23 октября 2006 г.
Источник: журнал "BusinessWeek Россия"
Автор: Лада Клокова
Мина замедленного действия
Применение любого оружия чревато ответными мерами воздействия. Даже если это оружие "энергетическое"
ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ДВЕ НЕДЕЛИ назад казалось, что все было рассчитано с ювелирной точностью: аккурат перед визитом президента России Владимира Путина в Германию глава "Газпрома" Алексей Миллер выступил с заявлением, ошарашившим потенциальных иностранных партнеров монополии. Два года тянулось решение вопроса о том, кто же в итоге войдет в консорциум по освоению Штокмановского месторождения в Баренцевом море (запасы - 3,7 млрд. куб. метров), газ которого планировалось поставлять на рынок США. Эксперты терялись в догадках, какие активы за рубежом заинтересуют "Газпром" настолько, что он поделится с Norsk Hydro, Statoil, Total, Chevron и ConocoPhillips долями в проекте. И вот наконец Алексей Миллер сообщил, что "Газпром" будет разрабатывать Штокман в одиночку. Спустя же несколько дней Владимир Путин в Дрездене пообещал канцлеру Ангеле Меркель, что газ со Штокмана будет перенаправлен на европейские рынки, а Германия может стать крупнейшим "распределителем" российского голубого топлива в Европе. Иначе как предложением крепкой дружбы, скрепленной российскими газопроводами, это и не назовешь.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
НО ТУТ-ТО и сработала мина замедленного действия, которую Россия своими руками заложила в тот момент, когда решила превратиться из надежного поставщика углеводородов в "энергетического диктатора".
Ангела Меркель предложение главы России выслушала, но предпочла искать союз на стороне. Федеральный канцлер не мешкая направилась в Париж, где подписала с президентом Франции Жаком Шираком соглашение о создании франко-германского энергетического альянса без участия третьих стран.
Фактически Москве дали понять, что ее политика, основанная на концепции "энергетического оружия", неприемлема. Звонкая пощечина была подкреплена рекомендацией подписать Энергетическую хартию и Транзитный протокол к ней, что Россия отказывается делать с 90-х годов прошлого века. Ну а для того, чтобы у Кремля не оставалось никаких сомнений в серьезности намерений европейцев, появилась инициатива создать "сеть энергетических корреспондентов". Как говорится в обращении Еврокомиссии к Европейскому совету, "цель создания такой сети - подготовить базис для действий и решений в случае кризиса энергетической безопасности путем сбора, передачи и распространения достоверной информации, относящейся к безопасности энергетических поставок в ЕС".
На первый взгляд действия европейцев кажутся решительными. Однако пока особых причин для паники у России нет. Как, впрочем, нет их и у Европы. Происходит своего рода разведка боем: противники проверяют, у кого нервы крепче и какие тузы припрятаны в рукавах.
ЛОЖНЫЙ СЛЕД
В ВОПРОСАХ поставок газа Россия и Европа слишком взаимозависимы. РФ и "Газпром" не обойдутся без экспортных доходов, ЕС - без российского голубого топлива. По крайней мере, в обозримой перспективе. Все рассматриваемые сейчас в качестве альтернативных проекты поставок газа в Европу из Средней Азии или Ирана, как говорится, задел на будущее. Система поставок российского газа в Европу выстраивалась не одно десятилетие, и вряд ли с обеих сторон найдутся желающие разрушить ее в одночасье. К тому же в самом ЕС наблюдаются разброд и шатания, как только речь заходит о выстраивании отношений с Россией.
Иными словами, ЕС и РФ предстоит долгий и тяжелый диалог: России придется поумерить свои амбиции и, возможно, чем-то поделиться. Например, допуском европейских компаний к газодобывающим проектам или активам. Но видимо, на большее рассчитывать не стоит: Кремль дал понять, что Энергетическая хартия и Транзитный протокол ратифицированы не будут, поскольку власти считают, что эти документы ущемляют национальные интересы.
Что же касается "энергетических корреспондентов", которых в Европе уже окрестили "агентами 008", то эта инициатива ЕС выглядит как минимум странно. Ну во-первых, прецедентов не смог вспомнить ни один опрошенный "BusinessWeek Россия" эксперт. Во-вторых, показательно, что представители европейских институтов сильно удивлялись, услышав об "энергетических корреспондентах", и спрашивали: при чем тут журналисты? То есть о них пока никто ничего не знает. По крайней мере "BusinessWeek Россия" так и не смог разыскать специалистов, способных сообщить что-либо более внятное, чем формулировки, содержащиеся в обращении Еврокомиссии. В Институте энергетики в Лондоне на эту тему разговаривать отказались, сославшись на неосведомленность. Российские ведомства тоже "не в курсе". Глава политического отдела представительства Европейской комиссии в России Танели Лахти затруднилась с ответом, сообщив лишь, что "еще не выработано никаких деталей и пока непонятно, как главы государств-членов ЕС отреагируют на это предложение". В самой Европейской комиссии эту тему также обсуждать отказались, "поскольку пока ничего неизвестно". Генеральный секретарь секретариата Энергетической хартии Андре Мернье смог сообщить лишь, что, по его мнению, "есть необходимость в более прозрачной и точной информации о международных потоках энергии. Это было очевидно уже во время полемики между Россией и Украиной в начале этого года. Многое может быть сделано, чтобы улучшить точность и достоверность информации, например, о потоках газа по всей Евразии. Точная информация очень важна для снижения риска недопонимания".
Директор по глобальным энергетическим рынкам агентства Platts Хорхе Монтепеки в беседе с "BusinessWeek Россия" выразил удивление самой постановкой задачи: сбор информации для предупреждения энергетических кризисов. По его словам, "большая часть такой информации появляется постфактум". "Большинство таких правительственных организаций, как Европейский союз, подготавливают множество документов. Некоторые из них выливаются в конкретные действия, а некоторые - нет", - говорит Хорхе Монтепеки. По его мнению, предложение о создании сети "энергетических корреспондентов" - это "реакция на прошлогодние проблемы, когда газовое снабжение Европы было нарушено". Но даже если подобная сеть и будет создана, то у экспертов есть сомнения в ее эффективности. "Допустим, этой зимой Россия снова отключит газ. Даже если есть сеть людей, информирующих друг друга, - что они могут сделать? Если газа нет - его нет. Если у этих людей нет мандата на создание материальных запасов на случай прекращения снабжения, эта сеть мало что изменит", - считает г-н Монтепеки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?
ПОКА ясно лишь то, что Европа, которую совершенно не устраивает безапелляционная линия поведения Москвы, решила поставить на место Россию. Причем в качестве предупредительных выбраны не самые жесткие меры.
Например, поводов для беспокойства у российской стороны было бы гораздо больше, если бы европейцы открыто предложили пересмотреть условия заключения контрактов с "Газпромом" ("бери и плати"), а также выступили бы с инициативой отвязать формирование цены на газ от цен на нефть на мировом рынке. Беспокоит лишь то, что представители некоторых европейских компаний в неофициальных беседах уже высказываются за подобные действия. Кроме того, в Энергетической стратегии Евросоюза, принятой в 2000 году, открытым текстом говорится о том, что существующие ценовые формулы на газ утратили связь с рыночной реальностью и их нужно пересматривать. Если это будет действительно сделано, "Газпром" может понести серьезные потери по доходам.
Агенты 008
Из обращения Еврокомиссии к Европейскому совету
"...Партнерам по ЕС очень важно быть осведомленными обо всех событиях, готовыми делиться необходимой информацией друг с другом в случае внешнего энергетического кризиса. Для облегчения такого обмена комиссия, руководство Совета Европейского союза и Генеральный секретариат совета готовятся к созданию сети энергетических корреспондентов, чтобы способствовать раннему реагированию ЕС в случае угроз его энергетической безопасности. Цель создания сети - подготовить базис для действий и решений в случае кризиса энергетической безопасности путем сбора, передачи и распространения достоверной информации, относящейся к безопасности энергетических поставок в ЕС. Сеть также будет проводить предварительный анализ и оценку с тем, чтобы иметь возможность раннего предупреждения, когда энергетическая безопасность не может быть обеспечена. Сеть должна состоять из экспертов в области энергетики из стран-членов ЕС, Генерального секретариата, Совета ЕС и Европейской комиссии. Они будут действовать посредством специальной коммуникационной системы и встречаться на нерегулярной основе".
 
 


Все замечания и пожелания присылайте по адресу: skv@nefte.ru

ЗАО "Независимое нефтяное обозрение "СКВАЖИНА" (С) 1999 Все права защищены