе Уфимских НПЗ, в покупке которых заинтересованы и "Роснефть", и "Газпром". Участники рынка обсуждают также вероятность перехода "Татнефти" под контроль одной из все тех же госкомпаний в ближайшие несколько лет. Кроме того, ходят упорные слухи о возможности смены российских акционеров ТНК-ВР - опять же на "Роснефть" или "Газпром". Одним из последствий этой смены, кстати, станет контроль государства над 75% акций "Славнефти": в настоящее время ее акции поделены между "Газпром нефтью" (бывшая "Сибнефть") и ТНК-ВР.
Если в ближайшие годы произойдет все, что сейчас обсуждают на рынке (а вероятность этого весьма велика), по-настоящему частными компаниями в России останутся лишь "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и небольшая "Русснефть" Михаила Гуцериева. При этом на рынке регулярно ходят слухи о возможном поглощении или слиянии "Сургутнефтегаза" с "Роснефтью" (эксперты, впрочем, в это не верят), а до "Русснефти" у государства, похоже, пока просто не дошли руки. Но даже если предположить, что эти три компании останутся частными, а ВР так и будет владеть половиной ТНК-ВР, государство будет контролировать более половины всей добычи нефти. Если бы все сделки, о которых идет речь выше, произошли в 2005 году, госкомпании добыли бы 225 млн. тонн из 470 млн. тонн нефти, произведенных в России.
Будущее и подавно за госкомпаниями. Самые перспективные лицензии на разведку в последнее время достаются "Роснефти" (иногда, правда, "Сургутнефтегазу"). "Роснефть" к тому же планирует существенно увеличить добычу за счет ввода в промышленную эксплуатацию уже открытых месторождений, в частности крупного Ванкорского месторождения. И "Роснефть", и "Газпром" стремятся всеми силами укрепиться на Сахалине: "Роснефть", по слухам, за счет увеличения своей доли в "Сахалине-1", "Газпром" - за счет вхождения в "Сахалин-2". Между тем глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов признает, что в ближайшее время темпы роста добычи нефти его компанией в России замедлятся из-за отсутствия новых лицензий. А "Русснефть" увеличивает свою добычу в основном за счет мелких нефтяных компаний и потому не портит госкомпаниям статистику. Поэтому можно не сомневаться: в течение ближайших трех-четырех лет "контрольный пакет" в российской нефтянке, как и в газе, будет принадлежать государству.
АРАБСКИЙ РАЙ
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД граждане России должны этому только радоваться, глядя на опыт стран, в которых добыча нефти полностью подчинена государству. Взять, к примеру, Саудовскую Аравию, которая делит с Россией первое и второе места в мире по объему добычи нефти. Саудовской госкомпании Saudi Aramco принадлежит более 90% всех нефтяных и газовых запасов страны. Нефть составляет около 90% экспорта Саудовской Аравии и обеспечивает 75% доходов бюджета. Другие отрасли экономики от налогов практически освобождены. В частности, в Саудовской Аравии нет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога с продаж. При этом государство щедро делится нефтяными доходами со своими гражданами, получая за это полную лояльность. Образование, в том числе высшее, и медицина в Саудовской Аравии абсолютно бесплатные. На рождение ребенка выдают пособия в десятки тысяч долларов, каждый житель страны имеет право получить эквивалент $80 тыс. на строительство собственного дома, а выпускникам местных учебных заведений выплачивают $13 тыс. "подъемных". В общем, рядовым саудовцам можно только позавидовать.
Конечно, не все так просто. В такой щедрой социальной политике больше негативных сторон, чем позитивных. Окончив престижные университеты, коренные саудовцы не хотят начинать работать на низших должностях, а высших на всех не хватает. Поэтому многие из них предпочитают жить на социальные пособия, пожизненно становясь иждивенцами на шее государства. Высокий уровень жизни безработных саудовцев приводит к демографическому росту, и государство вынуждено тратить на социальные пособия все больше. При этом около 75% занятых в экономике Саудовской Аравии составляют рабочие из Юго-Восточной Азии, которые ежегодно отправляют на родину до $17 млрд. своих заработков. Поэтому можно было бы только порадоваться, что российские власти при всем желании не смогут обеспечить такую же жизнь своим гражданам: при сопоставимом уровне добычи нефти население Саудовской Аравии составляет всего 18 млн. человек, а России - 143 млн.
Но какой "энергетической безопасностью" обусловлены российские внутренние цены на энергоносители, которые стремятся к мировым, понять практически невозможно. В Саудовской Аравии литр бензина стоит 2,8 рубля. И это совершенно нормально - использовать внутри страны наиболее доступный и дешевый для нее энергоноситель, отправляя на экспорт лишь его излишки. Россия же движется в совершенно противоположном направлении. Среди стран-производителей нефти она прочно лидирует по уровню внутренних цен на бензин, которые в разы выше, чем в странах ОПЕК. И даже среди стран-потребителей нефти Россия по уровню цен на бензин занимает не последнее место: в Китае, втором по величине мировом импортере энергоносителей, цены на бензин ниже, чем в нашей стране.
ОСОБЫЙ ПУТЬ
РОССИЯ вновь идет своим путем. Мы не следуем примеру нефтегосударств, официально не национализируем нефтегазовую промышленность и не субсидируем собственную экономику, поддерживая низкий уровень цен на энергоресурсы. Власти де-юре сохраняют видимость рынка и конкуренции в отрасли. Акции госкомпаний торгуются на фондовых биржах, а в числе их акционеров много иностранцев. Это позволяет чиновникам с чистой совестью объявлять задачей компании получение прибыли, а вовсе не реализацию интересов граждан России.
Отсюда и высокие цены на бензин, и намерение установить соответствующие мировым внутренние цены на газ. Население будет, кряхтя, платить за дорогое топливо на заправках и наблюдать за ростом цен на товары отечественных производителей - а он ускорится в результате повышения цен на газ. Госкомпании же станут тем временем экспортировать сырую нефть и природный газ, получая за это сверхприбыли и выплачивая в бюджет лишь налоги. При этом степень контроля за их деятельностью, их прозрачность оставляют желать лучшего. Фактически в России строится не модель развития экономики и даже не модель развития сырьевого сектора, а система, отстаивающая финансовые интересы госкомпаний - компаний, контролируемых чиновниками.
Поэтому неправильно говорить, что "контрольный пакет" в добыче нефти и газа через несколько лет будет принадлежать государству: он будет принадлежать чиновникам, и то всего нескольким, преимущественно из администрации президента. Чем эта система отличается от олигархического капитализма 90-х годов? Только возможностью некриминальной ротации кормящегося от "трубы" лица.
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены